Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2014 N АКПИ14-206 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.6 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом ФССП РФ от 03.08.2006 N 96"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. N АКПИ14-206
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.Н.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В. о признании недействующим пункта 2.6 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 3 августа 2006 г. N 96,
установил:
приказом Федеральной службы судебных приставов от 3 августа 2006 г. N 96 утвержден Служебный распорядок Федеральной службы судебных приставов (далее - Служебный распорядок, ФССП России).
Пункт 2.6 Служебного распорядка предусматривает, что ненормированный рабочий день устанавливается для служащих, замещающих все должности государственной гражданской службы.
К.В., проходящий государственную гражданскую службу и замещающий должность по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании указанного предписания, ссылаясь на то, что данная норма ограничивает его права на свободный труд и отдых, гарантированные Конституцией Российской Федерации, и противоречит статье 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), поскольку устанавливает ненормированный рабочий день для гражданских служащих всех групп должностей гражданской службы ФССП России, а не определяет перечень должностей каждой группы, на которых распространяется режим ненормированного служебного дня.
ФССП России, Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает, поскольку условие о ненормированном рабочем дне должно содержаться в служебном контракте гражданского служащего.
К.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителя заявителя Р., представителя ФССП России Б.А., представителя Минюста России Б.К., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
ФССП России во исполнение требований частей 3 и 4 статьи 56 Федерального закона и на основании подпункта 4 пункта 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 (далее - Положение), приняло оспариваемый в части Служебный распорядок. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 г., регистрационный N 8272, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006 г., N 40.
Федеральный закон устанавливает, что гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа, который определяется нормативным актом этого государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа (пункт 5 части 1 статьи 15, части 2, 3, 4 статьи 45, часть 3 статьи 56).
Федеральный закон определяет служебное время как время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени (часть 1 статьи 45). Вместе с тем содержание понятия "ненормированный служебный день" этот Федеральный закон не раскрывает и предписывает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом (статья 73).
Согласно статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Исходя из содержания приведенных норм федеральный законодатель допускает привлечение гражданского служащего к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами нормальной продолжительности служебного времени, предусматривая в качестве специальной гарантии, обеспечивающей реализацию конституционного права на отдых, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и непосредственно устанавливает ненормированный служебный день для государственных служащих, занимающих высшие и главные должности государственной гражданской службы. При этом государственному органу предоставлено право самостоятельно определить иные группы должностей гражданской службы, которым режим ненормированного служебного дня устанавливается служебным распорядком и в качестве существенного условия отражается в служебном контракте.
Служебным распорядком установлен режим служебного времени для служащих, предусматривающий пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, продолжительность служебного времени, составляющая 40 часов в неделю, и перерывов на отдых и питание, определено начало и окончание работы, а также закреплен порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска служащим, имеющим ненормированный рабочий день (пункты 2.2, 2.3, 3.7, 3.8).
Оспариваемым предписанием всем гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в ФССП России, устанавливается ненормированный служебный день, что означает возможность привлечения к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами установленной пунктами 2.2 и 2.3 продолжительности служебного времени, если условие о ненормированном рабочем дне содержится в служебном контракте гражданского служащего.
Пункт 2.6 Служебного распорядка является реализацией приведенных законоположений, устанавливающих правила, касающиеся служебного времени и времени отдыха государственных гражданских служащих, обусловленные их специальным правовым статусом, в связи с чем не может нарушать конституционные права заявителя.
Доводы заявителя о том, что ФССП России не определен перечень отдельных групп должностей, работающих в режиме ненормированного служебного дня, не могут являться основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов является должностным лицом, состоящим на государственной службе, и обязан в том числе по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 11).
Согласно статье 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов. Данная норма также закрепляет случаи, не терпящие отлагательства, когда допускается совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов (части 1 и 3).
Организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, является согласно пункту 2 Положения одной из основных задач ФССП России.
Следовательно, установление ненормированного рабочего дня для всех категорий и групп должностей гражданской службы ФССП России обусловлено необходимостью выполнения возложенных на государственный орган задач, выполнение которых может реализовываться за пределами нормальной продолжительности служебного времени, установленной пунктами 2.2. и 2.3 Служебного распорядка.
Таким образом, действующим законодательством определен особый режим осуществления гражданскими служащими ФССП России своей профессиональной служебной деятельности в рамках определенной законодательством Российской Федерации компетенции данного государственного органа, который устанавливается служебным распорядком и служебным контрактом и означает, что любой государственный гражданский служащий ФССП России, замещающий должность государственной гражданской службы, может быть привлечен к выполнению своих должностных обязанностей в рамках ненормированного служебного дня.
С учетом изложенного пункт 2.6 Служебного распорядка в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К.В. о признании недействующим пункта 2.6 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 3 августа 2006 г. N 96, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА