Приказ Минтруда России от 26.08.2024 N 418н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 августа 2024 г. N 418н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "БИЗНЕС-ТРЕНЕР"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Бизнес-тренер".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 26 августа 2024 г. N 418н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
БИЗНЕС-ТРЕНЕР
1671 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Осуществление деятельности по формированию умений, отработке профессиональных навыков, передаче техник и технологий для решения организационных, управленческих и маркетинговых задач предпринимательской деятельности <1> (далее - проведение бизнес-тренингов) в коммерческих организациях <2> различной формы собственности различных сфер деятельности, применяющих различные системы налогообложения |
40.250 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование умений и отработка профессиональных навыков у предпринимателей и работников коммерческих организаций для повышения эффективности предпринимательской деятельности |
Группа занятий:
1219 |
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы |
2421 |
Аналитики систем управления и организации |
(код ОКЗ <3>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
82.99 |
Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки |
(код ОКВЭД <4>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций,
входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Проведение бизнес-тренинга (по видам тренингов, по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или по соответствующему продукту) |
6 |
Планирование бизнес-тренинга |
A/01.6 |
6 |
Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
A/02.6 |
6 |
|||
Проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний, умений и отработке профессиональных навыков |
A/03.6 |
6 |
|||
Оценка эффективности бизнес-тренинга |
A/04.6 |
6 |
|||
B |
Методическое обеспечение и организация проведения бизнес-тренингов (по видам тренингов, по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или по соответствующему продукту) |
6 |
Разработка методических материалов для составления программ (сценариев) проведения бизнес-тренингов |
B/01.6 |
6 |
Разработка методических материалов для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
B/02.6 |
6 |
|||
Разработка методических материалов для проведения оценки эффективности бизнес-тренингов |
B/03.6 |
6 |
|||
Организация подготовки и проведения бизнес-тренингов |
B/04.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Проведение бизнес-тренинга (по видам тренингов, по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или по соответствующему продукту) |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Бизнес-тренер |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам) или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам) |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется один раз в два года повышение квалификации в области проведения бизнес-тренингов (по видам) по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или соответствующему продукту Данная обобщенная трудовая функция может выполняться в форме дистанционной работы и (или) в форме комбинированной (дистанционной) работы |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2421 |
Аналитики систем управления и организации |
ОКСО <5> |
5.37.03.01 |
Психология |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.38.03.01 |
Экономика |
|
5.38.03.02 |
Менеджмент |
|
5.38.03.03 |
Управление персоналом |
|
5.38.03.06 |
Торговое дело |
|
5.38.03.07 |
Товароведение |
|
5.42.03.01 |
Реклама и связи с общественностью |
|
5.42.03.05 |
Медиакоммуникации |
|
5.43.03.01 |
Сервис |
|
5.43.03.02 |
Туризм |
|
5.43.03.03 |
Гостиничное дело |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Планирование бизнес-тренинга |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Взаимодействие с заказчиком при получении заказа для проведения бизнес-тренинга в организации с целью сбора информации о целевой аудитории, количестве участников, цели, задачах, результате, датах и формате бизнес-тренинга |
Проведение анализа требований (потребности) организации к проведению бизнес-тренинга на соответствующем уровне, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Поддержание взаимодействия с заказчиками с целью увеличения продаж бизнес-тренингов |
|
Планирование бизнес-тренинга, определение темы, цели, задач, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Прогнозирование результата проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Планирование материально-технического обеспечения процесса бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Планирование методического и визуального обеспечения проведения бизнес-тренинга (методические рекомендации, рабочая тетрадь, раздаточный материал, слайд-сопровождение, подготовленные листы флипчарта) |
|
Составление (разработка) программы бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Согласование программы бизнес-тренинга с заказчиком при заказе бизнес-тренинга организацией |
|
Подбор информации для проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Подбор техник, инструментов, методов, практических заданий для проведения бизнес-тренинга, в том числе по методическим рекомендациям |
|
Подбор учебно-методических материалов, также с применением специализированных программных продуктов для проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Выбор специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение бизнес-тренинга в дистанционном формате |
