Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н "Об утверждении профессионального стандарта Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2018 N 52440)"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 сентября 2018 г. N 603н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".

Министр

М.А.ТОПИЛИН

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 28 сентября 2018 г. N 603н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

МАСТЕР

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ

1215

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Обучение вождению транспортных средств (далее - ТС) соответствующих категорий и подкатегорий

01.006

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Группа занятий:

2320

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

-

-

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.30

Обучение профессиональное

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

6

Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

A/01.6

6

Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

A/02.6

6

Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся

A/03.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Мастер производственного обучения

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена

или

Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <3>

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <4>

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности <5>

Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории <6>

Прохождение инструктажа по охране труда <7>

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года

Наличие стажа управления ТС не менее трех лет

Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

ЕКС <8>

-

Мастер производственного обучения

ОКПДТР <9>

23962

Мастер производственного обучения

ОКСО <10>

6.44.02.06

Профессиональное обучение (по отраслям)

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий

Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС

Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации

Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)

Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)

Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения

Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории

Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования

Необходимые умения

Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации

Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом

Измерять параметры электрической цепи автомобиля

Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися

Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения

Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС

Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:

- специфики осваиваемой профессии;

- задач занятия (цикла занятий);

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)

Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения

Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС

Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)

Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения

Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты

Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения

Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения

Необходимые знания

Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса

Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)

Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории

Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии

Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей

Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей

Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами

Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения

Требования охраны труда на автотранспорте

Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них

Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Другие характеристики

-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)

Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения

Необходимые умения

Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)

Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами

Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы

Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики

Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию

Необходимые знания

Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования

Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения

Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая:

- требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов;

- требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС;

- требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах

Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий

Другие характеристики

-

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся

Код

A/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории

Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории

Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся

Необходимые умения

Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом:

- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;

- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей;

- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой;

- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;

- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории

Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося

Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам

Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета "Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий" и успеваемости обучающихся

Необходимые знания

Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)

Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение

Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)

Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории

Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения

Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей

Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами

Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения

Требования охраны труда на автотранспорте

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Другие характеристики

-

IV. Сведения об организациях - разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)", город Москва

Проректор по научной работе

Жанказиев Султан Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

3

АНО ДПО "Объединенный научно-методический центр", Московская область, поселок Красково

1

Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей "Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей", город Москва

2

ФАУ "Отраслевой научно-методический центр" Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 32, ст. 5108).

<4> 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

<5> Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5122).

<6> Пункт. 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 36, ст. 5622).

<7> Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

<8> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<9> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<10> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.