Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации "(утв. на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, протокол N 3, от 30.08.2018) (вместе с Рекомендациями по определению соответствия состава и структуры АСС/АСФ возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации ЧС и требованиям законодательства Российской Федерации, Рекомендациями по определению соответствия АСС/АСФ требованиям об укомплектованности спасателями, Рекомендациями по определению соответствия АСС/АСФ требованиям об оснащенности, Рекомендациями по оценке наличия условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море в соответствии с технологией их ведения, а также наличие условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями профессиональной(-ого) АСС/АСФ, Рекомендациями по проверке постоянной готовности АСС/АСФ к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации, Рекомендациями по оформлению Акта проверки соответствия АСС/АСФ обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению возложенных на нее(-его) задач, Рекомендациями по оформлению Ведомости выполнения нормативов по физической подготовке спасателями и/или гражданами, приобретающими статус спасателя)"
Утверждено
на заседании
Межведомственной
комиссии по аттестации
аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных
формирований и спасателей
Протокол N 3
от 30 августа 2018 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ И СПАСАТЕЛЕЙ НА ПРАВО
ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Применяемые сокращения
АСР |
аварийно-спасательные работы |
АСР по ЛРН на море |
аварийно-спасательные работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации |
АСС |
аварийно-спасательная служба |
АСФ |
аварийно-спасательное формирование |
ЛРН |
ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов |
ЧС |
чрезвычайная ситуация |
ССПГ |
силы и средства постоянной готовности |
РСЧС |
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по проведению аттестации АСС/АСФ, спасателей, и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения АСР по ЛРН на море (далее - Методические рекомендации) разработаны Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - МАК) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (далее - Положение об аттестации), Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20 февраля 2013 г. N 102 (далее - Положение об АК), а также Требованиями к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 33 (далее - Требования ССПГ).
1.2. Методические рекомендации предназначены для применения аттестационными комиссиями при проведении аттестации АСС/АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, (далее - спасатели) на право ведения АСР по ЛРН на море.
1.3. АСР по ЛРН на море являются видом АСР в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
1.4. В состав АСР по ЛРН на море, выполняемых АСС/АСФ, могут входить следующие работы (мероприятия):
мониторинг обстановки в районе разлива;
аварийная разгрузка нефти и нефтепродуктов с терпящих бедствие судов;
локализация разливов нефти и нефтепродуктов;
защита береговых линий, экологически чувствительных зон и особо охраняемых природных территорий от нефтяных загрязнений;
ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на акватории;
передача собранной нефтеводяной смеси на специализированные суда или береговые сооружения для временного размещения, переработки (утилизации).
1.5. Аттестационные комиссии осуществляют аттестацию АСС/АСФ и спасателей на право ведения АСР по ЛРН на море в соответствии с полномочиями, установленными Положением об АК.
2. Аттестация аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на право ведения АСР по ЛРН на море
2.1. При проведении аттестации АСС/АСФ рассматривается поступившее в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и прилагаемые к нему документы.
2.2. Перечень документов, представляемых для аттестации АСС/АСФ, в том числе на право ведения АСР по ЛРН на море, определен пунктами 13 и 14 Положения об аттестации.
В соответствии с пунктом 10 Положения об АК аттестационной комиссией могут быть запрошены необходимые (дополнительные) материалы и информация по вопросам, связанным с аттестацией АСС/АСФ.
Представленные в аттестационную комиссию документы проверяются на предмет наличия в них неполной, недостоверной или искаженной информации, а также комплектности в соответствии с пунктами 13 и 14 Положения об аттестации.
2.3. В целях проведения проверки готовности АСС/АСФ аттестационной комиссией создается рабочая (экспертная) группа (далее - рабочая группа) в порядке, установленном положением о соответствующей аттестационной комиссии.
Для проведения проверок готовности в отношении аттестуемых АСС/АСФ, созданных в организациях, входящих в сферу деятельности (или обслуживающих объекты) различных ведомств, аттестационные комиссии включают в состав рабочей группы представителей заинтересованных федеральных органов, создающих соответствующие функциональные подсистемы РСЧС.