|
Составление сценария бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при подготовке к бизнес-тренингу |
|
Необходимые умения |
Формировать предложение по проведению бизнес-тренинга |
Выстраивать коммуникации с руководством организации по вопросам проведения бизнес-тренинга |
|
Консультировать руководителей и работников по вопросам проведения бизнес-тренинга |
|
Применять методические рекомендации для планирования бизнес-тренинга |
|
Осуществлять экономическое обоснование затрат на проведение бизнес-тренинга (составлять бюджет бизнес-тренинга) |
|
Определять цели, задачи и прогнозировать результаты бизнес-тренинга для открытого бизнес-тренинга и (или) для проведения бизнес-тренинга в организации (в соответствии с требованиями заказчика) |
|
Производить анализ потребностей заказчика - его целей, задач и результата, ожидаемого от бизнес-тренинга (при заказе бизнес-тренинга организацией) |
|
Использовать стратегию взаимодействия с заказчиками (внедрять систему аккаунт-менеджмента) |
|
Использовать автоматизированные системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Планировать организационные, материально-технические и методические ресурсы для проведения бизнес-тренинга |
|
Составлять (разрабатывать) программу бизнес-тренинга по методическим рекомендациям |
|
Определять и применять инструменты и методы для проведения бизнес-тренинга |
|
Составлять (разрабатывать) сценарии бизнес-тренинга по методическим рекомендациям |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Определять способы и варианты визуальной демонстрации информации в процессе проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием специализированных программных продуктов |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренинга |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные методические и научные подходы к подготовке и проведению бизнес-тренингов |
|
Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов |
|
Основные виды бизнес-тренингов |
|
Технология бизнес-тренинга |
|
Источники формирования компетенций |
|
Особенности обучения взрослых |
|
Техники коммуникации |
|
Аккаунт-менеджмент |
|
Системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Этика делового общения |
|
Специализированные программные продукты и информационные ресурсы для поиска и систематизации данных и информации |
|
Инструменты визуализации информации |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение методов, инструментов и форм оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга в рамках заданной темы (при заказе бизнес-тренинга организацией) |
Применение специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение оценки уровня Профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга в дистанционном формате |
|
Проведение оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга для определения последующей эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Проведение анализа результатов оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Определение ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлен бизнес-тренинг, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Формирование отчета для заказчика по итогам оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга для уточнения программы бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
|
Необходимые умения |
Подбирать методы, применять инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
Применять методические рекомендации для оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
|
Проводить диагностику уровня профессиональных знаний и умений участников бизнес-тренинга в рамках заданной темы |
|
Исследовать уровень профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
|
Выявлять несоответствия между имеющимся и требуемым уровнями профессиональных знаний и умений участников бизнес-тренинга |
|
Формировать предложения по видам и формам бизнес-тренинга в соответствии с уровнем профессиональных знаний и умений участников |
|
Определять ключевые показатели (компетенции), на изменение которых направлен бизнес-тренинг |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Применять техники эффективной коммуникации |
|
Составлять отчет по результатам анализа оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные сведения о соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов |
|
Методы, инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Основы формирования компетенций или источники компетенций |
|
Особенности обучения взрослых |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Методы анализа больших данных при проведении оценки профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Этика делового общения |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний, умений и отработке профессиональных навыков |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка технических средств, методических материалов, необходимых для проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
Обеспечение участников бизнес-тренинга необходимыми методическими материалами |
|
Проведение бизнес-тренинга согласно подготовленному сценарию по различным временным интервалам, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Применение технических средств, программных продуктов, необходимых при проведении бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Применение специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение бизнес-тренингов в дистанционном формате |
|
Использование инструментов и методов бизнес-тренинга при проведении бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Управление групповой динамикой (системой поведенческих и психологических процессов, происходящих внутри одной группы людей), в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Проведение комплекса мероприятий по закреплению новых знаний и умений участников, полученных в процессе проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Проведение промежуточного контроля в процессе проведения бизнес-тренинга, включая необходимые корректировки в программу тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Взаимодействие с заказчиком в ходе реализации длительных бизнес-тренингов и системных программ |
|
Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении бизнес-тренинга по формированию новых знаний и умений и отработке профессиональных навыков |
|
Необходимые умения |
Планировать проведение бизнес-тренинга |
Планировать техническое и информационное обеспечение проведения бизнес-тренинга |
|
Применять методические рекомендации для проведения бизнес-тренингов |
|
Применять инструменты бизнес-тренинга для эффективного усвоения материала участниками |
|
Применять техники визуальной демонстрации информации в процессе бизнес-тренинга, в том числе с использованием специализированных программных продуктов |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Использовать технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Применять дистанционные образовательные технологии |
|
Применять модели обучения взрослых при проведении бизнес-тренинга |
|
Применять принципы возрастной психологии при проведении бизнес-тренинга |
|
Применять метод обратной связи при проведении бизнес-тренинга |
|
Создавать условия для проведения бизнес-тренинга, формировать благоприятный психологический климат в группе участников |
|
Управлять поведенческими и психологическими процессами |
|
Применять техники эффективной коммуникации |
|
Производить корректировку программы бизнес-тренинга |
|
Управлять проблемными ситуациями и процессом взаимодействия с участниками бизнес-тренинга |
|
Организовывать процесс обработки персональных данных |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Санитарно-эпидемиологические требования к пространству (помещению) для проведения бизнес-тренингов |
|
Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов |
|
Виды технических средств для проведения бизнес-тренинга и правила их безопасной эксплуатации |
|
Виды и формы учебно-методического материала для проведения бизнес-тренингов |
|
Основные методические и научные подходы к проведению бизнес-тренингов |
|
Техники и приемы ораторского мастерства |
|
Техники управления групповой динамикой |
|
Техники коммуникации |
|
Особенности обучения взрослых |
|
Модели обратной связи |
|
Технология бизнес-тренингов |
|
Принципы и приемы публичной презентации |
|
Виды, способы и формы мероприятий по закреплению новых знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Этика делового общения |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Оценка эффективности бизнес-тренинга |
Код |
A/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение цели оценки эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
Применение специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение оценки эффективности бизнес-тренинга в дистанционном формате |
|
Определение модели, способов, методов и инструментов оценки эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Проведение сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Подбор инструментов оценки полученных знаний и умений, а также для анализа вовлеченности участников бизнес-тренинга и их готовности применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Проведение оценки эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Анализ результатов проведенного бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении анализа эффективности проведенного бизнес-тренинга |
|
Анализ соответствия результатов бизнес-тренинга требованиям заказчика (при проведении бизнес-тренинга в организации), в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Составление отчетности для заказчика, содержащей результаты эффективности бизнес-тренинга, включая рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга (при проведении бизнес-тренинга в организации), в том числе с использованием методических рекомендаций |
|
Необходимые умения |
Выбирать модель, способы, методы и инструменты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга |
Применять методические рекомендации для оценки эффективности бизнес-тренинга |
|
Применять способы, методы и инструменты сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренинга |
|
Применять инструменты для оценки вовлеченности участников бизнес-тренинга и их готовности применять в профессиональной деятельности полученные знания, умения и навыки |
|
Разрабатывать критерии оценки эффективности бизнес-тренинга |
|
Производить расчеты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга |
|
Производить оценку удовлетворенности, вовлеченности, готовности участников применять на практике полученные знания и умения |
|
Производить сравнительный анализ и оценивать соответствие результатов проведенного бизнес-тренинга требованиям и установленным критериям заказчика |
|
