Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2004 N ГКПИ04-1335 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 05.02.1991 N 23"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2004 г. N ГКПИ04-1335

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Степановой,

с участием прокурора Е.Л. Воскобойниковой

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23,

установил:

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23, в части ограничения продолжительности дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда 14 календарными днями. Второе предложение сноски к графе 4 Списка, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23, предусматривает, что при суммировании общая продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда не может превышать продолжительности, указанной в графе 4 настоящего приложения.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 120 Трудового кодекса РФ, т.к. ограничивают право граждан на получение дополнительного отпуска без ограничения максимальным пределом, в частности, по его профессии подземный машинист подземной самоходной машины продолжительность такого отпуска ограничена 14 календарными днями.

Заявитель С. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Минздравсоцразвития России Решетникова С.С., Москалева Е.А. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта бывшего Союза ССР применяются, поскольку не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития РФ Решетниковой С.С., Москалевой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам Постановлением от 5 февраля 1991 г. N 23 утвердил Список производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности. Данный нормативный правовой акт издан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства".

В соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Трудовой кодекс РФ в части 2 статьи 120 устанавливает, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

Таким образом, из содержания закона следует, что максимальным пределом не ограничивается общая продолжительность ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков, т.е. их суммарная продолжительность.

Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регулируются статьей 117 Трудового кодекса РФ.

Согласно части 2 статьи 117 настоящего Кодекса перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По объяснениям представителей Минздравсоцразвития России Решетниковой С.С. и Москалевой Е.А. такой перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления Правительством Российской Федерации не утверждены и действует нормативный правовой акт бывшего Союза ССР (Постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23, которым утвержден Список производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности).

Данный Список содержит методику расчета минимальной продолжительности дополнительного отпуска на конкретном рабочем месте с учетом вредных производственных факторов.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска за работу в конкретных вредных и тяжелых условиях труда определяется на основе двух составляющих, а именно:

1) продолжительность дополнительного отпуска за работу в подземных условиях, в разрезах, карьерах (графа 3 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23);

2) продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда (графа 4 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23).

Составляющая дополнительного отпуска за каждый вредный производственный фактор суммируется, и при суммировании общая продолжительность такого отпуска не может превышать продолжительности, указанной в графе 4 приложения.

Установленное ограничение для подсчета одной из составляющих минимальной продолжительности дополнительного отпуска производится по причине того, что каждый из перечисленных в Перечне вредных производственных факторов может наносить определенный вред здоровью, однако совокупность воздействия этих факторов не может рассматриваться с точки зрения арифметического суммирования, поскольку факторы наносимого вреда могут взаимопоглощаться.

Получившаяся в результате суммирования двух составляющих дополнительного отпуска (графа 3 Списка и графа 4 Списка) совокупность является минимальной продолжительностью дополнительного отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда, гарантированного работникам статьей 117 Трудового кодекса РФ.

Организации обязаны предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого должна быть не менее установленной государством. Однако организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами (статья 116 Трудового кодекса РФ).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормам Трудового кодекса РФ и не нарушают права работников на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, заявление С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление С. о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.