Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.05.2007 N 30 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.6.1.2216-07 Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ (вместе с СП 2.6.1.2216-07. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ (СП СЗЗ И ЗН-07). Санитарные правила) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2007 N 9727)"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2007 г. N 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ СП 2.6.1.2216-07

"САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И ЗОНЫ НАБЛЮДЕНИЯ РАДИАЦИОННЫХ

ОБЪЕКТОВ. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ГРАНИЦ"

На основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2000, N 31, ст. 3295) с изменениями, которые внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 (Собрание законодательства Российской Федерации, 26.09.2005, N 39, ст. 3953), постановляю:

1. Утвердить санитарные правила "Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ" 2.6.1.2216-07 (приложение).

2. Ввести в действие санитарные правила "Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ" с 1 ноября 2007 г.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение

Утверждено

Постановлением

Главного государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 29.05.2007 N 30

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ

И ЗОНЫ НАБЛЮДЕНИЯ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ.

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ГРАНИЦ

(СП СЗЗ И ЗН-07)

Санитарные правила

СП 2.6.1.2216-07

I. Область применения

1.1. Санитарные правила "Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ. СП СЗЗ и ЗН - 07" (далее - Правила) определяют гигиенические требования к порядку установления санитарно-защитных зон и зон наблюдения, обоснованию их размеров в зависимости от категории потенциальной опасности радиационного объекта, а также регламентируют условия эксплуатации этих зон и меры по обеспечению безопасности населения и окружающей среды.

1.2. Настоящими Правилами следует руководствоваться при проектировании и эксплуатации санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) вокруг радиационных объектов I, II и III категорий и зон наблюдения (далее - ЗН) вокруг радиационных объектов I категории.

1.3. Объектами применения Правил являются организации, осуществляющие проектирование, строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации радиационных объектов на территории Российской Федерации.

1.4. Правила являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, а также организациями, юридическими и физическими лицами, деятельность которых осуществляется на территориях СЗЗ радиационных объектов.

1.5. Настоящими Правилами должны руководствоваться в своей работе органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на радиационных объектах, а также службы радиационной безопасности (далее - СРБ), осуществляющие производственный контроль за радиационной безопасностью.

1.6. На внешней границе санитарно-защитной зоны радиационного объекта не должны превышаться действующие санитарно-эпидемиологические нормативы по физическим (не радиационным) и химическим факторам воздействия на население.

II. Нормативные ссылки

Правила разработаны на основании и с учетом следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г., N 14, ст. 1650);

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., N 3, ст. 141);

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г., N 48, ст. 4552);

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133);

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 05.06.2006, N 23, ст. 2380);

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г., N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 15; 2006, N 27, ст. 2881);

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 3 февраля 1997 г., N 5, ст. 610; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 50, ст. 4857; 2004, N 52 (ч. I), ст. 5276; 2005, N 19, ст. 1753, N 30 (ч. II), ст. 3122; 2006, N 1, ст. 10, N 31 (ч. I), ст. 3453, N 50, ст. 5279);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I), ст. 16, N 30 (ч. II), ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, ст. 21, N 23, ст. 2380, N 31 (ч. I), ст. 3442, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21);

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2004 г., N 10, ст. 866);

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 26.09.2005, N 39, ст. 3953);

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.01.2006, N 4, ст. 392);

Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности (СПП ПУАП-03) СанПиН 2.6.1.07.03, зарегистрированы в Минюсте России 3 апреля 2003 г., регистрационный номер 4365;

СП 2.6.1.758-99 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99), НРБ-99 не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 29.07.1999 N 6014-ЭР);

Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99, не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 01.06.2000 N 4214-ЭР);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", зарегистрировано в Минюсте России 29 апреля 2003 г., регистрационный N 4459;

Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03) СанПиН 2.6.1.24-03, зарегистрированы в Минюсте России 26 мая 2003 г., регистрационный N 4593;

Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест СанПиН 2.6.1.983-00, не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 06.09.2000 N 7493-ЮД).

III. Общие положения

3.1. В целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения" вокруг радиационных объектов устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при нормальной эксплуатации радиационного объекта.