2.4. Проверка готовности АСС/АСФ осуществляется рабочей группой в месте ее (его) дислокации.
При наличии нескольких мест дислокации АСС/АСФ проверку готовности рекомендуется проводить в одном или нескольких местах по решению аттестационной комиссии.
В случае, если в одном или нескольких местах дислокации по результатам проверки готовности установлены несоответствие (неготовность) одного или нескольких структурных подразделений АСС/АСФ, общая готовность АСС/АСФ оценивается как неудовлетворительная.
2.5. В ходе проверки готовности АСС/АСФ рабочей группой проверяется соответствие АСС/АСФ обязательным требованиям, установленным пунктом 12 Положения об аттестации:
1) наличие учредительных документов АСС/АСФ (устава (положения), приказа или иного документа о создании АСС/АСФ);
2) соответствие состава и структуры АСС/АСФ, утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС/АСФ, возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации ЧС и требованиям законодательства Российской Федерации (Приложение А);
3) укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование) (приложение Б);
4) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями АСС/АСФ, аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение АСР по ЛРН на море и принадлежащими этой(-ому) АСС/АСФ на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации (приложение В);
5) наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями АСС/АСФ (Приложение Г);
6) постоянная готовность к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации (Приложение Д).
2.6. Оценка соответствия АСС/АСФ обязательным требованиям, установленным пунктом 12 Положения об аттестации, и готовности к выполнению задач по проведению АСР по ЛРН на море проводится в соответствии с Критериями оценки соответствия обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации АСС/АСФ на право ведения АСР по ЛРН на море (приложение Е).
2.7. По результатам проверки готовности АСС/АСФ составляется "Акт проверки соответствия аварийно-спасательной службы/аварийно-спасательного формирования обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению возложенных на нее(-его) задач" (далее - Акт проверки готовности АСС/АСФ) с учетом указанной выше оценки соответствия.
При аттестации АСС/АСФ на несколько видов АСР результаты проверки готовности отражаются в едином Акте проверки готовности АСС/АСФ с учетом соответствующих методических рекомендаций, утвержденных МАК.
Рекомендации по оформлению Акта проверки готовности АСС/АСФ приведены в приложении Ж.
2.8. При наличии по результатам проверки готовности АСС/АСФ особого мнения у одного или нескольких членов рабочей группы, в котором выражается несогласие с выводами остальных членов рабочей группы (со ссылками на нормативные правовые акты), указанное особое мнение оформляется в письменном виде и прилагается к Акту проверки АСС/АСФ.
К Акту проверки АСС/АСФ также прилагается аргументированная позиция остальных членов рабочей группы по данному особому мнению, а также аргументированная позиция заявителя (аттестуемого) в отношении результатов проверки готовности (при наличии).
Акт проверки АСС/АСФ, особое мнение одного или нескольких членов рабочей группы, аргументированная позиция остальных членов рабочей группы по данному особому мнению, а также аргументированная позиция организации, создавшей АСС/АСФ, (далее - заявитель) в отношении результатов проверки готовности (при наличии) представляются в соответствующую аттестационную комиссию для рассмотрения и принятия решения об аттестации в порядке, предусмотренном положением о соответствующей аттестационной комиссии.
На заседание аттестационной комиссии для рассмотрения соответствующего вопроса приглашаются все члены рабочей группы, в том числе члены, составившие особое мнение.
2.9. Решение об аттестации АСС/АСФ на право ведения АСР по ЛРН на море принимается аттестационной комиссией по результатам рассмотрения:
- документов (материалов), представленных заявителем в аттестационную комиссию;
- документов (материалов), представленных рабочей группой, по итогам проведенной проверки готовности АСС/АСФ.
2.10. По результатам рассмотрения вопроса аттестации АСС/АСФ на право ведения АСР по результатам рассмотрения документов, представленных для проведения аттестации АСС/АСФ, Акта проверки готовности АСС/АСФ и других материалов (презентации, фото- и видеоматериалы и другие) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;
б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ;
в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
2.11. Оформление свидетельств об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ производится на бланках, форма которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Аттестация спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения АСР по ЛРН на море
3.1. Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации.
