Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2005 N КАС05-14 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.12.2004 N ГКПИ04-1294, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2005 г. N КАС05-14

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                    Ермилова В.М.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 февраля 2005 года гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующим п. 29 "Правил об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 года, по кассационной жалобе Т. на решение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Решетниковой С.С., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 29 "Правил об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных НТК СССР 30 апреля 1930 года.

Данный пункт Правил предусматривает, что полная компенсация (согласно пункту 28 Правил полная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается при увольнении работника, проработавшего у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы) выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска, а пропорциональная компенсация (согласно п. 28 Правил пропорциональную компенсацию получают работники во всех остальных случаях) выплачивается в следующих размерах:

а) при отпуске в 12 рабочих дней - в размере дневного среднего заработка за каждый месяц работы, подлежащей зачету в срок, дающий право на отпуск;

б) при отпуске в 24 рабочих дня и при месячном отпуске - в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц;

в) при полуторамесячном отпуске - в размере трехдневного, а при двухмесячном отпуске - в размере четырехдневного среднего заработка за каждый месяц.

В обоснование заявленного требования Т. сослался на то, что предусмотренная п. 29 Правил пропорциональная компенсация за неиспользованный отпуск (для работников, проработавших менее 11 месяцев) противоречит принципам равенства трудовых прав и возможностей, предусмотренным Конституцией РФ и трудовым законодательством, поскольку оспоренный пункт Правил допускает дискриминацию по вопросу о выплате компенсаций в отношении увольняемых работников, проработавших менее 11 месяцев по сравнению с лицами, увольняемыми после того, как они отработали не менее 11 месяцев.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Т. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права при разрешении судом спора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ правомерно исходил из того, что Трудовым кодексом РФ предусмотрен расчет выплаты компенсации за неиспользованный отпуск лишь в отношении работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, которым такая компенсация при увольнении выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).

В данной норме Закона использован также метод пропорциональной компенсации, предусмотренный и оспариваемым пунктом 29 Правил для увольняемых работников, проработавших менее 11 месяцев.

Для остальных категорий работников механизм расчета компенсации за неиспользованный отпуск в Трудовом кодексе РФ (равно как и в ином федеральном законе) не регламентирован.

При таком положении вывод Верховного Суда РФ о том, что п. 29 Правил соответствует нормам Трудового кодекса РФ (в том числе его статье 291), является правильным, в связи с чем оснований для признания этого положения нормативного акта недействующим у суда первой инстанции не имелось.

То обстоятельство, что пункт 28 Правил предусматривает право проработавшего не менее 11 месяцев работника при его увольнении на получение полной (а не пропорциональной, соответствующей 11 месяцам работы) компенсации за неиспользованный отпуск, само по себе не может свидетельствовать о наличии каких-либо противоречий между пунктом 29 Правил и положениями ст. ст. 3, 114 и 127 Трудового кодекса РФ.

Как отмечено выше, принцип пропорционального расчета компенсации за неиспользованный отпуск, предусмотренный п. 29 Правил, полностью соответствует аналогичному принципу, содержащемуся в ст. 291 ТК РФ.

Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда, к которой относит ограничения в трудовых правах и свободах или получении преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Оспоренный пункт 29 Правил не может быть расценен как положение, создающее дискриминацию в сфере труда, поскольку федеральным законом не предусмотрено право работника на получение полной компенсации за неиспользованный отпуск, если работник проработал менее 11 месяцев до увольнения.

Само же положение пункта 28 Правил, предусматривающее право на получение полной компенсации за неиспользованный отпуск при работе увольняемого не менее 11 месяцев, применимо для такой категории работников также в равной степени, без какой-либо дискриминации и без нарушения равенства в трудовых правах части работников этой категории.

Федеральный закон не регулирует вопрос о механизме расчета компенсации за неиспользованный отпуск работникам, проработавшим до увольнения не менее 11 месяцев, а положения, которые бы запрещали регулировать этот вопрос, таким образом, в федеральном законе не содержатся (заявитель Т. пункт 28 Правил не оспаривал).

Не содержатся и в Конституции РФ положения, запрещающие регулировать рассматриваемый вопрос подобным образом.

При таких обстоятельствах довод в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального права является необоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.