Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта Врач-неонатолог (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2018 N 50594)"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 марта 2018 г. N 136н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ВРАЧ-НЕОНАТОЛОГ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Врач-неонатолог".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 марта 2018 г. N 136н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВРАЧ-НЕОНАТОЛОГ
1105 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Врачебная практика в области неонатологии |
02.026 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Профилактика, диагностика и лечение заболеваний и (или) патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей; поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей |
Группа занятий:
2212 |
Врачи-специалисты |
- |
- |
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
86.1 |
Деятельность больничных организаций |
86.22 |
Специальная врачебная практика |
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям по профилю "неонатология" |
8 |
Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале) |
A/01.8 |
8 |
Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза |
A/02.8 |
8 |
|||
Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей |
A/03.8 |
8 |
|||
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения |
A/04.8 |
8 |
|||
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
A/05.8 |
8 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
A/06.8 |
8 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям по профилю "неонатология" |
Код |
A |
Уровень квалификации |
8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Врач-неонатолог <3> |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" <4> и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Неонатология" или подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: "Анестезиология-реаниматология", "Педиатрия" и профессиональная переподготовка по специальности "Неонатология" |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Сертификат специалиста <5> или свидетельство об аккредитации <6> по специальности "Неонатология" Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <7>, <8> Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <9> |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки); - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача <10>, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2212 |
Врачи-специалисты |
ЕКС <11> |
- |
Врач-неонатолог |
ОКПДТР <12> |
20463 |
Врач-специалист |
ОКСО <13> |
3.31.05.01 |
Лечебное дело |
3.31.05.02 |
Педиатрия |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале) |
Код |
A/01.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов |
Клинический осмотр и оценка состояния новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале |
|
Оказание медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Формулирование предварительного диагноза с учетом Международной статистической классификации болезней (далее - МКБ), клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи |
|
Организация и осуществление транспортировки новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием |
|
Необходимые умения |
Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов |
Выявлять факторы риска развития патологии у новорожденного и недоношенного ребенка, которые могут возникнуть в процессе родов и сразу после рождения ребенка |
|
Проводить оценку признаков живорождения |
|
Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка и оценивать его состояние непосредственно после рождения, в том числе применяя: - оценку состояния по шкале Апгар; - оценку дыхательных расстройств по шкалам Сильвермана и Даунса; - оценку физического развития; - оценку степени зрелости |
|
Организовывать и оказывать медицинскую помощь новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Диагностировать хирургические заболевания у новорожденных и недоношенных, требующие оказания медицинской помощи в неотложной форме, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначать и организовывать проведение лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Проводить диагностические манипуляции: - взятие крови из пупочной вены; - определение группы крови и резус-фактора; - пульсоксиметрию |
|
Интерпретировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей, полученные в первые часы жизни |
|
Проводить поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе: - применять теплосберегающие технологии в зависимости от гестационного возраста и массы тела новорожденного ребенка; - обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей; - проводить оксигенотерапию; - осуществлять интубацию трахеи; - проводить санацию трахеи; - осуществлять искусственную вентиляцию легких ручными и аппаратными методами; - использовать методы неинвазивной искусственной вентиляции легких; - пунктировать и катетеризировать пупочную вену; - пунктировать и катетеризировать кубитальную и другие периферические вены; - осуществлять внутривенное введение лекарственных препаратов; - осуществлять установку воздуховода; - осуществлять эндотрахеальное введение лекарственных препаратов; - проводить непрямой массаж сердца |
|
Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности |
|
Осуществлять транспортировку новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием, в том числе: - осуществлять поддержание температуры тела новорожденного и недоношенного ребенка при транспортировке; - осуществлять поддержание функций жизненно важных органов и систем при транспортировке |
|
Формулировать предварительный диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи |
|
Необходимые знания |
Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
МКБ |
|
Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды |
|
Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка |
|
Физиология и патология развития плода |
|
Физиология и патология плода в интранатальном периоде |
|
Признаки живорождения |
|
Методика осмотра новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале |
|
