Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Комментарии по статье 372 ТК РФ

 

1. ТК установил четкие требования к наличию мнения выборного профсоюзного органа и порядку его учета работодателем при принятии локальных нормативных актов, существенно отличающиеся от ранее предусматривавшейся обязательности согласия соответствующего профсоюзного органа на принятие работодателем ряда решений.

В ст. ст. 372 и 373 ТК предусматривается дифференцированный порядок получения и учета мнения выборного профсоюзного органа в зависимости от установленных законом обстоятельств, определяющих его необходимость.

Согласно комментируемой статье такая необходимость связывается с принятием работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 8 ТК), а ст. 373 ТК - с расторжением трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, указанным в ст. ст. 81 и 82 ТК.

2. В комментируемой статье содержится ряд важных процедурных моментов, которые определяют законность полученного мнения профсоюзного органа. Среди них:

а) обязанность работодателя в случаях, предусмотренных законом, обратиться в соответствующий профсоюзный орган за выяснением мнения профсоюзного органа;

б) мнение профсоюзного органа должно быть сформировано на основе направленного работодателю проекта локального нормативного акта и других материалов, обосновывающих его принятие и содержание;

в) проект должен быть направлен и рассмотрен в выборном профсоюзном органе, представляющем интересы всех или большинства работников данной организации, перед принятием работодателем соответствующего локального нормативного акта;

г) выборный профсоюзный орган в установленный срок (не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта) должен направить работодателю мотивированное мнение по полученному проекту в письменной форме;

д) в мотивированном мнении профсоюзного органа может быть выражено либо несогласие с представленным проектом локального нормативного акта, либо изложены предложения по его совершенствованию.

При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель может либо согласиться с мнением профсоюзного органа, либо обязан в течение 3 дней после получения указанного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

3. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что при недостижении согласия необходимо оформить соответствующий протокол разногласий, а работодатель вправе принять подготовленный им локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Принятый в этом случае работодателем локальный нормативный акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК.

Правовые последствия рассмотрения жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа и выявления нарушений указаны в последней части комментируемой статьи, в которой наряду с регулированием важных процедурных вопросов указывается на обязанность государственной инспекции труда выдать работодателю при выявлении нарушений предписание об отмене принятого им локального нормативного акта. Это предписание является обязательным для исполнения.