Формировать для заказчика рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков участниками бизнес-тренинга |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Составлять отчет для заказчика с анализом эффективности проведения бизнес-тренинга и дальнейшими рекомендациями |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов |
|
Модели, способы и инструменты оценки эффективности бизнес-тренингов |
|
Инструменты оценки вовлеченности участников и их готовности применять в профессиональной деятельности полученные в процессе бизнес-тренингов знания, умения и навыки |
|
Методы анализа больших данных для оценки эффективности бизнес-тренингов |
|
Методы оценки и измерения показателей эффективности бизнес-тренингов |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Техники коммуникации |
|
Этика делового общения |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Методическое обеспечение и организация проведения бизнес-тренингов (по видам тренингов, по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или по соответствующему продукту) |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Программный директор бизнес-тренинга Организатор бизнес-тренингов Методист бизнес-тренинга Мастер бизнес-тренинга |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам) или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам) |
Требования к опыту практической работы |
Для должностей программный директор бизнес-тренинга и методист бизнес-тренинга - не менее двух лет работы бизнес-тренером (по видам бизнес-тренингов) по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или соответствующему продукту Для должности мастер бизнес-тренинга - не менее трех лет в должности методиста бизнес-тренинга или программного директора бизнес-тренинга или не менее пяти лет опыта работы бизнес-тренером (по видам бизнес-тренингов) по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или соответствующему продукту Для должности организатор бизнес-тренингов - не менее пяти лет опыта работы бизнес-тренером (по видам бизнес-тренингов) по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, или соответствующему продукту |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется один раз в два года повышение квалификации в области проведения бизнес-тренингов (по видам) по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности Данная обобщенная трудовая функция может выполняться в форме дистанционной работы и (или) в форме комбинированной (дистанционной) работы |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1219 |
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы |
ОКПДТР <6> |
21422 |
Директор (начальник) курсов |
21580 |
Директор учебного пункта |
|
21581 |
Директор (начальник) учебного (учебно-тренировочного) центра |
|
24080 |
Методист |
|
ОКСО |
5.37.03.01 |
Психология |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.38.03.01 |
Экономика |
|
5.38.03.02 |
Менеджмент |
|
5.38.03.03 |
Управление персоналом |
|
5.38.03.06 |
Торговое дело |
|
5.38.03.07 |
Товароведение |
|
5.42.03.01 |
Реклама и связи с общественностью |
|
5.42.03.05 |
Медиакоммуникации |
|
5.43.03.01 |
Сервис |
|
5.43.03.02 |
Туризм |
|
5.43.03.03 |
Гостиничное дело |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методических материалов для составления программ (сценариев) проведения бизнес-тренингов |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка локальных нормативных актов, регулирующих условия и порядок проведения бизнес-тренинга, их актуализация |
Исследование рынка услуг бизнес-тренингов |
|
Применение результатов исследования рынка услуг бизнес-тренингов для составления методических материалов и рекомендаций |
|
Разработка методических рекомендаций для проведения анализа требований организации к проведению бизнес-тренингов |
|
Разработка методических рекомендаций для составления программы и сценария бизнес-тренингов |
|
Подбор актуального и обоснованного теоретического материала для различных форматов (видов) бизнес-тренингов |
|
Подбор и разработка практических заданий, ролевых и ситуационных игр, упражнений для проведения бизнес-тренингов |
|
Разработка программ для бизнес-тренингов |
|
Разработка сценариев для бизнес-тренингов |
|
Построение связей результатов обучения и рабочей практики |
|
Создание и ведение информационных баз данных методических материалов для бизнес-тренингов |
|
Использование специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих работу в дистанционном формате |
|
Поддержание актуальности программ для бизнес-тренингов и их развитие |
|
Разработка методических материалов и рекомендаций для проведения практических заданий, упражнений и ситуационных моделей, применяемых в процессе бизнес-тренингов |
|
Разработка и формирование методических рекомендаций для специалиста - бизнес-тренера по организации, подготовке и проведению бизнес-тренингов |
|
Передача знаний и навыков начинающему методисту бизнес-тренинга и осуществление координации его деятельности при разработке методических материалов и рекомендаций для бизнес-тренингов |
|
Необходимые умения |
Анализировать исследования рынка услуг бизнес-тренингов для составления методических материалов и рекомендаций |