При проведении аттестации спасателя определяется его соответствие установленным Положением об аттестации обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе готовность к выполнению АСР по ЛРН на море.
3.2. При проведении аттестации спасателей на право ведения АСР по ЛРН на море рассматриваются поступившие в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и прилагаемые к ним документы.
3.3. Перечень документов, представляемых для аттестации спасателей, в том числе на право ведения АСР по ЛРН на море, определен пунктами 24 и 25 Положения об аттестации.
В соответствии с пунктом 10 Положения об АК аттестационной комиссией могут быть запрошены необходимые (дополнительные) материалы и информация по вопросам, связанным с аттестацией спасателей.
Представленные в аттестационную комиссию документы проверяются на предмет наличия в них неполной, недостоверной или искаженной информации, а также комплектности в соответствии с пунктами 24, 25 Положения об аттестации.
3.4. В целях проведения проверки соответствия спасателя обязательным требованиям, установленным Положением об аттестации, и определения его готовности к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе готовности к ведению АСР по ЛРН на море, (далее - проверка готовности спасателя) аттестационной комиссией может создаваться рабочая группа в порядке, предусмотренном положением о соответствующей аттестационной комиссии.
3.5. При проведении проверки соответствия спасателей обязательным требованиям, установленным пунктом 22 Положения об аттестации, проверяется:
а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;
б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) прохождение профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.
При этом рабочей группой рассматриваются заявление спасателя об аттестации его на право ведения аварийно-спасательных работ и прилагаемые к нему документы в соответствии пунктами 24, 25 Положения об аттестации, а также проводится проверка выполнения аттестуемыми нормативов по физической подготовке, утвержденных приказом МЧС России от 27.10.2015 N 569.
Проверка физической подготовки спасателей осуществляется аттестационной комиссией или рабочей группой в специально оборудованном месте, позволяющем проводить указанную проверку (спортивные залы, учебные полигоны и т.п.).
Результаты проверки выполнения аттестуемыми указанных нормативов по физической подготовке отражаются в "Ведомости выполнения нормативов по физической подготовке спасателями и/или гражданами, приобретающими статус спасателя" (далее - Ведомость).
Рекомендации по оформлению Ведомости приведены в приложении З.
3.6. По результатам рассмотрения документов, представленных для аттестации спасателей, а также Ведомости аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;
б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;
в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Приложение А
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ АСС/АСФ
ВОЗЛОЖЕННЫМ НА НЕЕ (НЕГО) ЗАДАЧАМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧС И ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
При определении соответствия состава и структуры АСС/АСФ возложенным на него задачам рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:
- организационно-штатная структура АСС/АСФ;
- документ, устанавливающий численность АСС/АСФ: выписка из штатного расписания, приказ или иной документ, устанавливающий численность;
- справка об укомплектованности АСС/АСФ личным составом;
- документы о наличии структурных подразделений АСС/АСФ, находящихся на круглосуточном дежурстве;
- документы о наличии обособленных территориально удаленных структурных подразделений АСС/АСФ, с указанием мест их дислокации.
При проверке соответствия состава и структуры АСС/АСФ возложенным на нее (него) задачам рабочей группой проверяется и оценивается:
1) возможность АСС/АСФ (в утвержденной структуре и численности) выполнять возлагаемые на нее (него) задачи по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ и зоны ответственности АСС/АСФ;
2) достаточность личного состава для работы с заявленным количеством аварийно-спасательных средств при проведении заявленных видов аварийно-спасательных работ;
3) соответствие фактической численности АСС/АСФ, в том числе дежурных смен профессиональных АСС/АСФ (с учетом мест их дислокации), сведениям, содержащимся в представленных документах;
4) соответствие должностей спасателей, работающих на постоянной штатной основе в профессиональных АСС/АСФ и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций Перечню должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 693.
Приложение Б
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ АСС/АСФ ТРЕБОВАНИЯМ
ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ СПАСАТЕЛЯМИ
При определении соответствия АСС/АСФ требованиям об укомплектованности спасателями рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:
- справка об укомплектованности АСС/АСФ личным составом;
- справка, содержащая сведения об аттестованных спасателях АСС/АСФ с указанием реквизитов соответствующих аттестационных комиссий;
- книжки спасателей, удостоверения личности спасателей, выписки из протоколов аттестационных комиссий о последней аттестации личного состава АСС/АСФ;
- документы об образовании и квалификации спасателей и других работников АСС/АСФ с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ, в том числе документы о владении спасателями смежными специальностями в соответствии с возложенными на АСС/АСФ задачами;
- распорядительные документы о возложении задач на структурные подразделения и обязанностей на входящих в их состав членов АСС/АСФ по видам аварийно-спасательных работ;
- трудовые книжки, трудовые договоры и должностные инструкции личного состава аварийно-спасательной службы (формирования) (с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");
- копии документов о страховании спасателей.
При проверке соответствия АСС/АСФ требованиям об укомплектованности спасателями численность аттестованных спасателей АСС/АСФ с учетом наличия структурных подразделений и заявленных к аттестации видов аварийно-спасательных работ (укомплектованность АСС/АСФ (их структурных подразделений, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ), спасателями, аттестованными на право ведения соответствующих видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется АСС/АСФ, должна составлять не менее 75 процентов).
При рассмотрении книжек спасателей и выписок из протоколов аттестационных комиссий проверяется наличие отметок об аттестации спасателей на право ведения соответствующих видов аварийно-спасательных работах.
При рассмотрении трудовых книжек, трудовых договоров и должностных инструкций и других документов в отношении спасателей, принятых в организацию, создавшую АСС/АСФ и зачисленных в ее состав, проверяется:
- отсутствие в штате АСС/АСФ на должностях спасателей граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничения для работы спасателями;
- соблюдение ограничений, установленных статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации, при работе спасателей по совместительству.
Приложение В
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ АСС/АСФ
ТРЕБОВАНИЯМ ОБ ОСНАЩЕННОСТИ
При проверке оснащенности оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами рабочей группой оценивается возможность выполнения АСС/АСФ заявленных к аттестации видов аварийно-спасательных работ, в том числе АСР по ЛРН на море, с применением аварийно-спасательных средств, предусмотренных нормами оснащения.
Состав сил и средств АСС/АСФ, обеспечивающий выполнение АСР по ЛРН на море, устанавливается в соответствии с Требованиями ССПГ и отражается в Табеле оснащения АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.
При определении норм оснащения (состава и количества) организацией, создавшей АСС/АСФ, (учредителем АСС/АСФ) учитываются:
- особенности обслуживаемых объектов (при наличии таких объектов);
- места (территории, акватории), условия и технологии проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- другие факторы, влияющие на оснащенность и безопасность проведения аварийно-спасательных работ.
Также в нормы оснащения АСС/АСФ рекомендуется включать аварийно-спасательные средства (технические устройства, специальные приспособления, инструменты, материалы, спецодежда, средства страховки и индивидуальной защиты и т.д.), необходимые для выполнения вспомогательных и неотложных работ и сопутствующих мероприятий в зависимости от условий их проведения, в том числе: средства связи, средства обнаружения пострадавших, средства оказания первой помощи, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты, средства контроля атмосферы, инженерная техника, пожарно-техническое оборудование и другое.
Для проверки оснащенности АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими проведение АСР по ЛРН на море, рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:
табель оснащения АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ (далее - табель оснащения);
ведомость оснащения АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ (далее - ведомость оснащения);
документы по учету технического состояния оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов;
документы, подтверждающие принадлежность к АСС/АСФ оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.
При проверке оснащенности АСС/АСФ рабочей группой проверяются:
1) соответствие состава сил и средств АСС/АСФ Требованиям ССПГ;
2) соответствие сведений, представленных в ведомости оснащения, сведениям, указанным в табеле оснащения;
3) соответствие фактического наличия автотранспорта, аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, сведениям, указанным в табеле оснащения и ведомости оснащения;
4) техническое состояние и комплектность автотранспорта, аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море, а также подготовленность их к применению;
5) документы, подтверждающие техническое состояние, имеющихся и приведенных в ведомости оснащения автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море, ведение документации, связанной с их содержанием и эксплуатацией;
6) документы, подтверждающие принадлежность (права владения) к АСС/АСФ, либо организации, создавшей АСС/АСФ, оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, на праве собственности или ином законном основании на срок, не менее срока действия аттестации.
