Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Определение ВС РФ N 19-В11-31 от 27 января 2012 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2012 г. N 19-В11-31

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.

судей Задворнова М.В., Гуляевой Г.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Озеровой В.Н. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" о взыскании невыплаченной заработной платы по надзорной жалобе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 февраля 2011 года, которыми исковые требования Озеровой В.Н. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Задворнова М.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Озерова В.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 1987 года по настоящее время работает в системе здравоохранения - службе санитарно-эпидемиологического контроля, в том числе, с 22 марта 2005 года - в должности <...> в филиале ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Буденновском районе". В соответствии с действующим законодательством с 1 января 2005 года работодатель обязан выплачивать ей 10- процентную надбавку за работу в пустынных и безводных местностях. Несмотря на неоднократные обращения работодатель выплату указанной надбавки ей не производит, в связи с чем Озерова В.Н. просила суд взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по заработной плате за период с 1 января 2005 года по 31 июля 2010 года в размере <...> руб. <...> коп. и обязать ответчика начислять ей 10%-ную надбавку к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях с 1 августа 2010 года.

Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2010 года исковые требования Озеровой В.Н. удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 февраля 2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Решение суда дополнено указанием на то, что выплаты повышающего коэффициента работникам должны осуществляться прежде всего за счет средств внебюджетного финансирования и иных разрешенных источников доходов при их достаточности для таких выплат.

В надзорной жалобе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с существенным нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В письменных возражениях Озерова В.Н. просит решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 февраля 2011 года оставить без изменения, надзорную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в суд не явились, Озерова В.Н. в возражениях на надзорную жалобу просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 февраля 2011 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1977 года N 206-р (с изм. и доп., внесенными распоряжением Совмина РСФСР от 7 июня 1977 года N 836-р) были установлены коэффициенты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях. Для работников государственных предприятий и учреждений в Буденновском районе Ставропольского края указанный коэффициент был установлен в размере 1,10.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда согласилась с указанным выводом.

Между тем, Судебная коллегия считает, что такой вывод судебных инстанций основан на неправильном применении и толковании норм материального права по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 ст. 146, ст. 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.

Судебная коллегия считает, что суд не вправе был ссылаться при разрешении спора на распоряжение Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1977 года N 206-р (с изм. и доп., внесенными распоряжением Совмина РСФСР от 7 июня 1977 года N 836-р), поскольку им устанавливались коэффициенты к заработной плате исключительно работников государственных предприятий сельского хозяйства, занятых на работе в пустынной и безводной местности в Ставропольском крае. Между тем, к указанной категории работников истец не относится, так как работает в учреждении здравоохранения.

Кроме того, из материалов дела следует, что в настоящее время к заработной плате работников федеральных бюджетных учреждений в Ставропольском крае применяются коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, установленные постановлением Госкомтруда СССР от 6 августа 1971 года N 315 "Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах".

Для других районов Ставропольского края, в том числе и для Буденновского района, коэффициенты за работу в пустынной и безводной местности законом установлены не были.

В соответствии с частью второй ст. 316 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 января 2006 года N 3-п установлены коэффициенты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях работникам государственных учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края, в том числе, на территории Буденновского муниципального района и в городе Буденновске установлен коэффициент в размере 1,1 (п. 1 постановления). Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что указанные коэффициенты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях выплачиваются в пределах фонда оплаты труда работников государственных учреждений Ставропольского края, т.е. государственных учреждений субъекта Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Между тем, согласно п. 1 Устава ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2005 года N 8, Центр является федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Пунктом 17 Устава определено, что финансовое обеспечение Центра является расходным обязательством Российской Федерации (л.д. 68 - 86).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" установлено, что средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, а также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом. К перечню выплат стимулирующего характера согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 года N 818 (в ред. от 17 сентября 2010 года) "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" относятся:

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2. Выплаты за качество выполняемых работ;

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

4. Премиальные выплаты по итогам года.

К указанному Перечню не отнесены выплаты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях из средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

С учетом изложенного выводы судебных инстанций о праве истца на получение заработной платы с учетом 10-процентной надбавки за работу в пустынных и безводных местностях нельзя признать соответствующими регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска у суда не имелось.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и кассационной инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия признает решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 февраля 2011 года подлежащими отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, установлены полно, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказать Озеровой В.Н. в удовлетворении иска к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" о взыскании невыплаченной заработной платы.

Вместе с тем, в силу ст. 1109 Гражданского кодекса РФ заработная плата, выплаченная Озеровой В.Н. на основании решения, возврату не подлежит.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 ноября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 февраля 2011 года отменить, вынести новое решение, которым отказать Озеровой В.Н. в иске к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" о взыскании невыплаченной заработной платы.