Формулировать тему, цель, задачи, содержание и результаты проведения бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать и формировать методические рекомендации для проведения анализа требований организации к проведению бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать методические материалы и рекомендации для составления программ и сценариев для проведения бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать методические рекомендации и материалы по организации, подготовке и проведению бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать методические материалы практических заданий, упражнений и ситуационных моделей для проведения бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать практические задания, ролевые и ситуационные игры, упражнения для проведения бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать программы и сценарии для бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать методические рекомендации по проведению практических заданий, упражнений, ситуационных моделей в процессе проведения бизнес-тренингов |
|
Создавать и вести базы данных методических материалов |
|
Использовать технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Методология разработки программы, сценария и методических материалов для проведения бизнес-тренингов |
|
Технологии и модели бизнес-тренингов |
|
Источники разработки компетенций |
|
Особенности обучения взрослых |
|
Методика разработки практических заданий, упражнений и ситуационных моделей для бизнес-тренингов |
|
Техники коммуникации |
|
Теория и технологическая практика создания и применения тестов в самых разных областях, связанных с деятельностью и поведением людей (тестология) |
|
Аккаунт-менеджмент |
|
Системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Этика делового общения |
|
Технологии визуализации информации |
|
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методических материалов для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка системы оценки для диагностики уровня знаний участников бизнес-тренингов исходя из цели диагностики |
Подбор метода и методики для диагностики уровня знаний и умений участников бизнес-тренингов |
|
Разработка методических рекомендаций по подбору инструментов, в том числе тестов, опросников, игр и активностей, для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Разработка методических рекомендаций для определения метода или методики оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Разработка тестов, кейсов, опросников для диагностики уровня знаний и умений участников бизнес-тренингов |
|
Разработка методических материалов и рекомендаций для создания системы оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Использование специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих работу в дистанционном формате |
|
Передача знаний и навыков начинающему методисту бизнес-тренинга и осуществление координации его деятельности при разработке методических материалов и рекомендаций для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга |
|
Необходимые умения |
Составлять методические рекомендации и материалы для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
Разрабатывать тесты, кейсы, опросники |
|
Разрабатывать системы оценки для диагностики уровня знаний и умений |
|
Определять методы и методики оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Использовать технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Разрабатывать и актуализировать методические материалы и рекомендации по применению методов, методик и инструментов для проведения оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Виды, методы, способы и инструменты оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Теория и технологическая практика создания и применения тестов в самых разных областях, связанных с деятельностью и поведением людей (тестология) |
|
Методология разработки систем оценки (критериев оценки) уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов |
|
Особенности обучения взрослых |
|
Корпоративные стандарты для проведения бизнес-тренингов |
|
Аккаунт-менеджмент |
|
Системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Этика делового общения |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методических материалов для проведения оценки эффективности бизнес-тренингов |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формулирование цели оценки эффективности проведения бизнес-тренингов |
Выбор ключевых показателей, на изменение которых был направлен бизнес-тренинг |
|
Подбор методов для определения ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлены бизнес-тренинги |
|
Разработка методических рекомендаций для определения ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлены бизнес-тренинги |
|
Подбор моделей оценки эффективности проведенных бизнес-тренингов |
|
Разработка методических рекомендаций по применению моделей оценки эффективности проведенных бизнес-тренингов |
|
Определение методов и способов оценки эффективности проведенных бизнес-тренингов |
|
Разработка методических рекомендаций по применению методов и способов оценки эффективности проведенных бизнес-тренингов |
|
Разработка чек-листов для проведения анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренингов |
|
Выбор инструментов для оценки усвоения участниками новых знаний и умений (компетенций) и их готовности применять в профессиональной деятельности новые знания и умения, полученные в процессе бизнес-тренингов |
|
Разработка методических рекомендаций по применению инструментов для проведения оценки усвоения участниками новых знаний и умений (компетенций) и их готовности применять в профессиональной деятельности новые знания и умения, полученные в процессе бизнес-тренинга |
|
Разработка чек-листов для оценки изменения организационного поведения после проведения бизнес-тренингов |
|
Использование специализированных программных (компьютерных) продуктов и информационных ресурсов, обеспечивающих работу в дистанционном формате |