Документами, подтверждающими исправное техническое состояние являются, в том числе:
для автотранспорта - диагностические карты;
для судов - классификационные свидетельства;
для технических устройств - технические паспорта (формуляры и др.), выдаваемые заводом-изготовителем (с соответствующими отметками), заключение экспертизы промышленной безопасности, акты технического осмотра (подписанные уполномоченными лицами) и др.
Наличие прав владения оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, устанавливается, в том числе, на основе изучения документов: договоров купли-продажи (аренды, лизинга и другие), документов государственной регистрации, свидетельств о постановке на учет, актов приема-передачи, счетов-фактур, сведений из бухгалтерского баланса, паспортов изделий и других документов.
Приложение Г
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ НАЛИЧИЯ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СПАСАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ АСР
ПО ЛРН НА МОРЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ ИХ ВЕДЕНИЯ,
А ТАКЖЕ НАЛИЧИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НЕСЕНИЕ ДЕЖУРСТВА
СПАСАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ(-ОГО) АСС/АСФ
Проверка зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется АСС/АСФ, производится в целях:
- определения наличия условий, обеспечивающих: размещение аварийно-спасательных средств; проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ; несение дежурства спасателями АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ), их соответствия нормам (при их наличии), устанавливающим требования к условиям размещения аварийно-спасательных средств и проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для проверки наличия указанных условий рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:
- справка, содержащая сведения о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется АСС/АСФ;
- документы, подтверждающие право владения либо право пользования АСС/АСФ зданиями (строениями) и помещениями;
- организационно-штатная структура АСС/АСФ;
- документы о наличии структурных подразделений АСС/АСФ, находящихся на круглосуточном дежурстве;
- документы о наличии обособленных территориально удаленных структурных подразделений АСС/АСФ, с указанием мест их дислокации;
- документы, регламентирующие нормы хранения аварийно-спасательных средств.
В качестве документов, подтверждающих право владения либо право пользования АСС/АСФ зданиями (строениями) и помещениями, а также земельных участков, могут рассматриваться: свидетельства о собственности, договоры купли-продажи, аренды, лизинга, пользования, акты приема-передачи, счета-фактуры, документы о постановке на кадастровый учет, планы занимаемых помещений и другие документы.
Проверяются следующие условия для размещения аварийно-спасательных средств:
- наличие помещений (площадок, специально отведенных мест) для хранения аварийно-спасательных средств;
- наличие помещений (площадок, специально отведенных мест) для проведения проверки, ремонта и обслуживания аварийно-спасательных средств;
- соответствие мест хранения, проверки, ремонта и обслуживания аварийно-спасательных средств требованиям, установленным изготовителем.
Проверяются следующие условия для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море:
- наличие учебных классов (учебного класса), оборудованных соответствующими наглядными пособиями, учебно-методическими материалами, макетами и тренажерами;
- наличие помещения (площадки, полигона) для отработки практических навыков выполнения АСР по ЛРН на море.
Проверяются следующие условия для несения дежурства спасателями АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ):
- наличие помещения дежурного (диспетчерского пункта), оборудованного необходимыми средствами связи и оповещения;
- наличие комнаты отдыха спасателей;
- наличие комнаты для приготовления и приема пищи спасателями;
- наличие санитарно-бытовых помещений (туалет, душевая и т.д.).
Приложение Д
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ АСС/АСФ К ОПЕРАТИВНОМУ
РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧС И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО ИХ ЛИКВИДАЦИИ
При проверке постоянной готовности АСС/АСФ к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению АСР по ЛРН на море рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:
- карты (карта) зоны ответственности АСС/АСФ;
- графики дежурства дежурной смены АСС/АСФ (применительно к профессиональным АСС/АСФ);
- нормативные акты, регламентирующие деятельность АСС/АСФ при проведении АСР по ЛРН на море;
- перечень объектов, которые могут служить источниками ЧС в зоне ответственности аттестуемой(-ого) АСС/АСФ;
- схемы оповещения органов управления, должностных лиц и спасателей;
- договоры и соглашения о взаимодействии с другими участниками ликвидации ЧС (при наличии);
- справка, содержащая сведения об учениях и тренировках, проведенных АСС/АСФ в предаттестационный (межаттестационный) период;
- справка о выполненных в межаттестационный период АСР (в случае проведения таких работ);
- планы и отчеты о проведении учений и тренировок.
