Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Минобрнауки России от 13.10.2016 N НТ-1295/12 "О направлении позиции"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 октября 2016 г. N НТ-1295/12

О НАПРАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Минобрнауки России рассмотрело письмо с обращением Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2016 г. N 334 по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - постановление) и в дополнение к письму от 10 августа 2016 г. N ЕТ-1072/12 сообщает.

По итогам рабочего совещания с представителями структурных подразделений Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования была выработана и рекомендована к применению следующая консолидированная позиция в части применения постановления.

О функциях и полномочиях учредителей в части утверждения планов организаций по применению профессиональных стандартов.

Согласно пункту 3 постановления органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

В ходе обсуждения установлено, что оптимальный алгоритм реализации обозначенных задач может быть осуществлен через размещение планов на официальных сайтах подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и осуществление учредителем их экспертизы в части соответствия требованиям к структуре планов, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 1 постановления.

При этом планы по организации применения профессиональных стандартов как минимум должны содержать сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 постановления, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке не позднее 1 января 2020 года.

При этом работодатель не вправе обязывать работников осуществлять подготовку за счет собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

О правомерности применения образовательными организациями при приеме на работу к кандидатам, претендующим на замещение должностей педагогических работников, требований, содержащихся в приказах Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", с учетом действующих профессиональных стандартов в сфере образования в ходе совещания была высказана следующая позиция.

В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, на основании Закона об образовании квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках, могут применяться наряду с профессиональными стандартами, а в случае отсутствия последних - вместо них. При этом, как следует из статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

О применении в условиях действия профессиональных стандартов в сфере образования положения пункта 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и пункта 11 приказа Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н (о назначении в порядке исключения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью).

Согласно пункту 9 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и пункту 11 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - разделы ЕКС), утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и от 11 января 2011 г. N 1н, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Однако частью 5 статьи 111 Закона об образовании установлено, что со дня вступления в силу Закона об образовании нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону об образовании или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Так, на основании Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, одновременно отвечающих двум критериям:

наличие среднего профессионального или высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

На основании изложенного в настоящее время пункты 9 и 11 подраздела I разделов ЕКС могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

В части, касающейся педагогических работников, не имеющих среднего профессионального образования или высшего образования (далее соответственно СПО и ВО), то есть не соответствующих требованиям части 1 статьи 46 Закона об образовании, но трудоустроенных в качестве воспитателей или учителей до вступления в силу Закона об образовании, Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования обозначена консолидированная позиция, что в случае, если работник оказался в подобной ситуации, это не может служить основанием для расторжения с ним трудового договора.

Согласно пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. При этом следует обратить внимание на то, что в данном случае расторжение трудового договора по инициативе работодателя является его правом, а не обязанностью.

Н.В.ТРЕТЬЯК