Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 836н

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 ноября 2020 г. N 836н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ

ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

1. Утвердить Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

Министр

А.О.КОТЯКОВ

Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 27 ноября 2020 г. N 836н

ПРАВИЛА

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ

ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

I. Общие положения

1. Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ, связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (далее - грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте).

2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими работ, связанных с грузопассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.

3. На основе Правил и требований безопасности, установленных в эксплуатационной и технологической документации, работодателем разрабатываются правила и инструкции по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте для профессий (должностей) и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мотивированного мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

4. Работодатель обязан обеспечить безопасность производственных процессов и работ по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, безопасную эксплуатацию технологического оборудования в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5. Работодатель обязан обеспечить контроль за соблюдением требований Правил, а также локальных нормативных актов по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, разрабатываемых работодателем.

6. Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность выполнения работ при подготовке, осуществлении и завершении процессов перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, содержание оборудования в исправном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

3) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

7. При организации выполнения отдельных видов работ и технологических процессов, применении методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования и транспортных средств, требования к безопасному выполнению и применению которых не регламентированы Правилами, работодателем должны быть разработаны и утверждены специальные мероприятия (требования, локальные нормативные акты) по обеспечению безопасного производства работ, не противоречащие требованиям Правил и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

8. При выполнении работ по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

1) движущийся железнодорожный подвижной состав;

2) движущиеся транспортные средства, участвующие в технологических процессах (операциях);

3) движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;

4) перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

5) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности инструмента и технологического оборудования;

6) падающие с высоты и разлетающиеся предметы (ручная кладь и багаж при неправильной их укладке, элементы оборудования) и инструменты;

7) электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения;

8) повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

9) повышенные уровни шума, инфразвука, общей и локальной вибрации;

10) недостаточная освещенность рабочей зоны;

11) повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

12) повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

13) возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

14) химические факторы при производстве работ с вредными веществами;

15) тяжесть производственного процесса;

16) напряженность трудового процесса.

9. При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов работодатель должен принимать меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты запрещается.

10. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам;

2) в целях контроля за безопасным производством работ дополнительно применять средства, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) средств, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

11. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования охраны труда при организации выполнения

работ (производственных процессов)

12. К выполнению работ по осуществлению грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой (для работников, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда) и проверку знания требований охраны труда.

Работники, совмещающие профессии (должности), должны пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).

13. Перечень профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.

14. Работы с повышенной опасностью должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами.

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска, утверждается работодателем.

При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

15. Работодатель должен обеспечивать работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, сигнальными жилетами со световозвращающими полосами в порядке, устанавливаемом работодателем, а на железнодорожных путях общего пользования дополнительно с нанесением соответствующей маркировки о принадлежности к структурному подразделению (организации).

III. Требования охраны труда, предъявляемые к содержанию

зданий, сооружений и территорий железнодорожных станций

16. Участки и зоны производственных помещений, эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, территорий, пребывание на которых во время выполнения работ связано с опасностью для работников, должны обозначаться соответствующими знаками безопасности. Перечень указанных участков и зон устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

17. На пассажирских платформах, грузовых рампах должны быть нанесены ограничительные линии на расстоянии не менее 0,75 м от края платформы.

18. Для организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции руководителем подразделения, эксплуатирующим автотранспорт, должны быть разработаны схемы движения транспортных средств, инструкция по организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции, которые согласовываются с причастными подразделениями и утверждаются начальником железнодорожной станции. Движение транспортных средств должно быть организовано согласно утвержденной схеме.

19. Территория складов багажного отделения должна иметь искусственное освещение и покрытие, которое должно очищаться от снега, а также посыпаться при гололеде песком, противоскользящей смесью или мелким шлаком.

20. На сооружения и устройства, являющиеся негабаритными местами, должна быть нанесена предупреждающая окраска.

На границах зон, где пространство между габаритом приближения строения и габаритом железнодорожного подвижного состава не обеспечивает безопасность работников, должен быть установлен знак "Осторожно! Негабаритное место". Перечень указанных сооружений и устройств, а также перечень устанавливаемых знаков безопасности с указанием мест их установки утверждается локальным нормативным актом подразделения работодателя, а устанавливаемых на железнодорожных станциях - локальным нормативным актом железнодорожной станции.

21. Пути, на которых проводится экипировка пассажирских вагонов, должны иметь водосточные лотки, канализацию и колонки (водоразборные, электроотопительные, воздухоразборные).

