Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Решение Верховного Суда РФ от 19.01.2006 N ГКПИ05-1506 "О признании недействующими ряда пунктов Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом Минтранса РФ от 05.03.2004 N 7"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2006 г. N ГКПИ05-1506

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                Степанищеве А.В.,
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующими абзаца 4 пункта 2, пунктов 4, 5, абзаца 3 пункта 6, абзаца 2 пункта 9, пункта 13 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 7,

установил:

гражданин Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими ряда пунктов "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 7 (абзаца 4 пункта 2, абзацев 1 и 3 пункта 6, абзаца 2 пункта 9, пунктов 4, 5, 13).

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему трудовому законодательству и ущемляют его трудовые права.

В суде заявитель Г. и его представители Куликов Е.А., Линев С.Ю. поддержали заявленные требования, уточнив, что в пункте 6 Положения оспаривают положения абзаца третьего.

Представители заинтересованных лиц Минтранса России Тонких А.В., Аксенов А.В., Злобин А.А., Минюста России Обушенко Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, т.к. оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения заявителя Г., его представителей Куликова Е.А., Линева С.Ю., представителей заинтересованных лиц Минтранса России Тонких А.В., Аксенова А.В., Злобина А.А., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза (пункт 2 статьи 25).

Полномочия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по установлению особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, предусмотрены также статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.

Министерство путей сообщения Российской Федерации, будучи федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, Приказом от 5 марта 2004 г. N 7 утвердило "Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов".

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2004 г., регистрационный номер 5819 и опубликован в "Российской газете" N 136, 29.06.2004, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 24, 14.06.2004.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, с учетом специфики организации труда на железнодорожном транспорте.

Положение распространяется на отдельные категории работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов. К таким категориям относятся, в частности, работники локомотивных и поездных бригад, водители ССПС, работники бригад рефрижераторных секций и АЭВЭ, работники бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа, а также другие работники, труд которых непосредственно связан с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживания пассажиров.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Абзац 4 пункта 2 Положения устанавливает, что в случаях, когда технологический процесс требует оперативного управления эксплуатационной работой транспортной сети и ее корректировки, работникам железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющим свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры, выполняющим работу, связанную с движением поездов при перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, обеспечивающим непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов, график сменности (без изменения его типа) может доводиться до сведения не позднее чем за три дня до начала его действия.

Сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Трудовой кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы режима рабочего времени, в статье 103 установил срок доведения графика сменности до сведения работников, работающих в организациях, где введена сменная работа.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (часть 4 статьи 103 ТК РФ).

Несоблюдение этого срока нарушает право работника на своевременное информирование его об изменении условий труда.

Из буквального содержания нормы абзаца 4 пункта 2 Положения следует, что работодатель, несмотря на требования Трудового кодекса РФ о доведении графика сменности до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие, с учетом особенностей труда работников железнодорожного транспорта, может доводить график сменности в иные сроки, а именно: не позднее чем за три дня до начала его действия. О том, что данное требование является дополнительным, абзац 4 пункта 2 оспариваемого акта не говорит.

С учетом этого доводы представителя Минтранса России Тонких А.В. о том, что абзац 4 пункта 2 Положения дополнительно определяет необходимость доведения до сведения работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, графика сменности не позднее чем за три дня до начала его действия, являются несостоятельными.

Пункт 4 Положения предусматривает, что привлечение к сверхурочным работам работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, - работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов, локомотивных бригад, работающих с хозяйственными и восстановительными поездами специального назначения, водителей самоходного специализированного подвижного состава, а также других работников, труд которых непосредственно связан с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников и письменного согласия работника.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет сверхурочную работу как работу, производимую работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

По объяснениям представителя Минтранса России Тонких А.В., трудовое законодательство особо не оговаривает характер выполняемой сверхурочной работы, какие конкретно обязанности должны выполняться работником. Из чего следует, что с письменного согласия работника работодатель может привлекать работника к любым работам.

Однако Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 329 запрещает работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Пункт 4 Положения не исключают возможность привлечения к сверхурочным работам по той же профессии или должности работников, труд которых непосредственно связан с движением поездов, к сверхурочным работам, что прямо запрещено законом.

Пункт 5 Положения определяет, что общее количество сверхурочных часов работы для каждого работника не должно превышать двадцати четырех часов в месяц и в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации 120 часов в год.

Пункт 5 расположен в разделе 1 "Общие положения" оспариваемого нормативного правового акта.

Из содержания данной нормы следует возможность допустимого числа часов сверхурочных работ для работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов.

Между тем работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, закон не разрешает выполнять работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств (статья 329 Трудового кодекса РФ).

Абзац 3 пункта 6 Положения предусматривает, что время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия работника.

В части 2 статьи 99 Трудового кодекса РФ названы случаи, когда работодатель с письменного согласия работника вправе привлекать работника к сверхурочным работам. В частности, привлечение к сверхурочным работам допускается при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия.

Вместе с тем статья 329 Трудового кодекса РФ, регулируя рабочее время работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, специально устанавливает запрет на работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Положения абзаца 3 пункта 6 допускают возможность привлечения работников железнодорожного транспорта, чей труд непосредственно связан с движением поездов, к сверхурочным работам по профессии или должности, непосредственно связанной с движением поездов, что противоречит требованиям статьи 329 Трудового кодекса РФ.

Абзац 2 пункта 9 Положения устанавливает, что начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (статья 91 Трудового кодекса РФ).

Как пояснил в суде представитель Минтранса России Тонких А.В., назначение работодателем работнику транспорта, чей труд связан непосредственно с движением поездов, выполнения работ без изменения обусловленной трудовым договором трудовой функции в месте, отличном от места, где обычно выполняются такие работы, не может считаться изменением условий трудового договора.

Работники, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, осуществляют выполнение своих профессиональных обязанностей либо в пути, либо с постоянными перемещениями к конкретным местам (территориям), где выполняется работа.

Абзац 2 пункта 9 Положения устанавливает назначение начала и конца работы вне постоянного пункта сбора со временем доведения сообщения до сведения работника. Если работнику сообщено, что начало и окончание работы назначены вне постоянного места работы не позднее предыдущего рабочего дня (смены), то время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.

Между тем данная норма ущемляет интересы работников, не отражает особенности режима рабочего времени работников железнодорожного транспорта и позволяет работодателю в обход правил внутреннего трудового распорядка организации изменять пункт сбора и не включать время следования в рабочее время.

Пункт 13 Положения предусматривает, что на непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.

По объяснениям представителей Минтранса России Тонких А.В., данный пункт Положения устанавливает обязанность работника не покидать рабочее место, не дождавшись смены, но не обязанность работника выполнять какие-либо работы по завершении своей смены.

Следовательно, доводы заявителя о противоречии данной нормы требованиям статьи 329 Трудового кодекса РФ являются несостоятельными.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом. В целях увеличения объема оказываемых услуг на железнодорожном транспорте вводится сменный режим работы.

Поскольку положения пункта 13 нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Г. в этой части не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Г. удовлетворить частично: признать недействующими абзац 4 пункта 2, пункты 4, 5, абзац 3 пункта 6, абзац 2 пункта 9 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 7, со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