Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарии по статье 382 ТК РФ

 

1. Комментируемой статьей определены органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. КТС является общественным органом, уполномоченным государством на выполнение правоохранительной функции. Каждый работник для защиты своих прав и интересов может обратиться в КТС. Суд (мировой судья, районный суд) - это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. В отношении некоторых категорий работников законодательством предусмотрено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо). Однако это не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в указанные в ст. 382 ТК органы. Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621 (в ред. от 07.07.2003) <*>, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 действие Положения от 25.08.1992 распространено на работников метрополитенов <**>. Согласно п. 4 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 10.02.1999) <***> работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

--------------------------------

<*> САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608; 1993. N 42. Ст. 4008; 1994. N 1. Ст. 11; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2152; 1999. N 7. Ст. 916; 2001. N 30. Ст. 3166; БВС РФ. 2004. N 1.

<**> САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 4008.

<***> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878.

 

3. ТК впервые наделил государственного инспектора труда функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя, когда трудовой спор рассматривается КТС. Согласно ч. 2 ст. 357 ТК в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Таким образом, вопрос, являющийся предметом индивидуального трудового спора, может быть предметом рассмотрения одновременно КТС и государственного инспектора труда.

4. Обращение работника в КТС или в суд или в КТС, а затем в суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора. О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК, о трудовых спорах, подведомственных суду, - ст. 391 ТК.

5. Каждый работник, полагающий, что его права нарушены, вправе обратиться к государственному инспектору труда. Выполняя надзорно-контрольную функцию, государственный инспектор труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав работника (см. ч. 1 ст. 357 ТК).

В некоторых случаях законодатель специально указывает на право работника, выборного профсоюзного органа обратиться в государственную инспекцию труда (см. ч. 7 ст. 193, ч. 3 ст. 373 ТК).