Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Публичная декларация целей и задач Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2019 год "(утв. Минтрудом России)"

Утверждаю

Министр труда и социальной защиты

Российской Федерации

М.А.ТОПИЛИН

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2019 ГОД

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МИНТРУДА РОССИИ НА 2019 ГОД

ЦЕЛЬ

>>

"Достойный труд, справедливая заработная плата"

ЦЕЛЬ

>>

"Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд"

ЦЕЛЬ

>>

"Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку"

ЦЕЛЬ

>>

"Социальная защита приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной"

ЦЕЛЬ

>>

"Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна"

ЦЕЛЬ 1: "ДОСТОЙНЫЙ ТРУД, СПРАВЕДЛИВАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА"

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Задача 1: "Поддержание минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения"

-

Подготовка законопроекта об увеличении МРОТ в 2020 году.

-

С 1 января 2020 г. МРОТ установлен на уровне 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал 2019 г.

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства

-

Мониторинг реализации мер по повышению МРОТ в 2019 году.

Задача 2: "Содействие эффективной занятости работников организаций, реализующих программы по повышению производительности труда"

-

Обучение работников предприятий в рамках федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".

-

В 2019 году пройдут профессиональное обучение и получат дополнительное профессиональное образование не менее 18,4 тыс. работников предприятий.

А.В. Вовченко

Департамент занятости населения

Задача 3: "Совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов"

-

Разработка проектов федеральных законов, направленных на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в рамках пилотного проекта в отдельных субъектах Российской Федерации.

-

Для пилотных субъектов Российской Федерации созданы законодательные основания проведения эксперимента по внедрению в пилотном режиме на 5 лет, которые позволят увеличивать уровень трудоустройства инвалидов на квотированные рабочие места в размере не менее 5% от общего числа квотированных рабочих мест на каждый год проведения эксперимента.

А.В. Вовченко

Департамент занятости населения

Задача 4: "Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста направлена на поддержку их занятости, в том числе в части обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда"

-

Реализация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".

-

В 2019 году пройдут профессиональное обучение и получат дополнительное профессиональное образование не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста.

А.В. Вовченко

Департамент занятости населения

Задача 5: "Улучшение условий труда"

-

Актуализация правил по охране труда, норм обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

-

Улучшение условий труда, устойчивое снижение количества занятых во вредных условиях труда.

Г.Г. Лекарев,

Департамент условий и охраны труда

-

Сближение и гармонизация требований охраны труда с аналогичными нормами экономически развитых стран.

-

Внедрение профилактической модели в системе управления охраной труда.

Задача 6: "Внедрение культуры безопасного труда"

-

Формирование культуры безопасного труда путем реализации в 2019 - 2020 гг. мероприятий подпрограммы "Безопасный труд" в рамках государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" на 2018 - 2025 гг.

-

Обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда.

Г.Г. Лекарев,

Департамент условий и охраны труда

Задача 7: "Совершенствование и уточнение правового статуса Фонда социального страхования Российской Федерации"

-

Разработка и закрепление в законодательстве Российской Федерации организационно-правовой формы Фонда социального страхования Российской Федерации.

-

Установление правовых и организационных основ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, включая цепи его создания, функции и полномочия, порядок формирования органов управления и их компетенцию, обеспечение финансовой устойчивости, имущественные отношения, порядок формирования и расходования средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

А.Н. Пудов,

Департамент развития социального страхования

Задача 8: "Повышение уровня защиты граждан от профессиональных рисков и снижение количества случаев досрочной утраты способности граждан к труду"

-

Реформирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с переносом акцента на профилактику развития профессиональных заболеваний, восстановление трудоспособности пострадавших и возвращения их к труду.

-

Формирование системы мониторинга состояния здоровья работников, находящихся под воздействием вредных производственных факторов, в процессе всей их трудовой деятельности.

А.Н. Пудов,

Департамент развития социального страхования

-

Своевременное выявление ранних признаков воздействия вредных производственных факторов, осуществление лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников.

-

Формирование комплексной системы реабилитации пострадавших на производстве, включающей набор реабилитационных мероприятий, проводимых в целях полного или частичного восстановления здоровья, возвращения к труду, сокращения рисков ухудшения здоровья.

Задача 9: "Разработка новых подходов к определению тарифов страховых взносов и установлению размеров пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

-

Разработка и закрепление в законодательстве Российской Федерации мер, направленных на совершенствование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражающих уровни страховых рисков и обеспечивающих покрытие страховых обязательств перед застрахованными гражданами.

-

Отсутствие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в долгосрочной перспективе.

