Приказ Минтруда России от 18.03.2021 N 139н "Об утверждении профессионального стандарта Специалист по работе с интерактивными системами движения (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2021 N 63198)"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 марта 2021 г. N 139н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ ДВИЖЕНИЯ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с интерактивными системами движения".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 марта 2021 г. N 139н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ ДВИЖЕНИЯ
1421 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Создание компьютерной трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
04.013 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации |
Группа занятий:
2654 |
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры |
3139 |
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы |
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
59.11 |
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ |
61.90 |
Деятельность в области телекоммуникаций прочая |
62.09 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая |
90.03 |
Деятельность в области художественного творчества |
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
6 |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
A/01.6 |
6 |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
A/02.6 |
6 |
|||
B |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
6 |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
B/01.6 |
6 |
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
B/02.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Технический специалист комплекса по захвату движения Технический специалист по системам захвата движения в лицевой анимации Ведущий технический специалист виртуальных съемок методом захвата движения |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Для ведущих технических специалистов - не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
3139 |
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы |
ЕКС <3> |
- |
Кинооператор комбинированных съемок |
- |
Кинооператор-постановщик |
|
ОКПДТР <4> |
15521 |
Оператор видеозаписи |
ОКСО <5> |
2.09.03.03 |
Прикладная информатика |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение постановочных технических и технологических решений для выполнения поставленных задач проекта создания трехмерной анимации |
Настройка трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации |
|
Тестирование трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации |
|
Решение программных задач процесса создания анимационного контента трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
|
Подключение программного обеспечения и настройка беспроводной передачи данных при использовании инерциальной системы захвата движения для оцифровки движений актера |
|
Облачение актера в костюм с гироскопическими датчиками и проведение калибровки системы |
|
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям |
|
Постобработка цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера |
|
Необходимые умения |
Разрабатывать технологическую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с техническими и творческими задачами проекта |
Находить технические решения для осуществления виртуальных съемок методом захвата движения |
|
Подготавливать и настраивать оборудование для проведения виртуальных съемок |
|
Эксплуатировать оборудование и аксессуары систем захвата движения |
|
Выставлять виртуальную камеру в анимационной программе |
|
Пользоваться навыками трехмерной анимации |
|
Выполнять редактирование полученных цифровых данных |
|
Проводить технологическую интеграцию в рамках технологического решения проекта |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения) |
|
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
|
Программное обеспечение дополнительных смежных программ трехмерной анимации |
|
Строение человеческого тела и его биомеханика |
|
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании |
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Размещение на лице актера меток для более точного трекинга и съемка диапазона лицевых эмоций актера |
Видеосъемка лица актера, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или устройств и технологий, размещенных перед лицом актера, по дублям |
|
Контроль за правильным расположением и настройками видеокамеры перед лицом актера в процессе съемок |
|
Производство масок (фонем) в специализированных компьютерных программах по лицевому захвату движения |
|
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера |
|
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа |
|
Необходимые умения |
Принимать производственные решения при определении производственной цепочки процесса |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера |
|
Применять технологии компьютерной лицевой анимации |
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера и процесс захвата движения тела актера |
|
Применять технологии анимации лица трехмерных персонажей в специализированном программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино |
|
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели |
|
Определять метод получения лицевой анимации посредством захвата движения, в наибольшей степени соответствующий требованиям конкретного анимационного проекта |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента |
|
Специализированные компьютерные программы лицевой анимации с помощью захвата движения |
|
Трехмерная анимация лица в анимационных компьютерных программах |
|
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели |
|
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера |
|
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени |
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Требования охраны труда |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист комплекса по захвату движения Специалист по системам захвата движения в лицевой анимации Ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
Требования к опыту практической работы |
