Определение ВС РФ N 18-КГ15-57 от 29 июня 2015 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. N 18-КГ15-57
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2015 г. гражданское дело по иску Ломоносовой О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости
по кассационной жалобе Ломоносовой О.А. на решение Советского районного суда г. Краснодара от 25 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 августа 2014 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ломоносова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, просила включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (год и шесть месяцев за один год работы) периоды работы:
с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. в должности медсестры хирургического отделения <...> больницы <...> Северо-Кавказской железной дороги;
с 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации для прохождения интернатуры на контрактной основе в <...> клиническом госпитале для ветеранов войн <...>;
с 8 января по 27 мая 2002 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации в <...> клиническом госпитале для ветеранов войн <...>.
В обоснование заявленных требований Ломоносова О.А. указала на то, что 25 апреля 2014 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 5 мая 2014 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Ломоносова О.А. не согласна с указанным решением комиссии, поскольку считает, что периоды нахождения в отпусках по беременности и родам (с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. и с 8 января по 27 мая 2002 г.) подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, так как в течение этих периодов она получала пособия по государственному социальному страхованию. Ломоносова О.А. полагает, что период ее работы с 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации при прохождении интернатуры, включенный пенсионным органом в ее специальный стаж в календарном исчислении, должен быть засчитан в указанный стаж в льготном исчислении как год и шесть месяцев за год работы.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 25 июня 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 августа 2014 г., исковые требования Ломоносовой О.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ломоносовой О.А. ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений и принятия нового решения.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Ломоносовой О.А. 23 декабря 2014 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 21 мая 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. От истца Ломоносовой О.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, лечебную деятельность по охране здоровья населения Ломоносова О.А. стала осуществлять с 1 ноября 1990 г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <...> больницы <...> железной дороги.
С 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г. Ломоносова О.А. работала в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации в <...> клиническом госпитале для ветеранов войн <...>, проходя при этом интернатуру.
9 марта 1999 г. истец на контрактной основе принята на должность врача анестезиолога-реаниматолога анестезиолого-реанимационного отделения <...> клинического госпиталя для ветеранов войн <...>.
3 января 2002 г. Ломоносова О.А. переведена на должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделение анестезиологии-реанимации <...> клинического госпиталя для ветеранов войн <...> (л.д. 16 - 22).
25 апреля 2014 г. Ломоносова О.А., полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку ее специальный медицинский стаж составляет более 30 лет, обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара от 5 мая 2014 г. Ломоносовой О.А. отказано в назначении данной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении не включены периоды работы истца: с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. в должности медсестры хирургического отделения <...> больницы <...> железной дороги, с 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации для прохождения интернатуры в <...> клиническом госпитале для ветеранов войн <...>, с 8 января по 27 мая 2002 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации <...> клинического госпиталя для ветеранов войн <...>.
Периоды с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. и с 8 января по 27 мая 2002 г. не включены в специальный стаж Ломоносовой О.А. в льготном исчислении по причине того, что в эти периоды истица находилась в отпуске по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов и не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Период с 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г. не включен пенсионным органом в указанный стаж как год и шесть месяцев за год работы в связи с тем, что в это время Ломоносова О.А. проходила интернатуру (обучение) и функциональные обязанности по должности врача-специалиста выполняла не в полном объеме.
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж работы Ломоносовой О.А., дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении (один год шесть месяцев за один год работы).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ломоносовой О.А. в части включения в ее специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения в отпусках по беременности и родам с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. и с 8 января по 27 мая 2002 г., суд исходил из того, что льготное исчисление специального стажа допустимо только в отношении периодов работы, а во время нахождения истца в отпуске по беременности и родам (продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов) лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения ею не осуществлялась.
Период работы Ломоносовой О.А. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации при прохождении интернатуры с 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г. суд не включил в ее специальный стаж в льготном исчислении, указав на то, что в это время истец проходила интернатуру (обучение) и по существу не выполняла функциональные обязанности в полном объеме по должности врача-специалиста, осуществляя лишь вспомогательные функции. Кроме того, суд указал, что Номенклатурой должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, должность врача-интерна выделена как самостоятельная и не отнесена к числу врачей-специалистов.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Ломоносовой О.А. в льготном исчислении периодов ее нахождения в отпусках по беременности и родам (продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов) с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. и с 8 января по 27 мая 2002 г., а также периода прохождения интернатуры основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. При этом судебными инстанциями были существенно нарушены и нормы процессуального права.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В данном Перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, а в числе наименований должностей - должности врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров).
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Так, пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период работы Ломоносовой О.А. в должности медсестры хирургического отделения <...> больницы <...> железной дороги и нахождения ее при этом в отпуске по беременности и родам с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г., предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров и для врачей анестезиологов-реаниматологов, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Такое же исчисление специального стажа предусматривалось для врачей анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестер-анестезистов, медицинских сестер отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 (пункт 3). Названные Правила действовали в период работы Ломоносовой О.А. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации <...> клинического госпиталя для ветеранов войн <...> и нахождения ее при этом в отпуске по беременности и родам с 8 января по 27 мая 2002 г.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в спорные периоды нахождения в отпусках по беременности и родам (с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. и с 8 января по 27 мая 2002 г.) Ломоносова О.А. занимала должности соответственно медицинской сестры хирургического отделения стационара и врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации учреждений здравоохранения.
Между тем суды не учли приведенные выше нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям сторон, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и пришли к неправильному выводу о том, что периоды нахождения Ломоносовой О.А. в отпуске по беременности и родам с 13 октября 1995 г. по 18 февраля 1996 г. и с 8 января по 27 мая 2002 г. могут быть зачтены Ломоносовой О.А. в специальный стаж только в календарном исчислении.
Нельзя признать основанным на законе и вывод суда о том, что в период прохождения интернатуры Ломоносова О.А. не выполняла в полном объеме функциональные обязанности по должности врача анестезиолога-реаниматолога, осуществляя лишь вспомогательные функции.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Ломоносовой О.А. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Ломоносовой О.А. функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении ею интернатуры в период с 2 марта 1998 г. по 6 марта 1999 г.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Между тем суд первой инстанции в нарушение указанной нормы процессуального права не определил данное обстоятельство в качестве юридически значимого для правильного разрешения спора, оно не вошло в предмет доказывания и не получило правовой оценки суда.
Это нарушение не было устранено и судом апелляционной инстанции, который, как следует из кассационной жалобы и материалов дела, не принял и не исследовал представленные Ломоносовой О.А. в заседании суда апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие выполнение ею при прохождении интернатуры обязанностей врача-специалиста в полном объеме.
При этом судом апелляционной инстанции не учтены разъяснения, данные в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", о том, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Ломоносовой О.А., что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям, с учетом их толкования, данного в настоящем определении, и в соответствии с установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 25 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 августа 2014 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Краснодара.