А.Н. Пудов,

Департамент развития социального страхования

-

Обеспечение гарантированной выплаты пособий застрахованным гражданам за счет достаточного объема страховых взносов.

Задача 10: "Оптимизация процесса назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию путем их назначения и выплаты непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации"

-

Внедрение механизма назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, являющихся с 2019 года участниками пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

-

Гарантированное получение застрахованными лицами пособий по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения и добросовестности работодателя.

А.Н. Пудов,

Департамент развития социального страхования

-

Обеспечение правильности исчисления пособий по обязательному социальному страхованию и выплаты их в кратчайшие сроки.

-

Достижение более высокого уровня и качества обслуживания граждан.

ЦЕЛЬ 2: "ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ ЗА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД"

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Задача 11: "Повышение уровня пенсионного обеспечения граждан"

-

Увеличение с 1 января 2019 года страховых пенсий неработающим пенсионерам в рамках реализация Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

-

Темпы роста страховых пенсий, значительно превышающие фактический рост потребительских цен за прошедший год.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

-

Повышение доходов около 31 млн. пенсионеров - получателей страховой пенсии.

-

Актуализация показателя - годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации в рамках выполнения мероприятий по реализации Федеральных законов от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

-

Определение размера доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

-

Увеличение с 1 июля 2019 г. размера ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 95 до 10 тыс. рублей.

-

С 1 июля 2019 года ежемесячная выплата неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, установлена в размере 10 тыс. рублей для 466 тыс. семей.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

Задача 12: "Реализация обязательств государства по ежегодному повышению уровня материальной поддержки пенсионеров"

-

Выполнение мероприятий по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

-

С 1 августа 2019 года обеспечение проведения беззаявительного перерасчета размеров страховых пенсий пенсионерам, осуществлявшим работу в 2018 году.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

-

Выполнение мероприятий по реализации статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

-

Доведение минимального размера материального обеспечения пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

-

Установлена федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД).

-

Индексация пенсий и ежемесячных денежных выплат осуществляется сверх уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП).

-

Материальное обеспечение неработающего пенсионера в каждом году будет превышать уровень ПМП на сумму индексации пенсии и ЕДВ в текущем году.

Задача 13: "Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обязательного пенсионного обеспечения (страхования)"

-

Выполнение мероприятий по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р.

-

Совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в целях повышения прозрачности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации с обеспечением участия в руководящих органах Пенсионного фонда Российской Федерации представителей общественности от объединений работодателей и профессиональных союзов.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

-

Реализация статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

-

Установление величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2020 год.

А.Н. Пудов,

Департамент пенсионного обеспечения

ЦЕЛЬ 3: "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. СЕМЬИ С ДЕТЬМИ ПОЛУЧАТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ"

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Задача 14: "Реализация национального проекта "ДЕМОГРАФИЯ"

-

Реализация федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в 2019 году.

-

Не менее 237,7 тыс. нуждающихся семей получат ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет субвенций из федерального бюджета.

С.В. Петрова,

Департамент демографической политики и социальной защиты населения

-

Не менее 68 тыс. семей с тремя и более детьми получат ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.

Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

-

В регионах Дальнего Востока будут приняты дополнительные меры по поддержке рождаемости.

-

Не менее 800 тыс. семей, имеющих двух и более детей, распорядятся средствами материнского (семейного) капитала.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Задача 15: "Реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г."

-

Реализация Плана мероприятий на 2016 - 2020 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 г.

-

Проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

С.В. Петрова,

Департамент демографической политики и социальной защиты населения

ЦЕЛЬ 4: "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРИБЛИЗИТСЯ К ЧЕЛОВЕКУ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНЕТ АДРЕСНОЙ"

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Задача 16: "Повышение доступности предоставления социальных услуг

гражданам Российской Федерации"

-

Реализация федерального проекта "Старшее поколение".

-

Приобретение автотранспорта в количестве не менее 1175 ед. в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.

С.В. Петрова,

Департамент демографической политики и социальной защиты населения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

-

Расширение применения стационарозамещающих технологий в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которым установлен приоритет предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

-

Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (в 2019 году реализация пилотного проекта предусмотрена в 12 субъектах Российской Федерации).

-

Снижение очередности в стационарные организации социального обслуживания.

-

Увеличение доли негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности.

-

Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности увеличился с 10 до 11,2 процентов.

С.В. Петрова,

Департамент демографической политики и социальной защиты населения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

-

Увеличение количества субъектов Российской Федерации, реализующих технологии сопровождаемого проживания инвалидов.

-

Доля субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию технологии сопровождаемого проживания инвалидов, увеличилась с 80 до 100 процентов.

