Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Распоряжение ОАО РЖД от 23.08.2019 N 1846/р "О внесении изменений в Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО РЖД"

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 августа 2019 г. N 1846/р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ПЕРЕВОЗОК ОАО "РЖД"

В целях актуализации нормативных документов ОАО "РЖД" в области охраны труда:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2013 г. N 276р.

2. Руководителям причастных филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить доведение изменений, утвержденных настоящим распоряжением, до сведения причастных работников, внесение необходимых изменений и дополнений в соответствующие локальные нормативные акты структурных подразделений.

Заместитель генерального директора -

главный инженер ОАО "РЖД"

С.А.КОБЗЕВ

Утверждены

распоряжением ОАО "РЖД"

от 23 августа 2019 г. N 1846/р

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ

ПЕРЕВОЗОК ОАО "РЖД", УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО "РЖД"

ОТ 4 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 276Р

1. В третьем абзаце пункта 1.1 после слов "на железнодорожных путях [3]," дополнить слова "Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107],".

2. Пункт 1.3 после первого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:

"При организации выполнения отдельных видов работ и технологических процессов, применении методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования, требования к безопасному выполнению и применению которых не регламентированы Правилами по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107], руководителем структурного подразделения должны быть разработаны и утверждены инструкции по охране труда, не противоречащие требованиям Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107] и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.".

3. Пункт 1.4 изложить в следующей редакции:

"Организация работы по охране труда в хозяйстве перевозок должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, законодательством Российской Федерации, стандартами и нормативными документами ОАО "РЖД".".

4. В пункте 1.5:

1) в первом абзаце исключить слова ", определенные ГОСТ 12.0.003 [27]";

2) последующие десять абзацев изложить в следующей редакции:

"движущийся железнодорожный подвижной состав;

движущиеся транспортные средства;

электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения;

подвижные части технологического оборудования (движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

падающие с высоты и разлетающиеся предметы и инструмент;

расположение рабочих мест на высоте;

запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

наличие электромагнитных полей промышленной частоты;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

химическое воздействие вредных веществ на организм работника;

психофизиологическое воздействие на организм работника - нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.).".

5. В первом абзаце пункта 1.9:

1) слова "ОСТ 32.120" заменить словами "ГОСТ Р 56852";

2) исключить слова "и Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта [84]".

6. В пункте 1.20:

1) в первом абзаце слова "согласно Инструкции о порядке осмотра зданий и сооружений, эксплуатируемых организациями федерального железнодорожного транспорта [72]" заменить словами ". При проведении проверок руководствоваться стандартом СТО РЖД 09.012-2016 [72].";

2) второй абзац исключить.

7. Пункт 1.22:

1) дополнить первым и вторым абзацами следующего содержания:

"При организации выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, руководитель структурного подразделения обеспечивает проведение обучения работников безопасным методам и приемам выполнения указанных работ и проверки знания требований охраны труда.

Перечень профессий (должностей) работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом руководителя структурного подразделения.";

2) последний абзац изложить в следующей редакции:

"Работники, совмещающие профессии (должности), должны пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).".

8. В пункте 1.30 исключить слова "и Положением о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта [79]".

9. Пункт 1.32 дополнить абзацами следующего содержания:

"При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, руководитель структурного подразделения должен принимать меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты запрещается.

Порядок обеспечения и выдачи СИЗ устанавливается локальным нормативным актом руководителя структурного подразделения.".

10. Пункт 1.33 дополнить абзацем следующего содержания:

"Рабочие места должны обеспечиваться коллективными средствами защиты с учетом требований безопасности для конкретных видов работ.".

11. Пункт 1.35 дополнить абзацем следующего содержания:

"Порядок обеспечения смывающими и обезвреживающими средствами устанавливается локальным нормативным актом руководителя структурного подразделения.".

12. В пункте 1.55 слова "аттестации рабочих мест" заменить словами "специальной оценки условий труда".