Формализованные шкалы, принятые в неонатологии, которые используются для оценки состояния новорожденных и недоношенных детей (шкала Апгар) и для стандартизации оценки выраженности клинических симптомов |
|
Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка |
|
Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка |
|
Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста |
|
Физиология адаптации новорожденного и недоношенного ребенка в первые минуты и часы жизни |
|
Особенности терморегуляции у доношенных и недоношенных новорожденных |
|
Методы медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале |
|
Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме |
|
Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих хирургического лечения |
|
Принципы подготовки к работе и эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
Принципы транспортировки новорожденных и недоношенных детей |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза |
Код |
A/02.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка |
Клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка |
|
Назначение лабораторных и инструментальных исследований новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначение консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей |
|
Формулирование диагноза с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи |
|
Необходимые умения |
Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка |
Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка |
|
Интерпретировать данные клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка: - оценивать общее состояние; - оценивать жизненно важные функции; - оценивать неврологический статус; - оценивать физическое развитие; - оценивать степень зрелости; - оценивать анатомо-физиологическое состояние органов и систем; - оценивать степень тяжести патологических состояний и нарушений жизненно важных функций |
|
Интерпретировать и анализировать показатели прикроватного мониторирования жизненно важных функций у новорожденных и недоношенных детей |
|
Организовывать и осуществлять забор биологического материала у новорожденных и недоношенных детей с диагностической целью: - производить взятие капиллярной крови; - производить взятие крови из пупочной вены; - производить взятие крови из периферической вены; - производить взятие мочи мочеприемником и катетером; - производить взятие спинномозговой жидкости при люмбальной пункции; - производить взятие соскобов и мазков со слизистых оболочек, патологических очагов на коже; - производить взятие аспирата из трахеи; - производить взятие содержимого желудка с помощью желудочного зонда; - производить взятие плевральной жидкости при пункции плевральной полости |
|
Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей |
|
Обосновывать и планировать объем инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Интерпретировать и анализировать результаты инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей |
|
Обосновывать проведение новорожденным и недоношенным детям консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Анализировать результаты осмотров новорожденных и недоношенных детей врачами-специалистами |
|
Интерпретировать и анализировать результаты комплексного обследования новорожденных и недоношенных детей |
|
Выявлять у новорожденных и недоношенных детей транзиторные состояния неонатального периода |
|
Выявлять у новорожденных и недоношенных детей клинические симптомы и синдромы, патологические состояния и заболевания (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям): - угрожающие жизни состояния, требующие проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий; - врожденные пороки развития органов и систем; - заболевания и патологические состояния нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа; - инфекционно-воспалительные заболевания; - нарушения терморегуляции; - нарушения нутритивного статуса; - водные и электролитные расстройства; - расстройства углеводного обмена; - нарушения кислотно-основного и газового состояния крови; - нарушения обмена билирубина; - расстройства гемостаза; - генетические заболевания, в том числе наследственные и врожденные нарушения обмена веществ; - онкологические заболевания; - заболевания, требующие хирургического лечения |
|
Применять методы дифференциальной диагностики заболеваний и патологических состояний новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Формулировать диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи |
|
Интерпретировать и анализировать результаты динамического наблюдения и обследования новорожденных и недоношенных детей |
|
Необходимые знания |
Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
МКБ |
|
Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды |
|
Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка, анамнезе жизни и анамнезе заболевания ребенка |
|
Физиология и патология развития плода |
|
Физиология и патология плода в интранатальном периоде |
|
Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка |
|
Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста |
|
Особенности течения неонатального периода; транзиторные (пограничные) состояния новорожденного ребенка |
|
Особенности развития недоношенных детей |
|
Методика клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка |
|
Методики оценки состояния доношенных новорожденных и недоношенных детей с использованием шкал, принятых в неонатологии |
|
Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка |
|
Методики оценки постнатального физического развития доношенных новорожденных и недоношенных детей |
|
Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний доношенного новорожденного ребенка |
|
Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний недоношенного ребенка |
|
Симптомы заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Заболевания и патологические состояния у новорожденных и недоношенных детей, требующие консультаций врачей-специалистов |
|
Клиническая картина состояний, требующих проведения интенсивной терапии и реанимационной помощи, у новорожденных и недоношенных детей |
|
Клиническая картина состояний, требующих проведения хирургического лечения новорожденным и недоношенным детям |
