Решение Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N ГКПИ10-1327 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1327
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н,
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - Единый квалификационный справочник).
Согласно должностным обязанностям, расположенным в подразделе "Должности специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием" раздела III Единого квалификационного справочника, врач-фтизиатр выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности. Организует и проводит на врачебном участке лечебно-профилактические, противоэпидемические мероприятия, санитарное просвещение, направленные на профилактику распространения туберкулеза среди населения. Проводит динамическое наблюдение за состоянием здоровья больных туберкулезом, контактирующих с ними лиц и лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом, состоящих на учете. Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, в т.ч. методику рентгенологического обследования органов грудной клетки; рентгенологическую семиотику основных форм туберкулеза органов дыхания и других локализаций специфического процесса, заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом; рентгенологическую семиотику заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Единого квалификационного справочника в части, устанавливающей, что врач-фтизиатр организует и проводит на врачебном участке лечебно-профилактические, противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику распространения туберкулеза среди населения. Проводит динамическое наблюдение за состоянием здоровья контактирующих с ними лиц. Должен знать: методику рентгенологического обследования органов грудной клетки; рентгенологическую семиотику основных форм туберкулеза органов дыхания и других локализаций специфического процесса, заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом; рентгенологическую семиотику заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что он является участковым врачом-фтизиатром и подвергается дискриминации со стороны Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Считает, что оспариваемые положения незаконно возлагают на врача-фтизиатра полномочия юридических лиц и муниципальных учреждений здравоохранения, противоречат статьям 1, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), статьям 6.1 и 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ), и Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Постановление от 25 декабря 2001 г. N 892).
М. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Ш., С.М., Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. возражая против удовлетворения заявления, указали, что оспариваемый акт принят Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями, квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций, положения Единого квалификационного справочника соответствуют федеральному законодательству, права заявителя не нарушают.
Обсудив доводы заявителя, заслушав возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (пункт 1); Министерству труда и социального развития Российской Федерации организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.
Приказ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" издан Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с полномочиями, закрепленными в подпункте 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный номер 18247, и официально опубликован в "Российской газете" 27 сентября 2010 г.
Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований. Квалификационные характеристики, содержащиеся в этом разделе, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций (пункты 1, 2 и 4).
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, на который ссылается заявитель, не устанавливает квалификационных требований к медицинским работникам и имеет иной предмет регулирования.
В статье 1 названного Федерального закона дано определение основных понятий (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, санитарно-эпидемиологическая обстановка, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и др.), т.е. раскрывает содержание тех или иных понятий, в статье 11 возлагаются обязанности на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Оспариваемые положения Единого квалификационного справочника возлагают на врача-фтизиатра обязанности, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования. Вместе с тем он должен знать основные требования, предъявляемые к врачу-фтизиатру в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Утверждение заявителя о том, что врач-фтизиатр не обязан организовывать и проводить на врачебном участке лечебно-профилактические, противоэпидемические мероприятия, санитарное просвещение, направленные на профилактику распространения туберкулеза среди населения, так как это полномочия муниципальных учреждений здравоохранения, неправомерно.
Статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ предусмотрено, что противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в порядке, установленном этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; профилактика туберкулеза - совокупность мероприятий, направленных на раннее выявление туберкулеза в целях предупреждения его распространения.
В силу статьи 6.1 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в учреждениях муниципальной системы здравоохранения в части предупреждения распространения туберкулеза относится принятие мер по выявлению и профилактике туберкулеза.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, городского округа отнесена организация оказания на территории муниципального района, городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (пункт 12 статьи 15 и пункт 14 статьи 16).
В соответствии с пунктом 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика туберкулеза. СП 3.1.1295-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 апреля 2003 г., выявление больных туберкулезом осуществляют врачи всех специальностей, средние медицинские работники лечебно-профилактических и оздоровительных организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также врачи и средние медицинские работники, занимающиеся частной медицинской деятельностью.
Следовательно, статья 6.1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ, на которую ссылается заявитель, содержит нормативное предписание о принятии муниципальными учреждениями здравоохранения мер по выявлению и профилактике туберкулеза при осуществлении ими первичной медико-санитарной помощи, и не определяет квалификационных характеристик медицинских работников.
Необоснован и довод о том, что возложение на врача-фтизиатра обязанности проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья больных туберкулезом, контактирующих с ними лиц и лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом, состоящих на учете, противоречит статье 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ и пунктам 1, 2, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892.
Указанные нормативные правовые акты содержат общие требования к проведению профилактических медицинских осмотров граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выявления туберкулеза, и к лицам, находящимся или находившимся в контакте с больным туберкулезом, проходить обследование и также не регулируют порядок проведения этих осмотров, не определяют медицинских работников, участвующих в их проведении, и их обязанности.
Нельзя согласиться и с доводом заявителя, что врач-фтизиатр не обязан знать методику рентгенологического обследования органов грудной клетки, рентгенологическую семиотику основных форм туберкулеза органов дыхания и других локализаций специфического процесса, заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом. Врач-фтизиатр в силу своего специального образования должен обладать познаниями в области "Фтизиатрия" и методами выявления больных туберкулезом. Данные медицинские обследования являются предметом обучения по учебным программам профессионального образования медицинских работников.
Ссылка М. на отсутствие необходимости врачу-фтизиатру знать трудовое законодательство и пожарную охрану необоснованна.
Добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей, возложенных на работника трудовым договором, соблюдение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, требований по охране труда и обеспечению безопасности труда являются обязанностями работника; при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором; для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим; работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы (21, 68 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав врачей-фтизиатров, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М. о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА