Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 404 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Комментарии по статье 404 ТК РФ

 

1. Наиболее часто употребляемой в мировой практике является трактовка понятия трудового арбитража как процедуры разрешения коллективного трудового спора в тех случаях, когда примирительно-посреднические стадии не привели к прекращению разногласий. В отличие от процедур примирения и посредничества решение арбитража, как правило, является обязательным для сторон спора. В разных странах существуют такие виды арбитража, как добровольный арбитраж, принудительный арбитраж и так называемый арбитраж маятника или арбитраж последнего предложения. Добровольный арбитраж является наиболее часто применяемым видом и используется в качестве последнего средства, когда сторонам не удалось достичь договоренности путем переговоров с помощью примирителя или посредника. Принудительный арбитраж используется только в тех случаях, когда одна или обе стороны не имеют другого выхода, кроме его применения, как правило, в силу закона. Система принудительного арбитража неоднократно подвергалась критике за то, что она ограничивает право сторон на забастовку. Однако в случаях, когда проведение забастовок невозможно из-за угрозы нормальной жизнедеятельности общества или конституционному строю государства, принудительный арбитраж может оказаться единственным эффективным средством разрешения противоречий между сторонами. Суть маятникового арбитража заключается в том, что арбитр может принять решение только в виде одобрения позиции одной либо другой стороны трудового спора, он не может занять промежуточную позицию. Такая система создана для того, чтобы стороны спора были более разумны в своих предложениях и не завышали своих требований, поскольку чем менее реалистичными они будут, тем больше вероятность проигрывания спора.

Необходимость согласия второй стороны спора на осуществление арбитражного разбирательства либо принудительное его применение к обеим сторонам со стороны третьего лица - государства отличает арбитражное рассмотрение споров от судебного, в котором решение суда не только является обязательным, но и принимается в соответствии с процедурой, инициированной одной из сторон и, таким образом, принудительно навязанной другой стороне.

2. Общие принципы функционирования добровольного арбитража содержатся в Рекомендации МОТ N 92 (см. комментарий к ст. 401 ТК). Деятельность трудового арбитража в нашей стране регулируется гл. 61 ТК и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" в части, не противоречащей ТК. К проведению трудового арбитража применимы также Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 59 <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8.

 

Правовой статус трудового арбитража претерпел существенные изменения с принятием ТК. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" в случае, если коллективный трудовой спор не разрешался с участием посредника, трудовой арбитраж начинался в обязательном порядке. При этом решение трудового арбитража могло быть обязательным только в том случае, если стороны коллективного трудового спора подписывали соглашение об обязательности для них этого решения (ч. 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"). По сути, трудовой арбитраж можно было назвать "принудительным посредничеством". В настоящее время создание трудового арбитража является добровольным (кроме организаций, которым закон запрещает или ограничивает проведение забастовок, - ч. 3 ст. 406 ТК) и происходит только в том случае, если стороны подписывают соглашение об обязательном исполнении его решения.

Трудовой арбитраж является временным органом, создаваемым специально для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случаях:

уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение 3 рабочих дней;

рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

3. В отличие от разрешения коллективных трудовых споров с помощью примирительной комиссии и с участием посредника трудовой арбитраж независимо от желания сторон спора создается с участием Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Это связано с тем, что разрешение коллективного трудового спора в данном органе является последней мирной стадией до объявления работниками забастовки.

4. Трудовой арбитраж создается в срок не более 3 рабочих дней после окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником (ч. 2 комментируемой статьи) или в случае уклонения одной из сторон от работы в примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК). Спор должен быть рассмотрен в течение 5 рабочих дней с момента создания арбитража (ч. 4 комментируемой статьи). В случае если в течение этого срока трудовой арбитраж не примет решения по существу спора, работники имеют право объявить забастовку в соответствии с ч. 2 ст. 409 ТК (в случае если они письменно предупредили работодателя о предстоящей забастовке за 10 дней до этого, как это предусмотрено ч. 7 ст. 410 ТК).

5. В п. 2 ст. 8 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" указывается, что трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе 3 человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. Кроме того, там же указывается, что в состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора. Данные нормы не воспроизводятся в ТК, однако они не противоречат ему и, следовательно, подлежат применению.

В соответствии с указанными Рекомендациями Минтруда России Служба по урегулированию коллективных трудовых споров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Они должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены: руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники Службы по урегулированию коллективных трудовых споров, специалисты по труду органов местной исполнительной власти, представители профсоюзных органов.

6. В ч. 2 ст. 406 ТК предусматривается, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его решения работники имеют право приступить к проведению забастовки.

7. Основные функции трудового арбитража перечислены в ч. 5 комментируемой статьи. Кроме того, Рекомендации Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже перечисляют следующие права трудовых арбитров:

- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

- заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

- приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;

- требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

- предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

- информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

По согласованию со Службой по урегулированию коллективных трудовых споров стороны спора могут по своему усмотрению лишить арбитров каких-либо из перечисленных прав (кроме первого, которое указано в ч. 5 комментируемой статьи) либо предоставлять арбитрам дополнительные права, если это не противоречит ТК. К сожалению, в Законе не содержится прямого упоминания об обязанности сторон предоставлять трудовому арбитражу информацию, необходимую для его деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (в ред. от 21.03.1998) <*> арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих функций во время участия в разрешении споров.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1999; 1998. N 14. Ст. 1579.

 

В приложении N 3 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже содержится Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража.

8. О гарантиях лицам, участвующим в работе трудового арбитража, см. комментарий к ст. 405 ТК.

9. На работодателя законом не возлагается обязанности по организационному обеспечению деятельности трудового арбитража, как это делается в отношении примирительной комиссии. Вероятно, логика законодателя заключалась в том, что трудовой арбитраж, в отличие от примирительной комиссии, образуемой из представителей сторон, состоит из независимых лиц. Тем не менее отсутствие требований к работодателю о предоставлении помещения и инфраструктуры для работы трудового арбитража, а также необходимой информации (хотя одним из видов деятельности арбитража является получение необходимых документов и сведений, касающихся спора, - см. ч. 5 комментируемой статьи) вряд ли может позитивно сказаться на работе этого органа по разрешению коллективного трудового спора.

10. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

изучение документов и материалов, представленных сторонами;

заслушивание представителей сторон;

заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

11. Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством РФ, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Рекомендации трудового арбитража оформляются Протоколом заседания трудового арбитража, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

12. Решение трудового арбитража является обязательным для сторон, поскольку они подписывают соглашение об обязательном подчинении этому решению. Однако решение трудового арбитража нельзя путать с соглашением сторон в ходе разрешения коллективного трудового спора. Когда стороны сами приходят к соглашению об окончании спора, они сами договариваются об условиях, на которых оно достигается. В том случае, когда речь идет о рекомендациях трудового арбитража, решение, во-первых, принимается не ими, а третьими лицами (арбитрами), а, во-вторых, это решение сторонам заранее неизвестно. С практической точки зрения это означает, что к рекомендациям трудового арбитража неприменимы последствия нарушения указанного соглашения (см. комментарий к ст. 408 ТК).