Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Комментарии по статье 384 ТК РФ

 

1. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров является формой социального партнерства (см. ст. 27 ТК).

Выступить с предложением создания КТС могут как работники организации, так и работодатель. Проявление инициативы одной из сторон не должно оставаться без внимания другой стороны. Если работники проявили инициативу и обратились с предложением создания КТС к работодателю, то работодатель обязан приступить к созданию КТС. Пассивное поведение работодателя - невыделение своих представителей свидетельствует о нарушении работодателем трудового законодательства.

Законодатель не указывает, в какой форме (устной или письменной) должно быть выражено обращение к другой стороне. Представляется, что письменная форма будет наиболее удачна, поскольку она точно подтверждает факт обращения к другой стороне.

ТК не закрепляет положения об обязательном создании КТС в организации. Поэтому если ни одна из сторон не проявила инициативы в создании КТС, то это не является нарушением трудового законодательства.

2. Закрепление положения о том, что КТС образуется из равного числа представителей, свидетельствует, что ее состав на этапе формирования всегда будет состоять из четного количества человек.

Представители работников определяются путем: избрания общим собранием (конференцией) работников организации; делегирования представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины общего числа работников. Конференция работников проводится в организациях, где созыв собраний затруднен по причинам, например, многосменности, территориальной разобщенности структурных подразделений. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, определяемым работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов. Решение общего собрания (конференции) работников принимается большинством голосов, присутствующих на собрании (конференции).

3. Интересы работников при рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. О представительном органе работников см. ст. ст. 29 - 31 ТК.

4. Положение о том, что в состав КТС входят представители работодателя, определяет, что сам работодатель (руководитель организации) не может войти в ее состав, чтобы исключить его участие в оценке своей правоприменительной деятельности.

Назначая представителей работодателя в КТС, руководитель организации должен получить их согласие на участие в работе комиссии. Это объясняется тем, что выполнение этих функций не входит в круг служебных обязанностей работника, определенных при заключении трудового договора. Работа в качестве члена КТС - это его добровольное волеизъявление. С приказом о назначении его в состав КТС работник должен быть ознакомлен.

5. Если вопрос о создании КТС в организации могут поставить работники и (или) работодатель, то принять решение о создании КТС в структурных подразделениях организации может исключительно общее собрание работников организации.

В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например, о перемещении работника в пределах подразделения, об отстранении работника руководителем подразделения, об оплате времени простоя и др. И не могут рассматриваться споры, например, о перемещении работника из одного структурного подразделения в другое и др. Эти споры являются предметом рассмотрения КТС организации.

6. Члены КТС освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии с сохранением среднего заработка (см. ст. 171 ТК). Заседание КТС может происходить и в свободное для члена комиссии время, если, например, в организации применяется многосменный режим работы. В этом случае вопрос о предоставлении работникам компенсаций, поскольку он не урегулирован законодательством, должен решаться на локальном уровне.

7. КТС представляет собой общественное образование, поэтому на работодателя возлагается обязанность обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии (предоставить помещение и создать условия для работы). КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем.

8. После создания КТС ее члены самостоятельно избирают, кто из их состава будет председателем и секретарем. ТК не предъявляет требований, должен ли быть председатель и секретарь представителями работодателя или представителями работников. Принимая во внимание ч. 6 ст. 387 ТК, которая говорит о функциях заместителя председателя КТС, следует признать, что одновременно подлежит избранию и заместитель председателя КТС.

9. Срок, на который создается КТС, ТК не определен. Поэтому работодатель и работники организации, решая вопрос об образовании КТС, определяют, образуется ли КТС для рассмотрения конкретного трудового спора, на определенный срок или без указания срока.

10. Образование КТС основано на принципе паритетности - равного количества членов, представляющих работников и работодателя. При увольнении работника - члена КТС принцип паритетности образования КТС нарушается. В связи с этим соответствующая сторона производит избрание или назначение нового работника в КТС.