22. В зимнее время маршруты служебного прохода и проезды на территории станции должны очищаться от снега и наледей и посыпаться песком, противоскользящей смесью или мелким шлаком. Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками, изолированные от попадания влаги. Порядок организации работ по содержанию и обслуживанию маршрутов служебных проходов, устанавливается локальным нормативным актом владельца (балансодержателя) инфраструктуры.

23. При осуществлении работ в темное время суток рабочие площадки и участки, места производства работ, подъезды и подходы к ним должны быть освещены.

IV. Требования охраны труда, предъявляемые к организации

рабочих мест (зон)

24. На всех рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями технологической документации и (или) проектов производства работ. Требования безопасности труда должны быть отражены в соответствующей технологической документации на производственные процессы и проектах производства работ.

25. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в осуществлении операций, связанных с приемом и отправлением поездов, а также приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением багажа и грузобагажа, должны располагаться за пределами опасных зон.

26. Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности, устанавливаемыми организациями (подразделениями), эксплуатирующими оборудование с повышенным уровнем шума.

27. Для снижения уровня шума на рабочих местах необходимо применять звукопоглощающее и звукоизолирующее покрытия, защитные кожухи и другие средства защиты от повышенного уровня шума.

28. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации - применение средств индивидуальной защиты.

V. Требования охраны труда при организации работ,

осуществлении производственных процессов и эксплуатации

технологического оборудования

29. При осуществлении производственных процессов и операций по погрузке, выгрузке багажа, грузобагажа в местах общего пользования, их взвешивании, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, необходимо выполнять государственные нормативные требования охраны труда и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

30. При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны по команде руководителя работ отойти и убрать инструменты, приспособления, материалы и изделия с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса.

31. Порядок прекращения работ и расстояние, на которое должны отойти работники от крайнего рельса при обнаружении приближающегося подвижного состава, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя в зависимости от установленных скоростей движения.

32. При осуществлении работ по ремонту и обслуживанию устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта одним работником, он должен быть обеспечен выписками из расписания движения высокоскоростных, скоростных, пассажирских и пригородных поездов и уточненной на день проведения работ выпиской из графика движения поездов по обслуживаемому участку и средствами связи с руководителем работ. Выполнение отдельных видов работ на железнодорожных путях одним работником допускается в соответствии с перечнем работ, утверждаемым работодателем.

33. Запрещается допускать нахождение в служебных помещениях посторонних лиц.

34. Производство маневровой работы следует осуществлять в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации <1> и локальными нормативными актами работодателя.

--------------------------------

<1> Приказ Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный N 19627), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 12 августа 2011 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2011 г., регистрационный N 21758), от 4 июня 2012 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., регистрационный N 24735), от 13 июня 2012 г. N 164 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2012 г., регистрационный N 24613), от 30 марта 2015 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37020), от 9 ноября 2015 г. N 330 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2015 г., регистрационный N 39978), от 25 декабря 2015 г. N 382 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., регистрационный N 40409), от 3 июня 2016 г. N 145 (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2016 г., регистрационный N 42676), от 1 сентября 2016 г. N 257 (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2016 г., регистрационный N 44248), от 30 января 2018 г. N 36 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50716), от 9 февраля 2018 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 3 мая 2018 г., регистрационный N 50958), от 5 октября 2018 г. N 349 (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2018 г., регистрационный N 52897) и от 25 декабря 2018 г. N 472 (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2019 г., регистрационный N 55235) (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).

35. При производстве маневровых работ, находясь внутри вагона, следует прекратить работу до полной остановки состава.

36. Передачу документов локомотивной бригаде поезда (подвижной единицы) следует производить в установленных местах (отраженных в инструкции по охране труда или технологическом процессе работы железнодорожной станции).

37. После вручения документов необходимо отойти на безопасное расстояние и возвращаться в служебное помещение, соблюдая меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

38. К подготовке погрузки, разгрузки багажа и грузобагажа багажных вагонов разрешается приступать только после их ограждения и закрепления в соответствии с требованиями безопасности, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

39. Двери вагонов должны быть закрыты на дверные рычаги. Трапы, инструменты, тележки, багаж, грузобагаж и другие предметы должны быть убраны от края платформы на расстояние не ближе 1 м.

40. Необходимо следить за правильной сортировкой и укладкой багажа и грузобагажа, состоянием упаковки, наличием проходов между штабелями, а также погрузкой и размещением багажа и грузобагажа в багажные вагоны.

Запрещается принимать к перевозке багаж и грузобагаж, если на ящиках и других упаковках имеются незагнутые гвозди, концы проволоки, обвязочной ленты.