Г.Г. Лекарев,

Департамент по делам инвалидов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Задача 17: "Создание беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры"

-

Реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 гг.

-

Увеличение доли доступных для инвалидов и маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности до 58,8%.

Г.Г. Лекарев,

Департамент по делам инвалидов

-

Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми.

-

Доля инвалидов положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, составит 61,3%.

Г.Г. Лекарев,

Департамент по делам инвалидов

-

Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан 65,5%.

Задача 18: "Повышение доходов граждан, снижение уровня бедности"

-

Представление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта.

-

Стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, увеличение охвата бедного населения программами государственной социальной поддержки, рост доходов и снижение бедности отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки, повышение эффективности оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям.

Департамент комплексного анализа и прогнозирования

-

Совершенствование методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума.

-

Повышение минимальных гарантий денежных доходов населения и размеров мер социальной поддержки, определяемых с учетом прожиточного минимума.

Департамент комплексного анализа и прогнозирования

-

Реализация пилотных проектов с целью выработки мер по сокращению численности граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

-

Достижение национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности.

Департамент комплексного анализа и прогнозирования

-

Подготовка типовых рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке и принятию региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Задача 19: "Обеспечение ускоренного внедрения информационных технологий в социальной сфере"

-

Развитие Федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" в части расширения перечня и состава размещаемых сведений, а также круга поставщиков информации.

-

Повышение эффективности предоставления гарантированных мер социальной защиты (поддержки), качества предоставления услуг в целях реализации прав инвалидов и детей-инвалидов путем сокращения количества документов, подлежащих представлению для получения услуг, и избыточных процедур, обеспечения возможности обращения в электронной форме в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги.

А.В. Скляр,

Департамент информационных технологий и обеспечения проектной деятельности

-

Развитие единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

-

Формирование персонифицированной информации о правах на меры социальной поддержки и ее отражение в личном кабинете Единого портала государственных услуг.

А.В. Скляр,

Департамент информационных технологий и обеспечения проектной деятельности

-

Внедрение в субъектах Российской Федерации подсистемы учета и выплат ЕГИССО.

-

Разработка перечня "жизненных событий" исходя из предоставляемых мер социальной поддержки, в случае возникновения которых у гражданина появляются права на их получение.

-

Агрегация в едином ресурсе всех оснований для предоставления мер социальной защиты (поддержки) в целях создания основы для информирования граждан о правах на получение мер социальной защиты (поддержки).

А.В. Скляр,

Департамент информационных технологий и обеспечения проектной деятельности

-

Повышение осведомленности граждан о том, в каких ситуациях они приобретают права на получение мер социальной защиты (поддержки).

ЦЕЛЬ 5: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА - ОТКРЫТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНА"

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Задача 20: "Развитие профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих"

-

Внедрение механизма организации обучения государственных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование.

-

Повышение доли государственных гражданских служащих, ежегодно участвующих в мероприятиях по профессиональному развитию, до 85% от штатной численности государственного органа.

А.А. Черкасов,

Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

-

Внедрение механизма организации стажировок студентов образовательных организаций высшего образования в государственных органах.

-

Создание дополнительных возможностей для поступления на государственную гражданскую службу выпускников образовательных организаций высшего образования.

-

Увеличение числа студентов, проходящих практику в государственных органах, до 90 тыс. человек в целях расширения возможностей для поступления молодежи на государственную гражданскую службу.

-

Развитие системы мотивации государственных гражданских служащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов.

-

Проведение оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих - участников реализации национальных проектов (программ) и федеральных проектов на основании ключевых показателей эффективности (KPI), а также осуществление премирования указанных лиц по результатам такой оценки за достижение (выполнение) контрольных точек (показателей, мероприятий) указанных проектов (программ).

А.А. Черкасов,

Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

Задача 21: "Формирование института наставничества на государственной гражданской службе"

-

Методическое содействие формированию и развитию государственными органами института наставничества на государственной гражданской службе.

-

Утверждение положения о наставничестве на государственной гражданской службе.

А.А. Черкасов,

Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

-

Обновление Методического инструментария по применению наставничества на государственной гражданской службе.

Задача 22: "Повышение эффективности профилактики коррупции"

-

Унификация антикоррупционных стандартов для служащих и отдельных категорий работников (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

-

Введение требований о необходимости предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также необходимости соблюдения служащими и отдельными категориями работников ограничений и запретов в целях противодействия коррупции.

А.А. Черкасов,

Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

-

Методическое обеспечение соблюдения служащими и отдельными категориями работников антикоррупционных стандартов.

-

Обеспечение государственных и муниципальных органов, заинтересованных организаций актуализированными методическими материалами по вопросам соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.