Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Решение Верховного Суда РФ от 02.03.2009 N ГКПИ09-36 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части пункта 374 раздела XXX Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 162"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 марта 2009 г. N ГКПИ09-36

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клевец Анны Юрьевны о признании недействующим в части пункта 374 раздела XXX Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (далее - Перечень). Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 6 марта 2000 г., N 10, ст. 1130.

Пунктом 374 раздела XXX Перечня работы, выполняемые по профессиям "машинист электропоезда" и "помощник машиниста электропоезда" на железнодорожном транспорте и метрополитене, отнесены к тяжелым работам и работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Клевец А.Ю. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 374 раздела XXX Перечня, ссылаясь на то, что данное положение противоречит Конвенции Международной организации труда N 111 "О дискриминации в области труда и занятий", части 2 статьи 3, части 1 статьи 253 Трудового кодекса РФ, и нарушает ее конституционное право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В судебное заседание заявитель не явилась, о дне слушания дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители заявителя Гвоздицких А.В. и Енютина Г.Е. в судебном заседании уточнили заявленные требования и просили признать недействующим пункт 374 раздела XXX перечня в части, запрещающей применение труда женщин по профессиям "машинист электропоезда" и "помощник машиниста электропоезда" на метрополитене.

Интересы Правительства РФ поручено представлять Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручение от 31 января 2009 г. N СС-П12-472.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ Андреева А.А. и Корж В.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Постановление от 25 февраля 2000 г. N 162 издано Правительством Российской Федерации в рамках делегированных ему федеральным законодателем полномочий, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нормам международного права и не нарушает прав женщин.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление Клевец А.Ю. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. (утратил силу с 1 февраля 2002 г.) устанавливал запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) (часть 1 статьи 160).

Согласно статье 10 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ с 06.10.2006) перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации был утвержден оспариваемый Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

В соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 февраля 2002 г., впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.

Статьей 253 Трудового кодекса Российской Федерации ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (части 1, 2). Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3).

Поскольку такой Перечень до настоящего времени не принят, в соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применяется оспариваемый Перечень в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

Согласно примечанию 1 к Перечню работодатель может принять решение о применении труда женщин на работах, включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, положительными заключениями государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.

Пункт 374 раздела XXX данного Перечня, запрещающий применение труда женщин по профессиям "машинист электропоезда" и "помощник машиниста электропоезда" на метрополитене, во взаимосвязи с примечанием 1 не устанавливает абсолютного запрета на применение труда женщин по этим профессиям, а допускает такую возможность при условии создания на конкретном рабочем месте безопасных условий труда, что соответствует части 3 статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации об ограничении труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. И, следовательно, не противоречит статье 253 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на ограничение в трудовых правах по признаку пола, предусмотренному частью 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, необоснованна, поскольку частью 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Несостоятельным является довод заявителя о том, что данный вид работ необоснованно отнесен к работам с вредными условиями труда.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом особенностей женского организма и в целях создания условий для обеспечения фактического равноправия женщин с мужчинами трудовое законодательство предусматривает специальные правила охраны труда женщин, льготы и дополнительные гарантии их трудовых прав.

Согласно Гигиеническим требованиям к условиям труда женщин, СанПиН 2.2.0.555-96, утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 октября 1996 г. N 32, для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда (пункт 1.9). Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство.

По данным НИИ медицины труда РАМН, полученным Минсоцздравразвития России, основными вредными факторами производственной среды и трудового процесса у машинистов электропоезда и его помощника являются: систематическое воздействие производственного шума; систематическое воздействие общей вибрации; неблагоприятные параметры микроклимата, особенно в жаркое время года, высокая скорость движения воздуха в случае отсутствия работающего кондиционера в кабине машиниста; работа в подземных условиях, отсутствие естественного освещения; высокая степень напряженности трудового процесса; наличие гипогеомагнитного поля; действие электромагнитного поля радиочастотных диапазонов, которые генерируются базовыми станциями сотовой связи. Кроме того, для данного вида работ характерны особые условия организации работы - поточный и непрерывный характер производственного процесса со сменным режимом работы, в том числе в ночное время. Работа лиц данной специальности часто проходит в условиях острого дефицита времени в сочетании с высокой ответственностью за жизнь людей и сохранность материальных ценностей. Во время работы машинист обязан поддерживать высокий уровень внимания, сосредоточенности, способности к быстрому восприятию многочисленной звуковой и световой сигнализации, должен помнить значительный объем инструктивного материала, в соответствии с которым осуществлять переработку информации, точно и своевременно вырабатывать правильные решения и совершать определенные управляющие действия. Работа протекает в условиях монотонности труда и гиподинамии. В основном в позе "сидя" перед пультом управления. Труд машинистов электропоезда протекает в специфических условиях подземных помещений и характеризуется необходимостью вести поезд строго по графику с точностью от 10 до 15 секунд, одновременно контролируя работу механизмов поезда, исправность всех электромеханических систем управления и безопасность пассажиров при посадке и выходе из вагона, исправность пути на перегонах, показания светофоров и сигналов. Количество производственно важных сигналов, воспринимаемых машинистом в течение смены, составляет от 1233 до 2398 единиц.

В соответствии с руководством "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса Р.2.23.2006-05" НИИ медицины труда РАМН определило общую оценку условий труда машинистов электропоезда и помощника машиниста электропоезда с учетом комбинированного и сочетанного действия всех вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса как вредные 3.3 - 3.4 класса, т.е. условия труда, которые могут привести к профессиональным болезням легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии (3.3) или могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности (3.4).

Профессии машиниста и помощника машиниста электропоезда метрополитена включены в перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16); в перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам (Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020); в список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" они имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, суд считает, что профессии "машинист электропоезда" и "помощник машиниста электропоезда" на метрополитене обоснованно отнесены к работам с вредными условиями труда.

Также необоснованна ссылка заявителя на противоречие оспариваемого положения статье 1 Конвенции N 111 МОТ "Относительно дискриминации в области труда и занятий" от 25 июня 1958 г. (ратифицирована СССР 4 мая 1961 г.), в соответствии с которой всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках пола и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, признается "дискриминацией" (пункт 1). Вместе с тем пункт 2 этой же статьи Конвенции не относит к дискриминации всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой.

Декларацией ООН "О ликвидации дискриминации в отношении женщин" от 7 ноября 1967 г. также провозглашено, что меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы, с учетом физиологических особенностей их организма, не должны считаться дискриминационными (пункт 3 статьи 10).

Таким образом, включение в Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, профессий "машинист электропоезда" и "помощник машиниста электропоезда" на метрополитене вызвано заботой государства о женщинах, нуждающихся в повышенной по сравнению с мужчинами социальной и правовой защите, не противоречит действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Клевец Анны Юрьевны о признании недействующим в части пункта 374 раздела XXX Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА