Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Комментарии по статье 8 ТК РФ

 

1. Комментируемая статья специально посвящена локальным нормативным актам, принимаемым работодателями. Изменения, произошедшие в экономике страны в последние годы, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм юридических лиц (организаций) привели к определенной децентрализации правового регулирования труда. Согласно ч. 1 комментируемой статьи работодатель принимает указанные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также коллективным договором, соглашениями. Из данного положения следует, что локальные нормативные акты принимаются в развитие общих норм трудового права для конкретизации правил, установленных нормативными правовыми актами вышестоящих уровней в иерархии источников трудового права, применительно к условиям соответствующей организации. Условиями признания за локальными актами нормативного значения является принятие их в установленном порядке и наличие общей нормы трудового права, которая предоставляет возможность на принятие соответствующих норм (правил).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимаемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором. В ТК установлены случаи, когда должен обеспечиваться учет мнения представительного органа работников. К ним, в частности, относятся случаи учета мнения профсоюзного органа в следующих статьях ТК: 73, 82, 99, 105, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 229, 299, 301, 372, 373 (см. указанные статьи и комментарии к ним). В других случаях ТК требует учета мнения представительного органа работников в следующих статьях: 103, 144, 147, 154, 162, 190, 196 (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Следует иметь в виду, что ст. 53 ТК в числе основных форм участия работников в управлении организацией на первом месте называет учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором. Само участие работников в управлении организацией, согласно ст. 27 ТК, является одной из форм осуществления социального партнерства, в рамках которого определяются представители. В организации представителем работников является первичная профсоюзная организация, а ее орган выступает представительным органом работников. Иные представители возможны при их избрании на общем собрании работников (см. ст. ст. 29 - 31 ТК).

Процедура учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателем локального нормативного акта организации регламентируется ст. 372 ТК (см. ст. 372 и комментарий к ней).

3. Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность, что в коллективных договорах и соглашениях устанавливается порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом их мнения. При согласовании с представительным органом работников, в отличие от учета мнения, локальный нормативный акт, не одобренный представительным органом, не может быть принят работодателем.

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют только в пределах этой организации (см. ст. 13 ТК). При этом определяется круг лиц, на которых они распространяются. Локальные нормативные акты могут распространяться как на всех работников организации, так и на отдельные категории работников.

4. Соотношение нормативных правовых актов, принимаемых в централизованном порядке, и локальных нормативных актов, принимаемых работодателем, закреплено в ч. 4 комментируемой статьи. Указанная статья устанавливает, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо указанные акты, которые приняты без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях они не подлежат применению, а применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Кроме того, необходимо иметь в виду, что отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, может привести к коллективному трудовому спору, поскольку является одним из оснований (причин) его возникновения (см. ст. 398 ТК).