Для определения готовности АСС/АСФ к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению АСР по ЛРН на море рабочей группой проверяется:
- фактическое несение круглосуточного дежурства личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ);
- фактическое наличие на рабочих местах спасателей, входящих в состав нештатных АСФ (для нештатных АСФ);
- готовность аварийно-спасательных средств к проведению АСР по ЛРН на море;
- умение и практические навыки спасателей при выполнении операций с использованием оборудования ЛРН на море, в том числе при проведении соответствующих учений.
Также рекомендуется проверять (выборочно) у спасателей знания требований законодательства в области предупреждения и ЛРН, охраны труда, должностных обязанностей и тактико-технических характеристик оборудования, умение оказывать первую помощь.
При рассмотрении карты (карт) зоны ответственности АСС/АСФ рабочая группа проверяет наличие сведений:
- об обслуживаемых объектах/группах объектов (при наличии), либо наличие сведений об обслуживаемых объектах в приложении к карте зоны ответственности (в случае невозможности указания их на карте);
- о местах дислокация сил и средств АСС/АСФ, его структурных подразделений (при наличии);
- о границах зоны ответственности АСС/АСФ.
При этом рабочей группой оценивается возможность АСС/АСФ к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению АСР по ЛРН на море с учетом:
- удаленности мест расположения обслуживаемых объектов/групп объектов (при наличии) и мест дислокации сил и средств АСС/АСФ, его структурных подразделений (при наличии), друг от друга;
- наличия и состава средств доставки сил и средств к месту проведения работ;
- возможного времени реагирования на чрезвычайные ситуации (расчетное время прибытие на объект сил и средств).
При проверке постоянной готовности АСС/АСФ проводятся учения, в ходе которых отрабатываются, в т.ч., следующие элементы:
- прием и отработка оперативным дежурным (диспетчерскими службами) соответствующего сигнала оповещения;
- сбор дежурной смены, при необходимости доставка и погрузка аварийно-спасательного имущества на автотранспорт и суда;
- выдвижение сил и средств к месту разлива нефти;
- применение средств локализации разливов нефти (боновых заграждений) на акватории;
- применение нефтесборщиков (скиммеров), имитация сбора нефти (нефтепродуктов) с фактическим запуском оборудования в работу;
- применение сорбирующих веществ;
- транспортировка и сдача собранной нефтеводяной смеси на берег.