3.2. В соответствии с требованиями ОСПОРБ-99 санитарно-защитная зона устанавливается вокруг радиационных объектов I, II, III категорий. В отдельных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, СЗЗ радиационных объектов I и II категорий может быть ограничена пределами территории (промышленной площадки) объекта, для объекта III категории СЗЗ всегда ограничивается периметром занимаемой территории объекта.

3.3. Промышленная площадка (далее - промплощадка) радиационного объекта является структурным элементом СЗЗ. Территория промышленной площадки может быть общей или устанавливается отдельно для каждого производства, входящего в состав радиационного объекта.

3.4. Для недопущения превышения дозового предела техногенного облучения населения, подвергающегося облучению от нескольких радиационных объектов различных категорий или от радиационного объекта I категории, устанавливаются квоты на облучение населения.

Сумма квот от различных источников излучения не должна превышать дозового предела облучения населения, установленного НРБ-99.

3.5. Критерием для определения размеров СЗЗ является непревышение на ее внешней границе годовой эффективной дозы облучения населения - 1 мЗв/год или квоты предела годовой эффективной дозы облучения населения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данном радиационном объекте в условиях его нормальной эксплуатации.

3.6. При размещении на отдельной площадке нескольких радиационных объектов размер санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом их суммарного воздействия на население.

3.7. Размеры СЗЗ (полосы отчуждения) вдоль трассы трубопровода для удаления жидких радиоактивных отходов устанавливаются в зависимости от активности последних, рельефа местности, характера грунтов, глубины заложения трубопровода, уровня напора в ней и должны быть не менее 20 м в каждую сторону от трубопровода.

3.8. Размеры СЗЗ и ЗН радиационных объектов, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, могут быть изменены по постановлению Главного государственного санитарного врача ФМБА России в порядке, установленном данными правилами.

3.9. Радиационный контроль на территории СЗЗ и ЗН должен осуществляться службами радиационной безопасности, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

IV. Проектирование санитарно-защитных зон и зон наблюдения

4.1. Проектирование СЗЗ и ЗН должно осуществляться на стадии проектирования радиационного объекта в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99 и настоящих Правил.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, а размеры и границы зоны наблюдения - в проекте зоны наблюдения, которые являются обязательными отдельными документами.

Обоснование размеров СЗЗ и ЗН осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложениях N 1 и N 2 настоящих Правил.

Проект СЗЗ утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.2. Для проектируемых, реконструируемых, модернизируемых и выводимых из эксплуатации радиационных объектов проекты СЗЗ и ЗН представляются в установленном порядке одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, модернизацию и вывод из эксплуатации) объекта.

4.3. Проектирование санитарно-защитных зон

4.3.1. В проекте санитарно-защитной зоны радиационного объекта должны быть определены:

размер и границы СЗЗ;

мероприятия по радиационной защите населения и благоустройству территории СЗЗ;

планировка территории, размещения расположенных на ней зданий и сооружений.

Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

4.3.2. Проектирование СЗЗ объектов должно основываться на расчетных или фактических уровнях воздействия на население за счет радиоактивных газоаэрозольных выбросов в атмосферу и сбросов существующих отдельных производств и зданий, входящих в состав радиационного объекта.

4.3.3. При проектировании новых радиационных объектов должны быть предусмотрены технические системы безопасности, обеспечивающие:

ограничение СЗЗ размерами промплощадки;

отсутствие необходимости проведения мер защиты населения в случае проектной аварии на радиационном объекте I категории.

4.3.4. Проектирование СЗЗ должно проводиться с учетом существующей и проектируемой застройки ее территории, включая промплощадку объекта, с отведением участков под озеленение, прокладку транспортных и пешеходных путей, сетей инженерных коммуникаций.

Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.

4.3.5. Характер озеленения и благоустройства СЗЗ должны обеспечивать экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и локальное благоприятное влияние на микроклимат, а также создание эстетического барьера между промышленными сооружениями радиационного объекта и жилым массивом. Существующие зеленые насаждения должны быть максимально сохранены и включены в общую систему озеленения территории СЗЗ.

Не менее 60% площади санитарно-защитной зоны должны быть озеленены с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки. В случае если максимальный размер СЗЗ составляет величину до 1 км, площадь озеленения должна быть не менее 40%.

4.3.6. Изменение размеров СЗЗ действующих объектов должно сопровождаться разработкой проекта, отражающего данные изменения. При этом:

необходимость увеличения размеров СЗЗ должна быть обоснована. Должны предусматриваться мероприятия по выводу жилого фонда с лечебными и детскими учреждениями из пределов новых границ СЗЗ, а также решения по использованию капитальных зданий и сооружений, территориально вошедших в состав расширенной СЗЗ;

необходимость уменьшения размеров СЗЗ должна быть обоснована, также должна быть обоснована необходимость и целесообразность проведения дезактивационных и реабилитационных работ на территориях, выведенных из состава СЗЗ.

4.3.7. В случае уменьшения размеров СЗЗ радиационного объекта I категории до границы промплощадки проживание людей и размещение детских и специализированных лечебно-профилактических учреждений на высвобождаемой территории не рекомендуется. При принятии органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов власти решения о характере использования высвобождаемой территории необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству.

4.3.8. Уменьшение размеров СЗЗ допускается не ранее чем после пятилетнего срока эксплуатации радиационного объекта и должно основываться на материалах мониторинга поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, параметров радиационной обстановки на территории СЗЗ и ЗН и оценки доз облучения населения с учетом выбросов и сбросов при работе на проектной мощности.

4.3.9. Проекты изменения размеров СЗЗ утверждаются местными органами исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

4.4. Проектирование зоны наблюдения

4.4.1. В проекте зоны наблюдения радиационного объекта I категории должны быть определены:

размер и границы ЗН;

объем, периодичность и приборно-методическое обеспечение радиационного контроля, проводимого в ЗН.

4.4.2. Размер зоны наблюдения может быть изменен на основе анализа информативности радиационного контроля при нормальной эксплуатации радиационного объекта, а также в случае изменения размеров соответствующей СЗЗ.

V. Условия эксплуатации

санитарно-защитных зон и зон наблюдения

5.1. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации СЗЗ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, для которых устанавливаются специальные виды разрешенного использования земельных участков и расположенных на ней объектов капитального строительства.

5.2. В СЗЗ запрещается постоянное или временное проживание, размещение детских учреждений, а также не относящихся к функционированию радиационного объекта лечебных учреждений, пунктов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и иных сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.

5.3. В СЗЗ могут располагаться здания и сооружения подсобного и обслуживающего радиационный объект назначения: пожарные части, прачечные, помещения охраны, гаражи, склады (за исключением продовольственных), пункты общественного питания для персонала объекта, административно-служебные здания, ремонтные мастерские, транспортные сооружения, сооружения технического водоснабжения и канализации, временные и подсобные предприятия строительства, учреждения (или их подразделения) лечебного и санитарно-эпидемиологического профиля по обслуживанию персонала радиационного объекта.

5.4. Использование земель санитарно-защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на производимую продукцию.

5.5. Организация производств продукции гражданского назначения в санитарно-защитной зоне радиационного объекта, использование для этих целей расположенных в СЗЗ зданий и сооружений возможны только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на производимую продукцию.

5.6. Акватории или часть акватории открытых водоемов единого государственного водного кадастра Российской Федерации не должны включаться в СЗЗ.

Использование открытых водоемов, находящихся в пределах СЗЗ для хозяйственного и культурно-бытового водопользования (в том числе разведения рыбы), допускается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности или производимую продукцию.

5.7. Вся производимая в СЗЗ продукция подлежит производственному радиационному контролю, программа которого согласовывается с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор за данным радиационным объектом.

5.8. По периметру санитарно-защитной зоны следует устанавливать щиты, информирующие население о регламентируемых на территории санитарно-защитной зоны ограничениях.

VI. Организация радиационного контроля

в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения

6.1. Организация радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения является составной частью системы радиационного контроля объекта, имеющая функциональные связи с остальными ее частями.

Оценка доз облучения населения, проживающего в ЗН, осуществляется органами Госсанэпиднадзора на основании данных радиационно-гигиенической паспортизации и Единой системы контроля индивидуальных доз (ЕСКИД).