41. Для укладки и размещения принятого к перевозке багажа и грузобагажа необходимо предусмотреть места хранения, оборудованные стеллажами, подмостями.

Не допускается укладка багажа и грузобагажа навалом вплотную к стенам склада. Зазор между стеной склада и уложенным багажом и грузобагажом должен быть не менее 25 см.

42. Багаж и грузобагаж необходимо укладывать в устойчивые штабеля. Между штабелями должны оставляться проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами применяемых транспортных средств.

Для обеспечения устойчивости штабеля нижние ряды необходимо укладывать с зазорами, которые с каждым рядом надо сокращать, а верхние ряды укладывать вплотную.

Багаж и грузобагаж, не поддающиеся штабелированию, следует укладывать на стеллажи.

Багаж и грузобагаж, уложенные в штабель, во избежание обрушения штабеля необходимо брать только сверху с выполнением мер по обеспечению устойчивости штабеля.

43. Выгруженные или подготовленные к погрузке на платформе или вдоль железнодорожного пути багаж и грузобагаж необходимо укладывать и закреплять без нарушения габарита приближения строений.

44. Перевозить багаж и грузобагаж на транспортных средствах необходимо в пределах транспортных коридоров на рампе, платформе, не нарушая ограничительных линий.

45. При осуществлении погрузки, размещения и крепления багажа и грузобагажа в багажном вагоне следует обеспечить возможность их последующей безопасной выгрузки. Более тяжелые грузы необходимо размещать равномерно по полу багажного вагона, а легкие и хрупкие - на полках.

Запрещается загружать багажный вагон сверх грузоподъемности.

46. Если при погрузке и выгрузке багажа и грузобагажа из автомобиля перепад высот пола багажного вагона и кузова автомобиля превышает 0,2 м, необходимо устанавливать трапы или переходные мостики (настилы) шириной не менее 1 м.

Трапы и переходные мостики (настилы) необходимо устанавливать, если расстояние между багажным вагоном и кузовом автомобиля превышает 0,1 м.

47. Запрещается находиться под поднятым и перемещаемым грузом, а также находиться в пространстве между движущимся транспортным средством и багажным вагоном.

48. При открывании дверей багажных вагонов не допускается нахождение работников в зоне возможного падения груза.

Пломбирование багажных вагонов должно производиться только во время стоянки подвижного состава с приставных лестниц или высоких платформ.

49. Конвейеры, применяемые для перемещения багажа и грузобагажа, должны устанавливаться с исключением возможности падения груза и обеспечением прохода шириной 1 м по обе стороны конвейера.

50. При перемещении багажа и грузобагажа должны использоваться конвейеры с огражденной лентой.

51. Запрещается включать кипятильник при отсутствии воды в нем, а также отсутствии защитного кожуха на нагревательных элементах.

52. Забор кипяченой воды из кипятильника следует производить через водоразборный кран.

53. Мыть кипятильник необходимо после отключения электросети.

54. Отогревание замерзших трубопроводов, унитазов, сливных труб умывальных чаш, а также водоналивных головок вагона следует производить горячей водой. Использовать для этой цели факел или горячий уголь запрещается.

55. При наборе кипятка из кипятильника не допускается вешать чайник на кран, предназначенный для забора воды.

56. При установке противней, кастрюль и других емкостей для хранения пищи необходимо пользоваться инвентарными подставками, предварительно убедившись в их устойчивости.

57. Запрещается эксплуатировать кухонную плиту на топливе в вагоне-ресторане при наличии:

1) течи топливопровода и трещин в топливном баке;

2) неисправностях или отсутствии противопожарных фильтров в расходном или основном топливных баках;

3) трещин и отколов на чугунных плитах жарочной поверхности, колосниковых решетках и конфорках;

4) неисправностей регуляторов и заслонок дымоходов, духовок в плитах и водонагревателях;

5) неисправностей горелок.

58. Запрещается:

1) пользоваться плитой со снятыми дверцами топки, зольника и поддувала;

2) применять для растопки котлов, печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;

3) хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы;

4) топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгар или с нарощенными трубами; при отсутствии пламеотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;

5) тушить топку водой или снегом;

6) оставлять без контроля действующие отопительные приборы;

7) выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак, золу и прочие отходы, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота;

8) эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильников и в надпотолочном пространстве в районе прохода дымовытяжных труб;

9) оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.