|
Современные методы параклинической диагностики заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов лабораторной диагностики новорожденных и недоношенных детей |
|
Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов инструментальной диагностики новорожденных и недоношенных детей |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей |
Код |
A/03.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Назначение питания новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Назначение лечебного питания новорожденным и недоношенным детям с заболеваниями и патологическими состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Организация и назначение условий выхаживания и методов ухода за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Оценка эффективности вскармливания новорожденных и недоношенных детей |
|
Определение плана лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначение лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначение лечения новорожденным и недоношенным детям с применением медицинских изделий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначение немедикаментозного лечения новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Оценка эффективности и безопасности проводимого лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Необходимые умения |
Назначать и проводить питание новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Назначать и проводить лечебное питание новорожденных и недоношенных детей с учетом их состояния в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Устанавливать назогастральный и орогастральный зонды новорожденным и недоношенным детям |
|
Осуществлять контроль эффективности питания новорожденных и недоношенных детей |
|
Назначать лечебно-охранительный режим новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначать и применять методы выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Составлять план лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначать и проводить лечение новорожденных и недоношенных детей (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям): - при инфекционно-воспалительных заболеваниях; - нарушениях терморегуляции; - водных и электролитных расстройствах; - нарушениях кислотно-основного и газового состояния крови; - нарушениях углеводного обмена; - расстройствах гемостаза; - наследственных и врожденных нарушениях обмена веществ; - нарушениях обмена билирубина; - заболеваниях и патологических состояниях нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа |
|
Определять медицинские показания к проведению у новорожденных и недоношенных детей: - пункции и катетеризации пупочной вены; - пункции и катетеризации кубитальной и других периферических вен; - внутривенных введений лекарственных препаратов; - внутримышечного введения лекарственных препаратов; - подкожного введения лекарственных препаратов; - постановки назогастрального зонда; - перорального введения лекарственных препаратов; - ректального введения лекарственных препаратов; - постановки очистительной клизмы; - постановки мочевого катетера; - фототерапии; - ингаляции лекарственных препаратов через небулайзеры; - оксигенотерапии; - интубации трахеи; - санации трахеобронхиального дерева; - установки воздуховода; - респираторной поддержки с постоянным положительным давлением в дыхательных путях; - неинвазивной искусственной вентиляции легких; - искусственной вентиляции легких; - эндотрахеального введения лекарственных препаратов; - операции заменного переливания крови; - операции частичной обменной трансфузии при полицитемии; - гемотрансфузии; - спинномозговой пункции; - пункции и дренирования плевральной полости |
|
Назначать лекарственные препараты новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Назначать немедикаментозное лечение новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
|
Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Осуществлять профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи |
|
Необходимые знания |
Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
МКБ |
|
Современные принципы вскармливания и лечебного питания новорожденных и недоношенных детей |
|
Принципы лечебно-охранительного режима в неонатологии |
|
Современные представления о методах выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за недоношенными детьми и новорожденными детьми с заболеваниями и патологическими состояниями |
|
Методы лечения новорожденных и недоношенных детей с заболеваниями и патологическими состояниями |
|
Механизмы действия лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению; возможные осложнения и побочные действия |
|
Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у новорожденных и недоношенных детей |
|
Особенности введения лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям |
|
Принципы и методы немедикаментозной терапии новорожденных и недоношенных детей (фототерапия, укладки, иммобилизация при травмах, повязки (пластыри, пленки) при повреждениях кожи, восстановительного лечения; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения и побочные действия |
|
Принципы и методы асептики и антисептики |
|
Принципы профилактики инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи |
|
Принципы подготовки к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей |
|
Принципы и методы оказания реанимационной помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
Нормативные правовые документы, определяющие порядок констатации биологической смерти |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения |
Код |
A/04.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Просветительная работа по сохранению здоровья новорожденных и недоношенных детей |
Организация и проведение профилактических медицинских мероприятий по охране здоровья новорожденных и недоношенных детей |
|
Организация и проведение мероприятий по поддержке грудного вскармливания |
|
Организация и проведение неонатальных скринингов на наследственные и врожденные заболевания |
|
Организация и проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом) |
|
Необходимые умения |
Рекомендовать профилактические и оздоровительные мероприятия новорожденным и недоношенным детям |
Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам физиологического ухода за новорожденными и недоношенными детьми |
|
Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам профилактики заболеваний новорожденных и недоношенных детей |
|
Организовывать и проводить мероприятия по поддержке грудного вскармливания |
|
Рекомендовать оптимальный вид питания для новорожденного и недоношенного ребенка в случаях невозможности грудного вскармливания |
|
Проводить просветительную работу, направленную на сохранение здоровья новорожденных и недоношенных детей |
|
Организовывать и проводить профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи |
|
Организовывать проведение неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания |
|
Организовывать проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Организовывать и проводить профилактику и лечение осложнений, связанных с вакцинопрофилактикой инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Организовывать и проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом) |
|
Необходимые знания |
Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям |
|
МКБ |
|
Физиология неонатального периода |
|
Физиологические характеристики недоношенных детей разного гестационного возраста |
|
Основы физиологического и развивающего ухода за доношенным новорожденным ребенком |
|
Основы физиологического и развивающего ухода за недоношенным ребенком |
|
Принципы грудного вскармливания |
|
Методы становления и поддержания лактации |
|
Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний неонатального и младенческого периодов |
|
Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний недоношенных детей |
|
Принципы проведения оздоровительных мероприятий |
|
Принципы проведения неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания |
|
Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение неонатальных скринингов |
|
Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Медицинские показания и медицинские противопоказания к вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей |
|
Осложнения при проведении вакцинопрофилактики у новорожденных и недоношенных детей, их предотвращение и лечение |
|
Принципы проведения противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделении неонатологического профиля |
|
Правила профилактики у новорожденных и недоношенных детей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
Код |
A/05.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление плана работы и отчета о своей работе |
Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа |
|
Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом |
|
Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности |
|
Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|
Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну |
|
Необходимые умения |
Составлять план работы и отчет о своей работе |
Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения |
|
Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости новорожденных и недоношенных детей, перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности |
|
Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" |
|
Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну |
|
Выполнять должностные обязанности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда |
|
Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом |
|
Необходимые знания |
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "неонатология" |
Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|
Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка |
|
Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности |
|
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "неонатология" |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
Код |
A/06.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме |
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациенту, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|
Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) |
|
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме |
|
Необходимые умения |
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни пациентам, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме |
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации |
|
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам, при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) |
|
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме |
|
Необходимые знания |
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) |
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) |
|
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания |
|
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии "Российское общество неонатологов", город Москва |
|
Председатель |
Дегтярев Дмитрий Николаевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Общественная организация "Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины", город Москва |
2 |
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва |
3 |
ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения России, город Хабаровск |
4 |
ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
5 |
ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
6 |
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Челябинск |
7 |
ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Ярославль |
8 |
ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
<4> Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).
<5> Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729), от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).
<6> Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный N 42742).
<7> Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).
<8> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
<9> Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2015, N 1, ст. 42, N 29, ст. 4363).
<10> Статьи 71 и 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356).
<11> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<12> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<13> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.