|
Разработка и формирование методических материалов и методических рекомендаций для проведения оценки эффективности бизнес-тренинга, включая изменения организационного поведения участников после проведенных бизнес-тренингов |
|
Необходимые умения |
Определять методы определения ключевых показателей, на изменение которых направлены бизнес-тренинги |
Разрабатывать чек-листы для проведения анализа бизнес-тренингов |
|
Составлять методические материалы и рекомендации по применению методов определения ключевых показателей, на изменение которых направлены бизнес-тренинги |
|
Подбирать инструменты для проведения оценки усвоения полученных участниками знаний и умений в процессе бизнес-тренингов и готовности применять их в профессиональной деятельности |
|
Использовать технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты, предназначенные для работы в дистанционном формате |
|
Разрабатывать методические материалы и рекомендации для применения подобранных моделей, методов, способов и инструментов для проведения оценки эффективности проведенных бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать методические материалы и рекомендации для проведения оценки эффективности проведенных бизнес-тренингов |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов) |
|
Модели оценки эффективности бизнес-тренингов |
|
Методы и способы оценки эффективности бизнес-тренингов |
|
Теория и технологическая практика создания и применения тестов в самых разных областях, связанных с деятельностью и поведением людей (тестология) |
|
Методика разработки инструментов оценки эффективности бизнес-тренингов |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Корпоративные стандарты для проведения бизнес-тренингов |
|
Этика делового общения |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Организация подготовки и проведения бизнес-тренингов |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение анализа требований (потребности) организации к проведению бизнес-тренинга на соответствующем уровне |
Подготовка предложений по бизнес-тренингам в соответствии с требованиями заказчика |
|
Контроль процесса подготовки бизнес-тренингов |
|
Контроль обеспечения методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами процессов проведения бизнес-тренингов |
|
Планирование, учет и контроль процессов проведения бизнес-тренингов |
|
Привлечение специалистов соответствующего профиля профессиональной деятельности для проведения бизнес-тренингов |
|
Анализ нормативных правовых актов и учебно-методических материалов по вопросам проведения бизнес-тренингов |
|
Организация разработки локальных нормативных актов, договоров и соглашений по вопросам проведения бизнес-тренингов |
|
Проведение корректировки программ бизнес-тренингов в соответствии с изменениями требований локальных или нормативных правовых актов, требованиями бизнеса и по результатам обратной связи |
|
Разработка системы мотивации и оценки результатов деятельности специалистов по проведению бизнес-тренингов |
|
Оценка и мониторинг результатов работы специалистов по проведению бизнес-тренингов |
|
Координация и контроль выполнения требований и критериев, установленных заказчиком (клиентом) бизнес-тренингов |
|
Планирование и контроль реализации программ бизнес-тренингов |
|
Обеспечение внедрения информационно-аналитических, правовых систем и баз данных, специализированных программных продуктов для организации и проведения бизнес-тренингов, в том числе в дистанционном формате |
|
Организация обучения и повышение квалификации специалистов по проведению бизнес-тренингов (бизнес-тренеров) |
|
Оформление локальных нормативных актов, регламентирующих процесс бизнес-тренингов, в соответствии с установленными требованиями |
|
Предоставление отчетности по результатам проведенных бизнес-тренингов заказчику |
|
Необходимые умения |
Организовывать процесс подготовки и проведения бизнес-тренингов |
Контролировать материально-техническое и финансовое обеспечение бизнес-тренингов |
|
Осуществлять контроль подготовки и проведения бизнес-тренингов |
|
Корректировать программы бизнес-тренингов |
|
Использовать специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Использовать технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Разрабатывать стратегии взаимодействия с заказчиками (внедрять систему аккаунт-менеджмента) |
|
Использовать автоматизированные системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Формировать систему мотивации и оценки специалистов по проведению бизнес-тренингов |
|
Осуществлять постановку целей и задач сотрудникам с использованием эффективных и современных инструментов менеджмента |
|
Разрабатывать локальные нормативные акты по вопросам организации подготовки и проведения бизнес-тренингов |
|
Оценивать результаты работы специалистов по проведению бизнес-тренингов |
|
Осуществлять мониторинг работы специалистов по проведению бизнес-тренингов |
|
Управлять проектами внедрения современных информационных технологий в области бизнес-тренингов |
|
Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции |
|
Составлять отчет или организовывать составление отчета о результатах проведенных бизнес-тренингов |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области регулирования проведения бизнес-тренингов |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных |
|
Основы гражданского законодательства Российской Федерации |
|
Основы трудового законодательства Российской Федерации |
|
Основы налогового законодательства Российской Федерации |
