Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарии по статье 37 ТК РФ

 

1. Порядок ведения коллективных переговоров, установленный в комментируемой статье, содействует реализации основных принципов социального партнерства (ст. 24 ТК) и, в первую очередь, принципа равноправия сторон. В этих целях в данной статье сформулировано требование о создании единого представительного органа по защите интересов всех работников для ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений на любом уровне социального партнерства, если в организации или на более высоком уровне существуют два и более профсоюза.

2. В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюза.

Если единый представительный орган (при отсутствии договоренности) не создан, то право представлять интересы всех работников при ведении коллективных переговоров предоставляется профсоюзу, объединяющему наибольшее число членов профсоюза.

3. Общие процедурные положения о создании единого представительного органа конкретизированы применительно к переговорам на уровне организации (см. ч. ч. 2 - 5 данной статьи и комментарии к ним) и на уровне сторон, ведущих переговоры о подписании соглашений (ч. 6 комментируемой статьи).

При создании единого представительного органа в организации очень важно, чтобы в нем был представитель от каждой профсоюзной организации. Если в течение 5 календарных дней с момента начала коллективных переговоров не будет создан единый представительный орган, то право представительства интересов всех работников организации предоставляется первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников.

Имеется немало организаций, где существующие первичные организации объединяют менее половины работников. В этих случаях на основании решения общего собрания (конференции) работников организации, принятого тайным голосованием, определяется первичная профсоюзная организация, которой поручается формирование представительного органа. При этом иные профсоюзные организации имеют право до момента подписания коллективного договора направить своих представителей в состав избранного тайным голосованием представительного органа.

В ч. 6 комментируемой статьи регламентируются вопросы, связанные с процедурой формирования единого представительного органа при заключении соглашений на различных уровнях.

4. Результативность ведения коллективных переговоров во многом определяется наличием у сторон необходимых сведений экономического и иного характера, требуемых как для ведения переговоров, так и для определения содержания коллективных договоров и соглашений. В целях обеспечения реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, в комментируемой статье предусмотрено, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Если же получаемые сведения относятся к охраняемой законом тайне (ч. 8 комментируемой статьи), лица, разгласившие ее, привлекаются к соответствующей ответственности в установленном законом порядке.

Важные организационные вопросы, связанные с ведением коллективных переговоров, урегулированы в последней части комментируемой статьи, согласно которой сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися их участниками. Важную практическую помощь в определении этих условий оказывает Постановление Исполкома ФНПР от 28.08.2002 N 4-3 "Об организации и проведении единой переговорной кампании". В нем отмечается, что сегодня наиболее актуальным становится вопрос не только о целесообразности заключения соглашений и коллективных договоров на предприятии, но и о качестве и эффективности всей переговорной работы профсоюзов. Необходимо создание целостной коллективно-договорной кампании, позволяющей обеспечить эффективную защиту прав и интересов наемных работников. Это может быть достигнуто на основе реализации трех взаимосвязанных условий - единых сроков ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений; единых требований, выдвигаемых профсоюзами в период проведения коллективно-договорной кампании; единства действий, предпринимаемых в поддержку профсоюзных требований.

Единые сроки коллективно-договорной кампании подразумевают не одновременное проведение переговоров на всех уровнях социального партнерства, а непрерывную их последовательность, начиная с высшего (федерального и др.) и завершая низшим уровнем - организацией. При этом ход и результаты переговоров на каждом из уровней имеют значение при формулировании позиций профсоюзов в целом. Сроки заключения соглашений на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне административно-территориальных образований в составе субъектов РФ в соответствии со ст. 47 ТК увязываются со сроками подготовки и внесения в компетентные органы соответствующих бюджетов.

Сроки заключения коллективных договоров определяются в зависимости от сроков заключения всех вышестоящих соглашений.

В указанном выше Постановлении Исполкома ФНПР предлагается определенная последовательность в организации работы по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров. Вместе с тем отмечается, что система единой переговорной кампании не рассматривается как нечто статичное. Сроки ведения переговоров и уровень выдвигаемых требований должны всегда соответствовать той экономической и политической ситуации, в которой они будут проводиться <*>.

--------------------------------

<*> Солидарность. 2002. N 33.