Приложение Е
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ
ПРИ АТТЕСТАЦИИ АСС/АСФ НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ АСР ПО ЛРН НА МОРЕ
Наименование |
Результат проверки |
Оценка соответствия |
1. Наличие учредительных документов АСС/АСФ |
||
1.1. Наличие учредительных документов АСС/АСФ (устава (положения)), приказа или иного документа о создании АСС/АСФ |
Учредительные документы АСС/АСФ (устав (положение)), приказ или иной документ о создании АСС/АСФ в наличии. |
Соответствует. |
Учредительные документы АСС/АСФ (устав (положение)), приказ или иной документ о создании АСС/АСФ отсутствуют. |
Не соответствует. |
|
Учредительные документы АСС/АСФ (устав (положение)), приказ или иной документ о создании АСС/АСФ содержат информацию, являющуюся основанием для отказа в аттестации в соответствии с пунктом 17 Положения об аттестации. |
Не соответствует. |
|
2. Соответствие состава и структуры АСС/АСФ возложенным на нее (него) задачам |
||
2.1. Соответствие состава и структуры АСС/АСФ, утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС/АСФ, возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации ЧС и требованиям законодательства Российской Федерации |
Состав и структура АСС/АСФ обеспечивают выполнение возложенных на АСС/АСФ задач. |
Соответствует. |
Состав и структура АСС/АСФ не обеспечивают выполнение возложенных на АСС/АСФ задач. |
Не соответствует. |
|
3. Укомплектованность личного состава спасателями, аттестованными для выполнения АСР по ЛРН на море |
||
3.1 Укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование); |
Укомплектованность АСС/АСФ (их структурных подразделений, предназначенных для проведения АСР по ЛРН на море) спасателями, аттестованными на право ведения АСР по ЛРН на море составляет не менее 75%. |
Соответствует |
Укомплектованность АСС/АСФ (их структурных подразделений, предназначенных для проведения АСР по ЛРН на море) спасателями, аттестованными на право ведения АСР по ЛРН на море составляет менее 75%. |
Не соответствует |
|
4. Оснащенность АСС/АСФ аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение АСР по ЛРН на море |
||
4.1. Наличие оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море. |
Состав сил и средств АСС/АСФ соответствует Требованиям ССПГ. Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства имеются в наличии согласно табелю оснащения и ведомости оснащения АСС/АСФ. |
Соответствует |
Состав сил и средств АСС/АСФ не соответствует Требованиям ССПГ. |
Не соответствует |
|
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства, имеющиеся в наличии, не соответствуют табелю оснащения и ведомости оснащения АСС/АСФ. |
Не соответствует |
|
4.2. Техническое состояние оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море. |
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства находятся в технически исправном состоянии и готовы к применению. Имеются документы, подтверждающие исправное техническое состояние оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств. |
Соответствует |
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства находятся в неисправном состоянии и/или не готовы к применению. |
Не соответствует |
|
Документы (часть документов) по учету технического состояния оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств отсутствуют. |
Не соответствует |
|
4.3. Принадлежность оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для ведения АСР по ЛРН на море, к АСС/АСФ, либо к организации, создавшей АСС/АСФ, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации |
Имеются документы, подтверждающие принадлежность оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств к АСС/АСФ, либо к организации, создавшей АСС/АСФ, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации. |
Соответствует |
Отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств к АСС/АСФ либо к организации, создавшей АСС/АСФ, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации. |
Не соответствует |
|
5. Наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей |
||
5.1. Наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств. |
Имеющиеся здания (строения, помещения, площадки, специально отведенные места) и суда обеспечивают размещение аварийно-спасательных средств, а также имеются необходимые условия хранения и обслуживания аварийно-спасательных средств. |
Соответствует |
Имеющиеся здания (строения, помещения, площадки, специально отведенные места) и суда не обеспечивают размещение аварийно-спасательных средств. |
Не соответствует |
|
Отсутствуют необходимые условия хранения аварийно-спасательных средств. |
Не соответствует |
|
5.2. Наличие условий, обеспечивающих проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море. |
Имеющиеся условия обеспечивают проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море. |
Соответствует |
Имеющиеся условия не обеспечивают проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море. |
Не соответствует |
|
6. Постоянная готовность к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации |
||
6.1. Организация круглосуточного дежурства личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ) |
Организовано круглосуточное дежурство личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ |
Соответствует |
Не организовано круглосуточное дежурство личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ |
Не соответствует |
|
6.2. Выполнение спасателями в составе АСС/АСФ (подразделений АСС/АСФ) операций с использованием оборудования ЛРН на море, в том числе при проведении соответствующих учений |
Действия личного состава обеспечивают локализацию и ликвидацию возможного разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с технологией ведения АСР по ЛРН на море. Знания и умения личного состава АСС/АСФ позволяют выполнять АСР по ЛРН на море. |
Соответствует |
Действия личного состава не обеспечивают локализацию и ликвидацию возможного разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с технологией ведения АСР по ЛРН на море. |
Не соответствует |
|
Знания и умения личного состава АСС/АСФ не позволяют выполнять АСР по ЛРН на море. |
Не соответствует |
|
6.3. Готовность аварийно-спасательных средств к проведению АСР по ЛРН на море |
Размещение и состояние аварийно-спасательных средств позволяют оперативно реагировать на ЧС |
Соответствует |
Размещение и состояние аварийно-спасательных средств не позволяют оперативно реагировать на ЧС |
Не соответствует |
Приложение Ж
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ АКТА ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ АСС/АСФ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ПРИ АТТЕСТАЦИИ,
И ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕЕ(-ЕГО) ЗАДАЧ
Акт проверки готовности АСС/АСФ рекомендуется составлять из следующих структурных единиц (разделов):
1. Общая часть.