13. Пункт 1.56 дополнить последними абзацами следующего содержания:

"организовать санитарно-бытовое обслуживание работников;

обеспечить:

безопасную эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, безопасность производственных процессов и используемых материалов, соответствие технологической документации по эксплуатации и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава государственным нормативным требованиям охраны труда;

контроль за соблюдением требований Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107], а также настоящих Правил и инструкций по охране труда для работников хозяйства перевозок, применительно к их профессиям (должностям);

создание системы управления охраной труда, проведение специальной оценки условий труда, выявление опасностей и их идентификацию, расчет и оценку профессиональных рисков, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, исключение или снижение профессиональных рисков в соответствии с требованиями нормативных правовых актов [1, 108, 109].".

14. Раздел I дополнить пунктом 1.60 следующего содержания:

"1.60. Руководитель структурного подразделения обеспечивает расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев, происшедших с работниками. Перевозка в медицинские организации работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производится транспортными средствами структурного подразделения либо за его счет.".

15. Пункт 2.1.1 дополнить первыми абзацами следующего содержания:

"Порядок безопасного производства маневровой работы на железнодорожных путях железнодорожных станций, территориях подразделений, путях общего и необщего пользования, порядок ограждения и закрепления подвижного состава должны обеспечиваться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией, а также требованиями Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования [110].

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации маневровая работа должна производиться по указанию одного работника, который может быть дежурным по железнодорожной станции, диспетчером маневровым (станционным), дежурным по сортировочной горке или парку железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - диспетчером поездным, оператором поста централизации.

Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить один работник - руководитель маневров (составитель поездов, кондуктор или главный кондуктор).".

16. Во втором абзаце пункта 2.1.4 после слов "дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горке)," дополнить слова "дежурным по парку".

17. Пункт 2.1.5 дополнить абзацем следующего содержания:

"Передачу команд руководителя маневров машинисту локомотива необходимо производить с соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.".

18. Пункт 2.1.8 дополнить абзацем следующего содержания:

"При проведении маневровой работы производить любые (в том числе ремонтные) работы на железнодорожном подвижном составе запрещается.".

19. Второе предложение третьего абзаца пункта 2.1.12 изложить в следующей редакции:

"При переходе на ручные сигналы, маневровая работа должна производиться с количеством единиц железнодорожного подвижного состава, позволяющих машинисту видеть сигналы, подаваемые руководителем маневров. При отсутствии видимости маневровые работы должны быть приостановлены.".

20. В пункте 2.1.13:

1) в первом абзаце слова ", переходной площадке, тамбуре пассажирских вагонов)" заменить словами "подножке переходной площадки, в тамбуре локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава, пассажирских вагонов";

2) после первого абзаца дополнить абзац следующего содержания:

"При сопровождении подвижного состава, находясь в тамбуре пассажирского вагона (локомотива, моторвагонного подвижного состава), руководитель маневровой работы обязан держаться за поручень с соблюдением мер личной безопасности.";

3) четвертый абзац изложить в следующей редакции:

"Перед сцеплением с составом локомотив должен остановиться на расстоянии 10 - 15 м от первого вагона. По команде руководителя маневров локомотив должен подъезжать к составу поезда со скоростью не более 3 км/ч. Перед прицепкой вагонов руководитель маневров, прежде чем подъехать к составу, должен убедиться в отсутствии сигналов ограждения, поднятии переходных площадок пассажирских вагонов. При проведении маневровых работ переходные устройства (площадки) железнодорожного подвижного состава должны быть в транспортном (поднятом) положении. До завершения машинистом прицепки к составу поезда, в том числе до окончания проверки надежности сцепления кратковременным движением от состава, руководитель маневров не должен приближаться к составу.";

4) в последнем абзаце после слов "более 40 км/ч" дополнить слова ", а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами".

21. В пункте 2.1.16 после слов "и других устройств" дополнить слова ", а также идти рядом с движущимся подвижным составом в негабаритных и опасных местах при отсутствии прохода.".

22. Пункт 2.1.17 дополнить абзацем следующего содержания:

"Производить соединение или разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали в составе пассажирского поезда составитель поездов должен после получения информации от машиниста поезда лично или через дежурного по железнодорожной станции об отключении электропитания электропневматических тормозов в составе поезда.".