Для ведущих специалистов - не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2654 |
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры |
ЕКС |
- |
Кинооператор комбинированных съемок |
- |
Кинооператор-постановщик |
|
- |
Художник-постановщик анимационных фильмов |
|
ОКПДТР |
15521 |
Оператор видеозаписи |
ОКСО |
2.09.03.03 |
Прикладная информатика |
8.55.05.01 |
Режиссура кино и телевидения |
|
8.55.05.03 |
Кинооператорство |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка качества подготовительного материала по созданию трехмерной анимации методом захвата движения |
Уточнение технического задания на производство анимационного кино в части, касающейся создания трехмерной анимации |
|
Определение постановочных решений по созданию трехмерной анимации для выполнения поставленных задач и подбор актеров |
|
Настройка и тестирование трехмерных моделей в программах персонажной анимации и обработки данных для визуализации результата работ в режиме реального времени |
|
Решение программных задач по совершенствованию процесса создания анимационного контента |
|
Расстановка и настройка камер для проведения виртуальной съемки по захвату движения (мокапу) с учетом их технических спецификаций |
|
Калибровка площадки, на которой проводится виртуальная съемка по захвату движения и маркировка костюма актера и предметов реквизита |
|
Инициализация диапазона лицевых эмоций актера (ROM) на площадке с построением скелетона в компьютерной программе оптической системы |
|
Подключение программного обеспечения, используемого в трехмерной анимации, и настройка беспроводной передачи данных |
|
Проведение калибровки актера в программном обеспечении, используемом в трехмерной анимации |
|
Инициализация и построение виртуального актера в программах персонажной анимации и обработки данных |
|
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям |
|
Постобработка в программах персонажной анимации цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера |
|
Необходимые умения |
Разрабатывать творческую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с творческим замыслом режиссера |
Находить творческие и технические решения для осуществления виртуальных съемок |
|
Адаптировать режиссерские задачи для актеров с учетом специфики применения метода захвата движения |
|
Подготавливать и настраивать оборудование для виртуальных съемок |
|
Использовать оборудование и аксессуары систем захвата движения |
|
Выставлять виртуальную камеру в специализированной анимационной программе |
|
Создавать трехмерную анимацию |
|
Редактировать цифровые данные, полученные в процессе создания трехмерной анимации |
|
Необходимые знания |
Принципы создания анимационного кино |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при создании анимационного контента |
|
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения) |
|
Основы режиссуры анимационного кино и актерского мастерства |
|
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
|
Принципы и стили анимации |
|
Строение человеческого тела и его биомеханика |
|
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании |
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор метода захвата движения для создания лицевой анимации |
Определение пайплайна (производственной цепочки) создания трехмерной анимации лица с учетом выбранного метода |
|
Размещение на лице актера меток для съемки диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино |
|
Видеосъемка лица актера анимационного кино, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или технологий, используемых для создания трехмерной анимации лица персонажа |
|
Производство масок (фонем) диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино в специализированных компьютерных системах |
|
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера анимационного кино |
|
Построение лицевых масок, аналогичных маскам (фонемам) диапазона лицевых эмоций актера (ROM), на трехмерной модели с помощью лицевого рига (оснастки) в специализированных анимационных программах |
|
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа |
|
Редактирование полученной лицевой анимации персонажа в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино |
|
Соединение лицевой анимации и захвата движения (мокап-анимации) тела персонажа и ее синхронизация со звуком |
|
Необходимые умения |
Принимать решения по определению производственной цепочки процесса создания трехмерной анимации |
Выбирать и обосновывать применение метода получения лицевой анимации посредством захвата движения в соответствии с особенностями конкретного проекта создания трехмерной анимации |
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино |
|
Применять технологии компьютерной лицевой анимации |
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино и процесс захвата движения тела актера |
|
Анимировать трехмерных персонажей в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного контента методом захвата движения |
|
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели анимационного кино |
|
Определять подходящий метод получения лицевой анимации посредством захвата движения в каждом конкретном случае |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента |
|
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
|
Строение лицевых мышц лица и их работа |
|
Диапазон лицевых эмоциональных выражений |
|
Принципы создания мимики и произношения артикуляционных звуков |
|
Трехмерная анимация лица в специализированных компьютерных программах |
|
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели |
|
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера |
|
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени |
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Требования охраны труда |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва |
|
Исполнительный директор |
Ирина Геннадьевна Мастусова |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России", город Москва |
2 |
ФГУП "ТПО "Киностудия "Союзмультфильм", город Москва |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.