Решение Верховного Суда РФ от 27.07.2001 N ГКПИ2001-1209 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействительным абзаца 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2000 N 38 О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2001 г. N ГКПИ 2001-1209
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Редченко Ю.Д., при секретаре Вячеславова Ф.А., с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Родич Екатерины Леоновны и Макеевой Елены Назаровны о признании недействительным абз. 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо - Кавказском регионе", в части слов: "начиная со 2 августа 1999 г.",
установил:
Родич Е.Л. и Макеева Е.Н. обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым Постановлением Правительства РФ задним числом снижены установленные ранее гарантии и компенсации при оплате труда работникам, находящимся в Чеченской Республике, в результате чего нарушены их права.
В судебное заседание заявительницы Родич Е.Л. и Макеева Е.Н. не явились. О дне рассмотрения дела извещены своевременно. Из поступившей телеграммы следует, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие.
Представители Правительства РФ Воронов И.В., Кавин А.Ю. и Кудиля С.Н. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое Постановление Правительства РФ на заявительниц не распространяется, поскольку они к гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, о котором идет речь в оспариваемом Постановлении, не относятся.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, заявительницы Родич Е.Л. и Макеева Е.Н. работают медицинскими сестрами в 442 Окружном военном клиническом госпитале ЛенВО.
Приказом начальника госпиталя от 24 августа 1999 г. N 261 они были командированы в в/ч 63392 Министерства обороны РФ для выполнения служебного задания в Республике Дагестан.
После прибытия в указанную войсковую часть они некоторое время находились в Республике Дагестан, а с 17 октября по 12 декабря 1999 г. в составе данной части принимали непосредственное участие в боевых действиях в Чеченской Республике.
После возвращения из командировки в выплате предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1994 г. N 1440 "Об условиях оплаты труда и предоставлении дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике" (с последующими изменениями) компенсаций было отказано и разъяснено, что выплата компенсаций должна быть произведена на основании Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо - Кавказском регионе", предусматривающего такие компенсации со 2 августа 1999 г. в меньшем размере, с чем заявительницы не согласны.
По утверждению представителей Правительства РФ Постановление Правительства от 31 декабря 1994 г. N 1440 (в редакции Постановления от 8 июня 2001 г. N 451) "Об условиях оплаты труда и предоставлении дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике" распространяется на работников, командированных в Чеченскую Республику, а положения оспариваемого Постановления от 15 января 2000 г. N 38 распространяются только на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти. Заявительницы являются медицинскими работниками Окружного военного клинического госпиталя ЛенВО, который не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, а поэтому действие оспариваемого ими Постановления Правительства РФ на них не распространяется и их прав в связи с этим не нарушает.
Они подпадают под действие Постановления Правительства РФ от 31 декабря 1994 г. N 1440, установленные которым условия оплаты труда и дополнительные льготы работникам, находящимся в Чеченской Республике, заявительницами не оспариваются.
Эти утверждения представителей заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.
Не представлено в их опровержении каких-либо убедительных данных и самими заявительницами.
Кроме того, анализ содержания оспариваемого Постановления Правительства РФ также свидетельствует о том, что его положения распространяются только на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, привлеченного к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо - Кавказском регионе, к каковому заявительницы не относятся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление Правительства РФ прав и свобод заявительниц не нарушает и каких-либо правовых оснований для признания его недействительным в указанной ими части в связи с этим не имеется.
Довод заявительниц о том, что должностными лицами Финансово - экономического управления Ленинградского военного округа на них фактически распространено действие оспариваемого Постановления Правительства РФ, не может служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку ошибочное распространение на них положений оспариваемого Постановления не может являться поводом для признания его недействительным.
В данном случае заявительницы не лишены возможности оспорить в установленном порядке действия указанных должностных лиц путем обращения с таким требованием в соответствующий суд.
Суд при этом принимает во внимание также и то обстоятельство, что при удовлетворении заявленного требования могут быть нарушены права указанных в данном Постановлении лиц на оплату труда и дополнительные компенсации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Родич Екатерины Леоновны и Макеевой Елены Назаровны о признании недействительным абз. 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 в части слов: "начиная со 2 августа 1999 г.", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.