Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Комментарии по статье 372 ТК РФ
1. ТК установил четкие требования к наличию мнения выборного профсоюзного органа и порядку его учета работодателем при принятии локальных нормативных актов, существенно отличающиеся от ранее предусматривавшейся обязательности согласия соответствующего профсоюзного органа на принятие работодателем ряда решений.
В ст. ст. 372 и 373 ТК предусматривается дифференцированный порядок получения и учета мнения выборного профсоюзного органа в зависимости от установленных законом обстоятельств, определяющих его необходимость.
Согласно комментируемой статье такая необходимость связывается с принятием работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 8 ТК), а ст. 373 ТК - с расторжением трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, указанным в ст. ст. 81 и 82 ТК.
2. В комментируемой статье содержится ряд важных процедурных моментов, которые определяют законность полученного мнения профсоюзного органа. Среди них:
а) обязанность работодателя в случаях, предусмотренных законом, обратиться в соответствующий профсоюзный орган за выяснением мнения профсоюзного органа;
б) мнение профсоюзного органа должно быть сформировано на основе направленного работодателю проекта локального нормативного акта и других материалов, обосновывающих его принятие и содержание;
в) проект должен быть направлен и рассмотрен в выборном профсоюзном органе, представляющем интересы всех или большинства работников данной организации, перед принятием работодателем соответствующего локального нормативного акта;
г) выборный профсоюзный орган в установленный срок (не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта) должен направить работодателю мотивированное мнение по полученному проекту в письменной форме;
д) в мотивированном мнении профсоюзного органа может быть выражено либо несогласие с представленным проектом локального нормативного акта, либо изложены предложения по его совершенствованию.
При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель может либо согласиться с мнением профсоюзного органа, либо обязан в течение 3 дней после получения указанного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
3. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что при недостижении согласия необходимо оформить соответствующий протокол разногласий, а работодатель вправе принять подготовленный им локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.
Принятый в этом случае работодателем локальный нормативный акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК.
Правовые последствия рассмотрения жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа и выявления нарушений указаны в последней части комментируемой статьи, в которой наряду с регулированием важных процедурных вопросов указывается на обязанность государственной инспекции труда выдать работодателю при выявлении нарушений предписание об отмене принятого им локального нормативного акта. Это предписание является обязательным для исполнения.