Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N АКПИ18-954 "О признании частично недействующим Приказа Минтранса России N 142, Минтруда России N 230н от 12.04.2018 О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2018 г. N АКПИ18-954

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква-Транс" о признании частично недействующим приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 142/230н "О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта",

установил:

приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее также - Минтранс России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) от 12 апреля 2018 г. N 142/230н признаны утратившими силу приказы Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта по перечню согласно приложению, а именно приказ Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов", а также приказы о внесении изменений в приказ от 11 марта 1994 г. N 13/11 и утвержденное им Положение, в частности приказ Минтранса России и Минтруда России от 8 июня 2015 г. N 183/365н "О внесении изменений в Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11".

Общество с ограниченной ответственностью "Аква-Транс" (далее также - ООО "Аква-Транс") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Минтранса России и Минтруда России от 12 апреля 2018 г. N 142/230н в части признания утратившими силу приказов Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 и от 8 июня 2015 г. N 183/365н, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушает его права, свободы и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Как указывает административный истец, ООО "Аква-Транс" осуществляет деятельность на морском транспорте, связанную с перевозками грузов, включая перевозку опасных грузов, что подтверждается документом о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям от 14 ноября 2016 г. N 16.00603.174, договором аренды морского судна "Надежда" (N МО 9037070). По мнению административного истца, оспариваемый приказ ограничивает осуществление деятельности по морским перевозкам опасных грузов вследствие ликвидации института аттестации лиц на право занятия должности в установленном порядке, в результате чего он лишен возможности получить лицензию на перевозку опасных грузов в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".

В суде представитель административного истца ООО "Аква-Транс" Л. поддержал заявленные требования и пояснил, что отмена приказа Минтранса России и Минтруда России от 8 июня 2015 г. N 183/365н не нарушает прав ООО "Аква-Транс".

Представители административных ответчиков Министерства транспорта Российской Федерации К.Д., Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., Министерства юстиции Российской Федерации К.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей административного истца ООО "Аква-Транс" Л., административных ответчиков Минтранса России К.Д., Минтруда России Е., Минюста России К.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 142/230н признан утратившим силу приказ Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов".

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 мая 2018 г., регистрационный номер 51049, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 11 мая 2018 г.

Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (далее также - Положение), определяло порядок аттестации исполнительных руководителей и специалистов согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте, на морском транспорте, на речном транспорте, на воздушном транспорте, на промышленном транспорте (утратило силу 21 мая 2018 г.).

С момента издания Положения в действующее законодательство были внесены изменения. Так, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнен статьей 34.1. В соответствии с пунктом 2 данной статьи правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Таким федеральным органом исполнительной власти является Минтранс России, действующий на основании Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.

Во исполнение требований федерального законодателя приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. N 287 утверждены Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов, предусматривающие профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, регулируя отношения, возникающие из торгового мореплавания, выделяет сферу морского транспорта.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам морским транспортом опасных грузов относится к лицензируемым видам деятельности (пункты 20, 21 части 1 статьи 12).

Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 193, предусматривает в качестве лицензионного требования, предъявляемого к соискателю лицензии при выполнении работ по перевозкам морским транспортом опасных грузов, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (подпункт "в" пункта 5). Ранее аттестация таких работников осуществлялась в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11.

По объяснениям представителя ООО "Аква-Транс" Л., в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта с мая 2018 г. аттестация лиц, ответственных за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды на морском транспорте, не осуществляется. Данное обстоятельство также подтверждается письмом Амурского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 августа 2018 г. N 1-3-917.

Нормативного правового акта, регулирующего порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, помимо Положения, не имеется. Признание утратившим силу названного Положения нарушает права организаций, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом, поскольку возможность получения соответствующей лицензии зависит от прохождения аттестации, порядок которой не установлен, а ранее действовавший порядок отменен оспариваемым нормативным правовым актом.

Доводы представителей административных ответчиков о том, что действующим Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, не предусмотрены полномочия Минтранса России на утверждение нормативного правового акта, регулирующего вопросы прохождения аттестации лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Действующим постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г. N 876 Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством труда Российской Федерации было поручено разработать и утвердить положение об аттестации на предприятиях и в организациях транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов; одним из таких видов транспорта является морской транспорт.

В соответствии с данным постановлением на предприятиях и в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, предусмотрено назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Аква-Транс" удовлетворить:

признать недействующим с 21 мая 2018 г. приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 142/230н "О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта" в части признания утратившим силу приказа Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" в той мере, в которой данный приказ регламентирует порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