Письмо Минтруда России от 20.10.2003 N 8055-МТ "О реализации ст. 32 Закона Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2003 г. N 8055-МТ
О РЕАЛИЗАЦИИ
СТ. 32 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с многочисленными обращениями органов службы занятости по вопросам определения страхового стажа для продления сроков выплаты пособия по безработице и выдачи предложения о назначении безработным гражданам трудовой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости (далее - досрочное оформление пенсии по предложению органов службы занятости), Министерство труда и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.
Статья 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости) содержит положения, реализация которых возможна при наличии у безработного гражданина страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, или необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" в редакции Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ и от 31.12.2002 N 198-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях).
Следовательно, страховой стаж, дающий право на продление периода выплаты пособия по безработице или определяющий возможность досрочного оформления пенсии по предложению органов службы занятости, должен определяться в порядке, предусмотренном для его исчисления нормами пенсионного законодательства.
Страховой стаж согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Правовые основания для установления специального порядка расчета страхового стажа безработных граждан органами службы занятости отсутствуют.
В документах, предъявляемых гражданами в органы службы занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы (трудовой книжке или документах, ее заменяющих), отсутствует информация, необходимая для определения страхового стажа.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ и от 31.12.2002 N 198-ФЗ (далее - Закон) сведения о периодах, засчитываемых в страховой стаж (периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии; страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 11 Закона о трудовых пенсиях), содержатся в общей части индивидуального лицевого стажа застрахованного лица.
Согласно ст. 5 Закона органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, полной информацией о наличии и продолжительности страхового стажа застрахованного лица обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица.
Следовательно, право на получение дополнительных льгот, установленных в ст. 32 Закона о занятости, должно быть подтверждено соответствующими документами, которые могут быть получены гражданином по его запросу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и представлены в органы службы занятости.
Документы, служащие основанием для продления сроков выплаты пособия по безработице или рассмотрения вопроса о досрочном оформлении пенсии по предложению органов службы занятости, представляются безработными гражданами на добровольной основе. Требования органов службы занятости о предоставлении указанных документов являются неправомерными.
В то же время, на органы службы занятости в соответствии со ст. 9 Закона о занятости населения возложены обязанности по информированию граждан об условиях и порядке реализации прав, определенных законодательством Российской Федерации в сфере занятости населения и защиты от безработицы.
М.А.ТОПИЛИН