|
Основные меры по предупреждению коррупции в организации |
|
Менеджмент и управление персоналом |
|
Основы практической психологии |
|
Виды, методы, приемы и формы бизнес-тренингов |
|
Технологии управления бизнес-тренингами |
|
Аккаунт-менеджмент |
|
Системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Методы управления проектами |
|
Основы финансового планирования |
|
Технологии управления процессами организации и проведения бизнес-тренингов |
|
Особенности обучения взрослых |
|
Модели бизнес-тренингов |
|
Системы управления взаимоотношениями с клиентами |
|
Этика делового общения |
|
Корпоративные стандарты для проведения бизнес-тренингов |
|
Техники и приемы коммуникации |
|
Специализированные программные (компьютерные) продукты и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате |
|
Технические средства, программные продукты, необходимые при проведении бизнес-тренинга |
|
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|
Основы документооборота |
|
Другие характеристики |
Необходимые профессионально-этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, город Москва |
|
Вице-президент |
М.А. Фатеев |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
АНО "Добродеи", город Королев, Московская область |
2 |
АНО "Центр оценки квалификаций", город Москва |
3 |
АНО ДПО "Бизнес-школа НАКД", город Москова |
4 |
АНО ДПО "Медицинский институт святителя Луки" (корпоративный университет), город Москва |
5 |
АНО ДПО "Международный институт менеджмента объединений предпринимателей", город Москва |
6 |
АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", город Москва |
7 |
Ассоциация консалтинговых компаний "АСКОНКО", город Москва |
8 |
ГК "Про людей", город Москва |
9 |
ИП Герман Геннадьевич Бажанов, город Одинцово, Московская область |
10 |
ИП Гожулян Егор Бахтиярович, город Истра, Московская область |
11 |
ИП Дудин Алексей Сергеевич ("Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово"), город Волгоград |
12 |
ИП Егорченко Татьяна Николаевна, город Кемерово |
13 |
ИП Костюхина Ольга Сергеевна, город Москва |
14 |
ИП Полосухина Марина Васильевна ("Центр проактивного развития "Эрмелис"), город Пермь |
15 |
ИП Равицкий Андрей Дмитриевич, город Москва |
16 |
ИП Соломатин Александр Анатольевич ("Методическая мастерская А.С. Консалт"), город Москва |
17 |
ИП Столяр Ирина Анатольевна ("Центр бизнес-развития и коучинга И. Столяр"), город Тюмень |
18 |
ИП Усанова Нелля Александровна, город Волгоград |
19 |
ИП Шукалова Екатерина Вячеславовна ("Центр интернет-маркетинга Екатерины Шукаловой"), город Москва |
20 |
НКО "Ассоциация бизнес-тренеров", город Москва |
21 |
НКО "Национальная федерация профессиональных менторов и коучей", город Москва |
22 |
ООО "Александр Соломатин, Консалтинг", город Москва |
23 |
ООО "Альянс груп", город Пермь |
24 |
ООО "Бест ти энд ДИ Групп", город Москва |
25 |
ООО "Игрофикация бизнес решений", город Москва |
26 |
ООО "Международный институт менеджмента", город Москва |
27 |
ООО "Мориссот", город Москва |
28 |
ООО "Окрыляем успехом", город Севастополь |
29 |
ООО "ПРОСОРТИНГ", город Москва |
30 |
ООО "Тренинговая компания "Про-актив", город Санкт-Петербург |
31 |
ООО "ФБК-Коучинг", город Москва |
32 |
ООО "Франчайзинг интеллект", город Пермь |
33 |
Союз "Балашихинская торгово-промышленная палата", город Балашиха, Московская область |
34 |
Союз "Вятская торгово-промышленная палата", город Киров |
35 |
Союз "Мытищинская торгово-промышленная палата", город Мытищи, Московская область |
36 |
Союз "Севастопольская торгово-промышленная палата", город Севастополь |
37 |
Союз "Торгово-промышленная палата Алтайского края", город Барнаул |
38 |
Союз "Торгово-промышленная палата Брянской области", город Брянск |
39 |
Союз "Торгово-промышленная палата Волгоградской области", город Волгоград |
40 |
Союз "Торгово-промышленная палата Воронежской области", город Воронеж |
41 |
Союз "Торгово-промышленная палата города Волгодонска", город Волгодонск, Ростовская область |
42 |
Союз "Торгово-промышленная палата Кабардино-Балкарской Республики", город Нальчик |
43 |
Союз "Торгово-промышленная палата Нижегородской области", город Нижний Новгород |
44 |
Союз "Торгово-промышленная палата Оренбургской области", город Оренбург |
45 |
Союз "Торгово-промышленная палата Орловской области", город Орел |
46 |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан", город Уфа |
47 |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл", город Йошкар-Ола |
48 |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Татарстан", город Казань |
49 |
Союз "Торгово-промышленная палата Ростовской области", город Ростов-на-Дону |
50 |
Союз "Торгово-промышленная палата Тюменской области", город Тюмень |
51 |
Союз "Торгово-промышленная палата Хабаровского края" (Дальневосточная), город Хабаровск |
52 |
Союз "Торгово-промышленная палата Чувашской Республики", город Чебоксары |
53 |
Союз "Южно-Уральская торгово-промышленная палата", город Челябинск |
54 |
Управление Федеральной почтовой связи Саратовской области, АО "Почта России", город Саратов |
55 |
Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, город Москва |
56 |
Фонд социально-экономического развития регионов "Форар", город Москва |
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 1, часть I.
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 50, часть I, часть 1.
<3> Общероссийский классификатор занятий.
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
<6> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.