-
Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.
Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
-
Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.
При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
-
Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.
Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
-
Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.
В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
-
Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.
В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
-
Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.
В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
-
Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.
Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
-
Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.
При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
-
Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.
6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
-
Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.
В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.
Комментарии по статье 405 ТК РФ
1. Комментируемая норма направлена на обеспечение независимого рассмотрения коллективных трудовых споров и стимулирование участия в работе органов по их разрешению. Как уже говорилось в комментарии к ст. 403 ТК, освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка на срок до 3 месяцев в течение 1 года распространяется не только на лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, но и на посредников, участвующих в разрешении коллективного трудового спора. Эта гарантия предоставляется посредникам на основании п. 1 ст. 9 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Часть 1 комментируемой статьи не оставляет никаких сомнений в ее толковании, когда речь идет о сохранении заработка для лиц, которые непосредственно работают в той организации, где происходит коллективный трудовой спор. В законе, однако, не разъясняется, за чей счет осуществляется это освобождение от работы и сохранение заработка в том случае, если приглашается работник сторонней организации, не имеющей никакого отношения к коллективному трудовому спору. Представляется, что законодатель вряд ли имел в виду наложение финансового бремени по разрешению коллективного трудового спора на третьих лиц, каковыми являются сторонние работодатели. Соответственно выплата средней заработной платы лицам, участвующим в примирительных процедурах, должна осуществляться за счет работодателя - участника коллективного трудового спора.
2. Средняя заработная плата исчисляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 ТК (см. комментарий к ней). Исчисление года, в течение которого предоставляется 3-месячное сохранение заработной платы, должно производиться начиная с момента предоставления первой льготы, а не с 1 января календарного года или какой-либо иной даты (см. комментарий к ст. 14 ТК).
3. Во всех трех Рекомендациях Минтруда России, касающихся каждой из трех примирительных процедур (см. соответственно комментарий к ст. ст. 401 - 403 ТК), содержатся идентичные положения о том, что конкретные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий либо в качестве посредников или трудовых арбитров. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более 3 месяцев в году, кроме тех лиц, для которых участие в примирительных процедурах входит в их должностные обязанности. Непонятно, на основании чего сделан подобный вывод, поскольку такого ограничения не содержалось в Федеральном законе "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", разъяснить применение которого призваны указанные Рекомендации Минтруда России. В Законе (так же как и в ТК) говорится лишь об ограничении в отношении предоставления гарантий, связанных с заработной платой и освобождением от работы, а не о праве участвовать в осуществлении примирительных процедур. Именно так и следует трактовать указанный Федеральный закон и ТК на практике.
4. Часть 2 комментируемой статьи обеспечивает независимость представителей работников при разрешении коллективного трудового спора. Для того чтобы в отношении работника распространялся запрет на применение дисциплинарного взыскания, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа в течение срока разрешения коллективного трудового спора, необходимо соблюдение двух условий. Первым условием является их работа в качестве представителя работников в соответствии со ст. ст. 29 и 31 ТК, а вторым - непосредственное участие в разрешении коллективного трудового спора.