2. Учредительные документы АСС/АСФ.
3. Состав и структура АСС/АСФ.
4. Укомплектованность личного состава аттестованными спасателями.
5. Оснащенность АСС/АСФ аварийно-спасательными средствами.
6. Размещение аварийно-спасательных средств.
7. Условия для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей.
8. Условия, обеспечивающие несение дежурства спасателями АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ).
9. Постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению аварийно-спасательных работ.
10. Замечания и рекомендации.
11. Выводы и предложения рабочей группы.
В раздел "1. Общая часть" включаются следующие основные сведения:
- наименование АСС/АСФ, в отношении которого (которой) проводится аттестация;
- дата и место составления акта проверки готовности АСС/АСФ;
- состав рабочей группы и основания (решения) для ее создания;
- сроки и место проведения проверки готовности;
- тип АСС/АСФ (профессиональное, нештатное);
- перечень видов АСР, на ведение которых аттестуется АСС/АСФ;
- вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная (при внеочередной аттестации указывается основание для ее проведения в соответствии с пунктом 11 Положения об аттестации));
- основные задачи, возлагаемые на АСС/АСФ, установленные учредительными документами АСС/АСФ (уставом, положением, приказом или иным документом о создании АСС/АСФ) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ;
- адрес АСС/АСФ (место дислокации АСС/АСФ с указанием обособленных подразделений).
В каждом разделе Акта проверки готовности АСС/АСФ приводится информация (при ее наличии), являющаяся основанием для отказа в аттестации АСС/АСФ, в том числе наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и документах, представленных для проведения аттестации, неполной, недостоверной или искаженной информации, а также непредставление какого-либо из документов, предусмотренных Положением об аттестации.
В конце каждого раздела ("2" - "9") Акта проверки готовности АСС/АСФ рабочей группой делается вывод о соответствии (или несоответствии) АСС/АСФ обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, установленным пунктом 12 Положения об аттестации.
В разделе "11. Выводы и предложения рабочей (экспертной) группы" приводятся:
выводы о соответствии (несоответствии) АСС/АСФ обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности (неготовности) к выполнению задач в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ;
предложения рабочей группы для принятия решения аттестационной комиссией по аттестации АСС/АСФ на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.
Акт проверки готовности АСС/АСФ оформляется в одном экземпляре. По запросу организации, в отношении которой проводится аттестация, руководителем экспертной группы выдается копия Акта проверки готовности.
Полномочный представитель организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), ознакамливается с Актом проверки готовности АСС/АСФ под роспись. В случае отказа полномочного представителя организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), от ознакомления или подписи руководителем рабочей группы делается соответствующая запись в акте проверки.
Приложение З
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЕДОМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЯМИ И/ИЛИ ГРАЖДАНАМИ, ПРИОБРЕТАЮЩИМИ
СТАТУС СПАСАТЕЛЯ
Рекомендуется отображать в Ведомости следующую информацию:
- дату и место проведение проверки;
- фамилию, имя и отчество спасателя;
- возраст спасателя;
- возрастная группа спасателя;
- наименование выполняемого упражнения (по одному из трех: "скоростные возможности", "сила", "выносливость");
- установленное для соответствующей возрастной категории минимальное значение норматива;
- результат выполнения норматива в численном выражении;
- общий результат выполнения упражнений (выполнено/не выполнено).
Ведомость оформляется в одном экземпляре и подписывается всеми членами рабочей группы либо всеми членами аттестационной комиссии.
По запросу руководителя АСС/АСФ, направившего спасателя на аттестацию, либо спасателя, если он не входит в состав АСС/АСФ, может быть выдана копия ведомости.