23. В пункте 2.1.24:

1) в первом абзаце после слов "высоких платформ," дополнить слова "перед стоящими единицами подвижного состава" и после слов "со специальной подножки" дополнить слова "(выйти из тамбура)";

2) во втором абзаце после слов "в открытом положении" дополнить слова "и информирования об этом машиниста маневрового локомотива";

3) в четвертом абзаце после слов "при полной остановке" дополнить слово "вагона".

24. Пункт 2.2.2 изложить в следующей редакции:

"2.2.2. При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).

Запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;

при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;

подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков при закреплении подвижного состава.

Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.

Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:

с лопнувшей опорной колодкой;

с покоробленным или изогнутым или лопнувшим полозом;

с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком полоза;

с ослабленным креплением опорной колодки с полозом;

с изогнутой или надломленной рукояткой или без нее;

с поврежденными или значительно изношенными бортами полоза;

немаркированные (не клейменные) или с неясной маркировкой (клеймом);

с обледенелым или замасленным полозом.

При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак необходимо:

уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.".

25. Пункт 2.3 дополнить первыми абзацами следующего содержания:

"При несоответствии разницы по высоте между продольными осями автосцепных устройств головного вагона и локомотива для определения неисправности автосцепного устройства локомотив должен быть отведен от состава поезда на расстояние не менее 10 м.

При невозможности прицепки (отцепки) локомотива следует прекратить работу и доложить о сложившейся ситуации дежурному по депо, дежурному по станции для принятия решений. Работникам, эксплуатирующим железнодорожный подвижной состав, запрещается самостоятельно устранять неисправности автосцепного устройства.".

26. В пункте 2.4.10 после слов "в безопасную зону" дополнить слова "на безопасное расстояние за пределы габарита железнодорожного подвижного состава.".

27. В пункте 3.1.4:

1) исключить третий абзац;

2) дополнить абзацами следующего содержания:

"Маршруты служебных проходов должны обеспечивать безопасность работников.

Схема маршрутов служебных проходов на территории железнодорожной станции утверждается руководителем железнодорожной станции в порядке, установленном стандартом СТО РЖД 15.015-2016 [105].

Информация о схеме маршрутов служебных проходов доводится до сведения работников под роспись.

В местах пересечения маршрутов служебного прохода с автотранспортными проездами, где осуществление технологического процесса связано с постоянным движением автомобильного транспорта, должны быть установлены предупреждающие знаки "Берегись автомобиля!", а в местах пересечения маршрутов служебного прохода с железнодорожными путями и у мест выходов к железнодорожным путям - "Берегись поезда!".".

28. В подпункте 3.1.9 в первом и втором абзацах слова "не менее 1 м." заменить словами "от 1 м до 1,2 м.".

29. В пункте 3.2.6 слова "ОСТ 32.120" заменить словами "ГОСТ Р 56852".

30. Пункты 27, 34, 44, 45, 49, 52, 72 Приложения изложить в следующей редакции:

"27. ГОСТ 12.0.003-2015 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация". (1.5).";

"34. ГОСТ Р 12.1.019-2017 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты (4.4).";

"44. ГОСТ Р 12.3.047-2012 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля". (1.10).";

"45. ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний". (1.14, 3.1.8).";

"49. ГОСТ 9238-2013 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм (3.1.1).";

"52. ГОСТ Р 56852-2016 "Освещение искусственное производственных помещений объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля". (1.9, 3.2.6).";

"72. Стандарт СТО РЖД 09.012-2016 "Система управления эксплуатацией административно-бытовых и производственных зданий ОАО "РЖД" Основные положения", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 27.12.2016 N 2716р (1.20).".

31. Пункты 73, 79, 84 Приложения исключить.

32. Приложение дополнить новыми пунктами следующего содержания:

"107. Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 860н (1.1, 1.3, 1.56).

108. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (1.56).

109. Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (1.56).

110. Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (2.1.1).".