Радиационный контроль в СЗЗ и ЗН должен обеспечивать получение достоверной информации о параметрах радиационной обстановки, позволяющей принять оперативные решения, направленные на снижение уровня облучения людей, как при нормальной эксплуатации радиационного объекта, так и в случае аварии.

6.2. Контроль радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения в зависимости от реально действующих радиационных факторов включает:

контроль мощности дозы гамма-излучения;

контроль загрязнения воздушной среды радиоактивными газами и аэрозолями;

контроль поверхностного загрязнения территории радиоактивными веществами;

контроль содержания радиоактивных веществ в почве, в донных отложениях и воде открытых водоемов, в грунтовых водах и в биологических объектах;

определение нуклидного состава радиоактивного загрязнения.

6.3. Организация радиационного контроля должна разрабатываться проектом СЗЗ и/или ЗН и определять виды и объем радиационного контроля, а также перечень необходимых дозиметрических, радиометрических, спектрометрических и др. приборов, оборудования и методов, применяемых при осуществлении радиационного контроля, размещение стационарных приборов, точек постоянного и периодического контроля, состав необходимых помещений и т.п.

6.4. Контроль за облучением персонала группы Б осуществляется групповым методом на основании измерения на рабочих местах мощности дозы внешнего излучения, плотности потока ионизирующих частиц и объемной активности аэрозолей воздуха.

6.5. Контроль уровней поверхностного загрязнения осуществляется как непосредственными измерениями на месте стационарными и переносными приборами, так и путем отбора проб.

6.6. Радиационный контроль проводится стационарными и передвижными постами, которые размещают на территории промплощадки, санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения.

6.7. В соответствии с СПП ПУ АП-03 (СанПиН 2.6.1.07.03) число стационарных постов в зоне наблюдения зависит от численности населения.

В населенных пунктах следует устанавливать один пост через каждые 0,5 - 5 км с учетом рельефа местности и наличия других источников загрязнения.

За пределами ЗН с наветренной стороны от радиационного объекта I-й категории должен дополнительно устанавливаться контрольный пост наблюдения.

6.8. В составе службы радиационной безопасности объектов I - III категорий должна быть выделена лаборатория (группа и т.п.) радиационного контроля внешней среды, аккредитованная в установленном порядке и обеспеченная соответствующими транспортными средствами (включая при необходимости плавсредства), а также комплектом стационарной и переносной пробоотборной и измерительной аппаратуры.

Лаборатория контроля внешней среды должна быть размещена в специальных помещениях.

6.9. Для контроля радиационной обстановки в СЗЗ и ЗН необходимо располагать сведениями о направлении и скорости ветра, температуре и влажности воздуха, количеству выпадающих осадков, для получения которых на территории промплощадки или в СЗЗ радиационного объекта должно быть организовано круглосуточное наблюдение, обеспечивающее постоянное поступление информации о метеоусловиях в СРБ. Для предприятий I - II категорий, как правило, следует предусматривать сооружение на промплощадке метеостанции.

6.10. Для радиационных объектов I - II категорий должны быть предусмотрены технические решения по созданию и функционированию автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (далее - АСКРО) в СЗЗ и ЗН. Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данных радиационных объектах, могут получать информацию с постов АСКРО, расположенных по периметру границы СЗЗ, в автоматическом режиме.

6.11. В случае изменения размеров СЗЗ и ЗН не позднее чем через 7 дней АСКРО должна обеспечивать получение соответствующей информации.

6.12. Организация радиационного контроля в СЗЗ и ЗН должна обеспечивать функционирование базы данных индивидуального дозиметрического контроля персонала группы Б, а также параметров радиационной обстановки.

Организация дозиметрического контроля населения, проживающего в ЗН радиационного объекта I категории, и обеспечение функционирования базы данных индивидуального дозиметрического контроля осуществляются органами госсанэпиднадзора.

6.13. Все приборы и аппаратура радиационного контроля, методики измерений и обработки данных контроля должны быть метрологически аттестованы.

