Статья 88 ТК РФ. Передача персональных данных работника
При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
Комментарии по статье 88 ТК РФ
Принципиальной является комментируемая статья "Передача персональных данных работника". Она рассматривает совершенно новую для отечественного законодательства проблему и обязывает работодателя прежде всего не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом.
Это значит, что персональные данные собираются только для внутриорганизационного сведения, для осуществления трудовых отношений и, за исключением особо оговоренных в федеральных законах случаев, не могут быть переданы кому бы то ни было.
Таким образом, "личное дело" в его советском понимании - как набор документов и содержащихся в них сведений - не только не может "следовать" за человеком с одного места его работы на другое, но и в устной, неофициальной форме персональные данные запрещены к передаче сторонним организациям и лицам. Эта статья ТК приравнивает персональные данные к сведениям служебного характера.
В других абзацах комментируемой статьи конкретизируются положения, которые были обозначены выше, а именно то, что работодатель не может сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия; а также то, что он обязан предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном федеральными законами.
Ссылка в комментируемой статье на федеральные законы дается с учетом действия Федерального закона от 05.07.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 22.08.2004) <*>. Статьей 6 этого Федерального закона определено, что в понятие оперативно-розыскных мероприятий входят, наряду с прочими, и наведение справок, отождествление личности, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 8; 2001. N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.
Помимо этого в УК есть ст. 287 "Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации", речь в которой идет об информации как таковой, без исключения персональных данных, что предполагает возможность в случае запроса указанными органами государственной власти необходимых сведений их непременного получения. Пункт 1 этой статьи сформулирован следующим образом:
"Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет".
ТК в комментируемой статье прямо определено, что возможно осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом организации, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку.
Кроме того, в соответствии с ТК доступ к персональным данным работников разрешен только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
Комментируемая статья обязывает работодателя не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.
В то же время КоАП в ст. 6.1 предусматривает за сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения, наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.
Далее ТК в комментируемой статье обязывает работодателя передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
Как уже указывалось, эти проблемы регулирует и КоАП.