Приказ Минтруда России от 18.05.2015 N 301н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2015 N 37531)"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 мая 2015 г. N 301н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ, СУДОВ ВНУТРЕННЕГО
ПЛАВАНИЯ И РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ
В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366) и пунктом 1 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2056), приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов согласно приложению.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 мая 2015 г. N 301н
ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ, СУДОВ ВНУТРЕННЕГО
ПЛАВАНИЯ И РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ
1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (далее соответственно - суда, члены экипажа, рабочие места) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда <1> с учетом настоящих Особенностей.
--------------------------------
<1> Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927).
2. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, должны пройти обучение (инструктаж) по вопросам безопасности и охраны труда, обязательное для всех членов экипажа.
3. Деятельность экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется под контролем руководителя судовой службы (старшего механика, старшего помощника капитана).
4. Для проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), состав которой формируется из представителей работодателя <1>, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации <2> или иного представительного органа работников (при наличии).
--------------------------------
<1> В качестве представителей работодателя в состав комиссии в обязательном порядке включается работник службы охраны труда или специалист по охране труда (при наличии), а также могут быть включены капитан-наставник, механик-наставник, специалист службы кадров, члены экипажа.
<2> В качестве представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссии могут быть включены технический инспектор труда, член судового комитета по охране труда, члены экипажа.
5. Председатель комиссии обязан уведомить капитана (капитанов) судна (судов) о графике проведения специальной оценки условий любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления.
6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов проводятся в основных рабочих режимах судна с учетом типа и назначения судна, а также необходимости обеспечения безопасности судоходства и лиц, находящихся на судне.
7. В случае отсутствия возможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в основных рабочих режимах судна, обусловленного нахождением судна в длительном рейсе без захода в порт приписки, в том числе вне территориальных вод Российской Федерации, в качестве результатов таких исследований (испытаний) и измерений могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при проведении ходовых испытаний при приемке судна от судостроительного предприятия (верфи), где оно построено.
Решение о возможности использования в ходе проведения специальной оценки условий труда результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при проведении ходовых испытаний при приемке судна от судостроительного предприятия (верфи), где оно построено, принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
При этом использование результатов указанных исследований (испытаний) и измерений не допускается в случае, если в период с даты их проведения до даты начала проведения специальной оценки условий труда на судне проводились работы по замене энергетической установки (главного двигателя, дизель-генераторов), основных механизмов и систем, технологических линий, увеличению грузоподъемности судна (удлинение корпуса судна) или переоборудованию жилых и служебных помещений, способных повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на членов экипажа.
8. Одноименные рабочие места однотипных судов (одного и того же проекта), построенных на одном судостроительном предприятии (верфи), имеющих одни и те же судовые механизмы и системы, технологическое оборудование, численность членов экипажа (далее - однотипные суда), признаются аналогичными рабочими местами при условии, что такие суда не являются однотипными судами различной модификации (разновидности).
9. По решению комиссии специальная оценка условий труда проводится:
а) у работодателя, имеющего от 2 до 5 однотипных судов одной модификации, - на одном из таких однотипных судов;
б) у работодателя, имеющего более 5 однотипных судов одной модификации, - на 20% от общего количества таких однотипных судов, но не менее чем на 2 судах.
10. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся в помещениях и на палубах, где членами экипажа осуществляются работы повышенной опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда.
11. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на судах, которые обеспечивают перевозку грузов, способных оказать влияние на условия труда на рабочем месте, осуществляются только при наличии таких грузов на судне.
12. Отнесение условий труда на рабочих местах морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов, кроме портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, к классу (подклассу) условий труда при воздействии общей вибрации осуществляется с учетом единства места труда и отдыха на судах согласно приложению к настоящим Особенностям.
13. Основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах является проведение капитального ремонта (реновации) судна, связанного с увеличением грузоподъемности судна, заменой главной судовой энергетической установки, а также иных механизмов, влияющих на изменение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Приложение
к Особенностям проведения
специальной оценки условий труда
на рабочих местах членов экипажей
морских судов, судов внутреннего
плавания и рыбопромысловых судов,
утвержденным приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 мая 2015 г. N 301н
ОТНЕСЕНИЕ
УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ
СУДОВ, СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ И РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ
СУДОВ <1> К КЛАССУ (ПОДКЛАССУ) УСЛОВИЙ ТРУДА
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ
Наименование показателя, единица измерения |
Класс (подкласс) условий труда |
|||||
допустимый |
вредный |
опасный |
||||
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
4 |
|
Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ, Z |
97 |
> 97 - 103 |
> 103 - 109 |
> 109 - 115 |
> 115 - 121 |
> 121 |
Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ, X, Y |
94 |
> 94 - 100 |
> 100 - 106 |
> 106 - 112 |
> 112 - 118 |
> 118 |
--------------------------------
<1> За исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения.