Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 84 ТК РФ. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора

Трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях:

заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, либо заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы;

заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности;

в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.

Комментарии по статье 84 ТК РФ

 

1. Комментируемая статья предусматривает случаи прекращения трудового договора при нарушении правил его заключения (см. п. 11 ст. 77 ТК и комментарий к нему). Перечень оснований не носит исчерпывающего характера, федеральными законами могут быть предусмотрены и другие основания.

2. Заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении данного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, врачебной, педагогической - см. ст. 47 УК) влечет за собой прекращение такого трудового договора. Лишение таких прав устанавливается на определенные сроки. Поэтому комментируемая статья применяется только в рамках установленных приговором суда сроков.

3. Нарушением признается заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Такое заключение должно быть выдано органом (учреждением), в компетенцию которого входит выдача такого рода заключений (например, учреждения службы медико-социальной экспертизы, клинико-экспертные комиссии).

4. Отсутствие у работника документов о специальном образовании (его квалификации), необходимых для данной работы. Например, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (см. ст. 331 ТК и комментарий к ней); высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование необходимо иметь лицам, занимающимся медицинской или фармацевтической деятельностью (см. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 22.08.2004) <*>).

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.

 

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает гарантии при увольнении работников по основаниям, содержащимся в ч. 1 указанной статьи, заключающиеся в обязанности работодателя предложить работнику другую имеющуюся у него работу. Перевод работника на новую работу возможен с его письменного согласия.

6. Если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то его увольнение в соответствии с п. 11 ст. 77 ТК предусматривает выплату ему выходного пособия в размере среднего месячного заработка (см. ч. 3 комментируемой статьи).

 

 

Как и любой другой закон, ТК - продукт своего времени. Развитие общества, меняющиеся социально-политические условия выдвигают перед государством определенные, требующие юридического обоснования и разрешения проблемы, и принимаемые акты призваны создавать необходимую для урегулирования возникающих противоречий правовую базу. Поэтому новый документ, регулирующий трудовые отношения в Российской Федерации, содержит в себе и такие положения, которых не было в КЗоТе. Подобной новой новеллой, в частности, стала гл. 14 "Защита персональных данных".

В международном праве все, что относится к частной жизни личности, называется правами человека и имеет приоритетное значение. Это связано с тем, что в середине ХХ века многие европейские тоталитарные режимы свою власть над гражданином укрепляли посредством сбора, хранения, использования информации о нем. Так, историю взаимоотношений государства с гражданами во времена национал-социализма в Германии можно представить как историю картотек: на основе систематизации персональных данных государство устанавливало арийское или неарийское происхождение людей, вело учет состояния их здоровья и, конечно, их политических взглядов и убеждений, что служило потом обоснованием проведения акций по уничтожению тех, кто казался вредным для "нации".

В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека этой проблеме было уделено большое внимание. В ст. 12 говорилось: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

С 1970 г. в странах Европы принимаются законы, регулирующие права и обязанности тех, кто запрашивает персональные сведения, и тех, кому эти сведения принадлежат. Актуальность этой проблемы с годами только увеличивалась, так как внедрявшиеся в практику обработки сведений новые информационные технологии, вычислительные машины позволяли обобщать и интерпретировать данные, передавать их или накапливать без ведома граждан или групп граждан. Законы, вступившие в действие в ФРГ, Франции, Испании, Швеции и других странах <*>, привели к формированию целой отрасли права - информационного и побудили экспертное сообщество начать разработку международного рамочного акта, который бы регулировал защиту персональных данных.

--------------------------------

<*> Обзор законодательства европейских государств, США и Канады. См.: Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 133 - 137.

 

Как известно, в советском законодательстве не было действенных норм, которые обеспечивали бы такую защиту граждан вследствие использования сведений персонального характера без их ведома и желания. Кроме того, даже при вступлении в трудовые отношения граждане были обязаны сообщать о себе самые разнообразные данные, не имевшие никакого значения для этих отношений: так, длительное время анкеты личных листков по учету кадров содержали в себе графу о родственниках (в том числе и умерших) работника, о том, находились ли они в плену, были ли репрессированы, живут ли за границей. Эти сведения требовались даже при поступлении молодых людей на учебу. По сути дела, законодательство разрешало работодателю (как правило, государственному учреждению, предприятию, вузу) собирать сведения, которые выходили за рамки его компетенции, но позволяли полностью контролировать работника или учащегося (студента), располагая исчерпывающими сведениями о его семейном положении или предыдущей трудовой деятельности. Система обязательной диспансеризации давала, например, полные данные о состоянии здоровья работника, которые могли быть использованы без его ведома, например при кадровом планировании.

В целом в Российской Федерации эта проблема была урегулирована только в 1993 г. с принятием Конституции, статьи которой прямо определяли характер взаимоотношений в этой сфере. Так, ст. 24 Конституции гласит:

"1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Конституция содержит и другие важные гарантии прав и свобод граждан. Они не могут не учитываться при работе с персоналом. Так, ст. 19 провозглашает равенство "человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

При работе с людьми это значит, что персональные сведения о социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности - некадровая информация. Эти сведения не могут приниматься в расчет при приеме на службу кандидата на замещение должности. Это же относится и к различию по признаку пола. В той же статье Конституции записано, что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

В п. 1 ст. 23 Конституции даются и такие важные гарантии, как неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита чести и доброго имени.

Эти важные конституционные положения нашли свое развитие и конкретизацию в законах РФ и указах Президента РФ. Выделим Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 22.08.2004) <*>, в котором рассмотрена проблема доступа к сведениям персонального характера, в нем особо оговаривается то, что данные о личности и деятельности высших должностных лиц государства не могут быть засекречены. В соответствии со ст. 5 этого Закона разглашению не подлежат только сведения "о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность". Не могут быть засекречены данные "о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами".

--------------------------------

<*> РГ. 1993. 21 сентября; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1769; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

 

Таким образом, сведения о человеке не могут быть, кроме особо оговоренных случаев, государственной тайной. И все-таки они не для открытого пользования. Об этом сказано в ст. 11 базового для регулирования информационной деятельности Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.2003) <*>. В соответствии с ней персональные данные относятся к категории конфиденциальных и доступ к ним ограничивается в соответствии с законодательством нашей страны.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167.

 

В ст. 11 "Информация о гражданах (персональные данные)" указанного Закона записано:

"1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

5. Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персональных данных".

Этой проблеме посвящены и специальные статьи УК. В ст. 137 говорится:

"1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев".

В ст. 138 УК определены меры наказания за нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Все эти акты РФ соответствовали вступившей в силу еще 1 октября 1985 г. Конвенции Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных <*>.

--------------------------------

<*> См.: Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. СПб.: Изд-во "Манускрипт", 1996.

 

В этой же правовой стилистике был подготовлен и ТК, главным юридическим императивом которого стала защита прав человека и его персональных данных. Именно поэтому гл. 14 ТК называется не "Персональные данные работника", не "Использование персональных данных работника", а "Защита персональных данных работника".