Приложение N 1

ОБОСНОВАНИЕ ГРАНИЦ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

1. Границы санитарно-защитной зоны вокруг радиационного объекта определяются, исходя из требования ограничения облучения населения пределом годовой дозы или установленной для этого объекта квоты предела годовой дозы, формируемой за счет внешнего и внутреннего облучения.

2. Квоты устанавливаются для средней индивидуальной эффективной дозы облучения критической группы населения, проживающей в зоне наблюдения радиационного объекта I категории, а также для критической группы населения, подвергающегося облучению от нескольких радиационных объектов II - III категории.

Квоты устанавливаются для всех радиационных факторов (воздушных выбросов, жидких сбросов и др.), от которых облучение критической группы населения за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта при его нормальной эксплуатации может превысить минимально значимую величину - 10 мкЗв/год.

3. В проектной документации радиационного объекта I категории должны быть определены квоты для населения при нормальной эксплуатации объекта. Для действующих объектов количественные значения квот утверждаются органами, уполномоченными осуществлять госсанэпиднадзор по представлению администрации радиационного объекта.

4. Доза облучения населения за счет жидких сбросов радионуклидов в поверхностные воды не должна превышать квоты предела годовой дозы, установленной для этого радиационного фактора, на любом расстоянии за пределами промплощадки радиационного объекта.

Для РО, где жидкие сбросы вносят значимый вклад в дозу облучения населения, размеры СЗЗ должны устанавливаться с учетом этого фактора.

    5.  Доза  облучения населения от радиоактивных газоаэрозольных
выбросов  в  атмосферу E не должна превышать квоты предела годовой
дозы  E      , установленной  для  этого  радиационного фактора. В
       дельта
п. п.  5  -  8  приведен  алгоритм   расчета   размеров   СЗЗ  при
преобладании газоаэрозольных выбросов.
    6. Если в режиме нормальной эксплуатации радиационного объекта
за  пределами его  промплощадки  E  >  E      , то внешняя граница
                                        дельта
СЗЗ совпадает с изодозной кривой E = E      :
                                      дельта

            j                   ----
    E (x = R   ) = E      , j = 1, n,
     j      СЗЗ     дельта

где   x   -   расстояние    от   радиационного   объекта   сектора
                                                     j
направления  ветра j при условии, что E (x) при x > R     является
                                       j             СЗЗ
                                         j
монотонно убывающей функцией аргумента; R     - радиус СЗЗ сектора
                                         СЗЗ
направления ветра j; n - число секторов направлений ветра.
                               1     2          n
    7.  Радиус-вектор R    = {R   , R   , ..., R   } радиационного
                       СЗЗ     СЗЗ   СЗЗ        СЗЗ
объекта  следует  отсчитывать  от  источника выброса радиоактивных
веществ,  а  при  наличии  нескольких  источников  выброса - от их
геометрического центра.
    8. Если в режиме нормальной эксплуатации радиационного объекта
за пределами его промплощадки E <= E      , то в качестве  границы
                                    дельта
СЗЗ может приниматься граница промплощадки.

9. При обосновании размеров санитарно-защитной зоны для вновь строящегося радиационного объекта следует исходить из проектируемых условий нормальной эксплуатации производства.

    10.  Радиус-вектор санитарно-защитной зоны R    рассчитывается
                                                СЗЗ
для каждого радиационного объекта с учетом влияния газоаэрозольных
выбросов   и   жидких   сбросов   в  соответствии  с  действующими
методическими документами.

Приложение N 2

ОБОСНОВАНИЕ ГРАНИЦ ЗОНЫ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Размер зоны наблюдения радиационного объекта I категории рассчитывается исходя из оценки возможного распространения выбросов и сбросов РО и информативности радиационного контроля на этой территории при нормальной эксплуатации радиационного объекта.

2. Радиус зоны наблюдения ограничивается расстоянием от радиационного объекта (источника выброса радиоактивных веществ, а при наличии нескольких источников выброса - от их геометрического центра), за пределами которого радиационный контроль малоинформативен и неоправдан с учетом затрат на оснащение постов наблюдения.

3. Радиус зоны наблюдения рассчитывается для радиационных объектов I категории в соответствии с действующими методическими документами.