59. При эксплуатации электрооборудования вагона-ресторана запрещается:

1) включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления;

2) заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной инструкцией завода-изготовителя;

3) заменять сработавшие предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи;

4) включать электроплиты и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона;

5) хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона;

6) эксплуатировать вагон-ресторан в случае возникновения замыкания на корпус любого из полюсов в электрооборудовании вагона;

7) включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать их нагрев выше 28 °C по показанию дистанционного термометра;

8) оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

9) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических плитах, кухонных плитах, кипятильниках;

оставлять работающее электрооборудование без присмотра.

60. В вагонах-ресторанах с электрическим отоплением влажную уборку и мытье полов необходимо производить при отключенном питании электроплит.

61. При уборке вагона необходимо использовать разрешенные для применения моющие и дезинфицирующие средства, хранить которые следует в маркированных емкостях.

62. При осмотре и ремонте вагонного оборудования, протирке багажных и спальных полок, стен, потолков, очистке вентиляционных решеток, застилке белья необходимо пользоваться исправными лестницами-стремянками.

Вставать на откидные столики и влажные диваны, дверные ручки, на ребра багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона, а также пользоваться стремянками на ходу поезда не допускается.

63. Перед началом влажной уборки и мытья полов в вагонах с электрическим отоплением необходимо отключить питание электропечей. В вагонах с комбинированным отоплением допускается мыть полы без отключения нагревательных элементов котлов отопления, кроме полов котельного отделения и полов рабочего тамбура.

64. При уборке тамбура необходимо закрыть боковые и торцевые (наружные) двери на замок и убедиться в закрытии потолочных люков, крышек, угольных стояков.

65. Обмывку нижней стороны откидной площадки следует производить на стоянке поезда со ступенек, держась за поручень и при зафиксированной поднятой откидной площадке.

66. Протирать пазы наружного дверного проема необходимо держась за специальную ручку, закрепив дверь на фиксатор. При отсутствии ручки следует держаться за дверную решетку, придерживая дверь ногой.

67. При дезинфекционной обработке вагона после ее окончания следует проветрить вагон. Необходимо открыть потолочные дефлекторы, окна и двери, включить вентиляцию.

68. Перед техническим обслуживанием и ремонтом высоковольтного и низковольтного электрооборудования вагона необходимо отключить напряжение, закрыть щит на ключ и повесить табличку "Работают люди". Произвести запись о выполнении работы в журнале.

69. Работы по ремонту, обслуживанию электрических защитных устройств, генератора необходимо проводить только на стоянке поезда.

70. Во время стоянки, при выяснении причин посторонних шумов или стуков, возникших при движении поезда, запрещается подлезать под вагоны не огражденного состава.

71. Надевать приводной ремень на шкив генератора или снимать его следует после остановки поезда и его ограждения сигналами остановки.

72. При наличии напряжения в высоковольтной магистрали запрещается:

1) открывать кожух нагревательных элементов котла;

2) ремонтировать подвагонное оборудование;

3) разъединять межвагонные электрические соединения;

4) открывать подвагонный высоковольтный ящик.

73. При осмотре котельного отделения и техническом обслуживании отопительной установки боковые двери тамбура должны быть заперты.

74. Производить долив воды в систему отопления допускается только при выключенном электроотоплении на распределительном щите.

75. При устранении течи воды из котла комбинированного отопления вагона и удалении скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления вагона в нулевое положение и снять предохранитель "отопление" или отключить автоматический выключатель "управление отоплением" на пульте вагона.

76. В пути следования запрещается:

1) производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;

2) использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не отвечающие номинальным значениям защищаемой цепи;

3) использовать временно проложенные кабели (провода), сращенные скруткой или пайкой, как внутри вагона, так и из вагона в вагон;

4) садиться в вагон после начала движения, а также выходить из вагона до полной остановки поезда;

5) открывать во время движения боковые тамбурные двери, спускаться на подножки вагона, высовываться из двери или окна тамбура, переходить с подножки одного вагона на подножку соседнего вагона;

6) спускаться на подножки тамбура при движении поезда для наблюдения за работой подвагонного оборудования;

7) производить соединение и разъединение электрических межвагонных соединений через открывающиеся фартуки переходных суфле;

8) подниматься на крышу вагона при движении поезда, на остановках при неогражденном составе, в снег, дождь, при тумане или сильном ветре, а также на электрифицированных участках железнодорожных путей.

77. Для снятия предохранителя, находящегося на распределительном щитке, необходимо использовать специальную рукоятку.

Запрещается заменять предохранители, находящиеся под напряжением.