Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 349 ТК РФ. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Комментарии по статье 349 ТК РФ

 

1. С работниками, поступающими на гражданскую службу в органы, учреждения и организации, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, заключается трудовой договор на общих основаниях, на них распространяется трудовое законодательство, за исключением ряда особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Эти особенности регулируются в основном нормативными правовыми актами Минобороны России и касаются главным образом установления специального Перечня должностей, которые могут замещаться гражданскими лицами в Вооруженных Силах РФ, а также регулирования условий их труда.

2. В отношении заключения трудового договора в письменной форме в соответствии с требованиями КЗоТ были изданы приказ Минобороны России от 11.12.1993 N 557 и Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.07.1993 N 135 <*>. Эти нормативные правовые акты применяются согласно ст. 423 ТК в той части, в которой они не противоречат ТК (см. комментарий к ст. 423).

--------------------------------

<*> Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 9 - 10.

 

Перечень замещаемых гражданским персоналом должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобороны России от 06.05.1996 N 175, разработан в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами и предусматривает наименования должностей, а также номенклатуру, тарифные разряды и условия оплаты труда гражданских лиц, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ. В Перечне содержится 5 разделов, основные из которых: "Классификатор должностей по профессиям рабочих", "Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей" и "Классификатор государственных должностей федеральных государственных служащих Минобороны Российской Федерации". В классификаторах указаны базовые и приравненные к ним наименования должностей, а также предусмотрена возможность образования производных наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный, старший и др.) в соответствии с таблицей признаков производных должностей, включенных в указанный Перечень.

Следует отметить, что если гражданское лицо принимается на работу в учреждения, на предприятия и в организации Минобороны России, находящиеся на территории стран СНГ, то трудовые договоры с ними заключаются в соответствии с законодательством страны пребывания.

3. Особенности в оплате труда гражданских лиц, заключивших трудовой договор о работе в учреждениях, предприятиях и организациях Минобороны России, обусловлены спецификой их работы в тяжелых условиях, связанных с непосредственной опасностью для жизни и здоровья.

Поэтому Минтрудом России в Постановлении от 04.03.1993 N 47 "О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации" (в ред. от 20.07.2001) <*> предусмотрены повышенные оклады, различные надбавки, доплаты и иные компенсационные выплаты. В настоящее время правовое регулирование условий оплаты труда гражданских лиц, проходящих службу в учреждениях, предприятиях и организациях Минобороны России, производится в соответствии с указанным Постановлением Минтруда России, а также приказами Минобороны России. К ним относятся Приказы Минобороны России от 08.03.1993 N 130 "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" и от 08.03.1993 N 129 "Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала Центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, аппарата округов, групп войск, флотов, армий, флотилий, органов военных прокуратур и военных судов, полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации".

--------------------------------

<*> Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 2; N 6; 2001. N 8.

 

Приказом Минобороны России от 25.01.1996 N 35 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации" (в ред. от 23.06.1999) введена выплата лицам гражданского персонала процентной надбавки за выслугу лет, определены квалификационные требования (требования к квалификации по разрядам оплаты) по должностям различных категорий работников высших военно-учебных заведений и образовательных учреждений Минобороны России, культурно-просветительных учреждений и др.

В отношении отдельных категорий лиц гражданского персонала, с учетом специфики выполняемой ими работы, принимаются специальные акты, определяющие особенности условий оплаты их труда.

Так, Приказом Минобороны России от 18.04.1999 N 149 "Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 30.11.2002) <*> утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы и сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу центральных органов военного управления Вооруженных Сил РФ. В соответствии с Приказом Минобороны России от 26.07.1998 N 360 "Об оплате труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2002) <**> указанным работникам выплачивается премия по результатам работы и материальная помощь.

--------------------------------

<*> БНА. 1999. N 27; 2002. N 40; 2003. N 4.

<**> БНА. 1998. N 25; 2000. N 27; 2002. N 40.

 

4. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства (в ред. от 21.10.2004) <*> принят ряд специальных актов относительно оплаты труда различных категорий лиц гражданского персонала.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 179; N 15. Ст. 1501; N 43. Ст. 4103; 2003. N 8. Ст. 759; РГ. 2004. 23 сентября.

 

Так, Приказом Минобороны России от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (в ред. от 31.10.2003) <*> утверждены согласованные с Минтруда России Размеры должностных окладов указанным лицам гражданского персонала, а также Положения: об исчислении стажа работы этих лиц для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; о премировании по результатам работы. Гражданским лицам, работающим в указанных органах, полагаются выплаты в порядке оказания материальной помощи, выплачиваются ежемесячно процентные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за стаж работы, связанной с защитой государственной тайны, и иные выплаты в соответствии с федеральными законами.

--------------------------------

<*> БНА. 2001. N 15; 2003. N 15; N 51.

 

Приказом Минобороны России от 16.04.2003 N 120 "О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень" <*> предусмотрены ежемесячные доплаты гражданскому персоналу, занимающему должности в военных образовательных учреждениях и бюджетных учреждениях (организациях) науки, за ученую степень в размере 1500 руб. докторам наук и 900 руб. кандидатам наук, а также предоставление научным работникам бюджетных учреждений (организаций) науки Минобороны России, имеющим ученую степень, ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью: докторам наук 48 рабочих дней, кандидатам наук 36 рабочих дней.

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 21.

 

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 "Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" <*> с 1 января 1998 г. военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, и гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям военнослужащих и гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада по воинской должности (оклада, тарифной ставки). Указанная надбавка выплачивается сверх установленных выплат денежного довольствия (оплаты труда).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 40. Ст. 4969.

 

Имеются и другие специальные нормы, касающиеся гарантий и компенсаций гражданскому персоналу, работающему по трудовому договору в воинских формированиях и органах, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона (см. Постановление Правительства РФ от 31.05.2000 N 424 (в ред. от 09.02.2004) <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2434; 2002. N 40. Ст. 3933; 2003. N 33. Ст. 3269; 2004. N 7. Ст. 535.

 

Следует отметить, что для гражданского персонала воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на период их работы в указанных частях и органах предусмотрены гарантии и компенсации, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" (в ред. от 14.01.2002) <*>. Так, если по общему правилу размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы для работников гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Минобороны России увеличиваются на 50%, то работающим по трудовому договору в воинских формированиях на территории Чеченской Республики выплата должностных окладов (тарифных ставок) производится в полуторакратном размере по отношению к указанному выше. Кроме того, им производится выплата суточных при командировании в указанный регион по установленной норме с применением коэффициента 1,1.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 4. Ст. 394; 2002. N 4. Ст. 321.

 

На основании ряда специальных актов гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, выплачивается надбавка за непрерывную работу в соответствии с Инструкцией (приложение N 10 к Приказу Минобороны России от 08.03.1993 N 130), а в случаях привлечения к несению боевого дежурства предусматривается повышение должностных окладов (тарифных ставок) в установленном порядке.

В приложении N 2 к Постановлению Минтруда России от 04.03.1993 N 47 приведен Перечень надбавок, компенсационных доплат, повышения ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Минобороны России.

5. На лиц гражданского персонала, работающих по трудовому договору в организациях Минобороны России, распространяются общие требования по соблюдению законодательства об охране труда, а также с учетом специфики их трудовой деятельности установлены и специальные нормы дополнения по обеспечению охраны их труда. Так, Приказом Минобороны России от 12.09.1995 N 302 "О мерах по обеспечению безопасности труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждены: Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и организациях Минобороны России, а также Рекомендации по организации работы службы охраны труда вида Вооруженных Сил РФ, округа, группы войск, флота, армии, флотилии, рода войск, главного и центрального управления Минобороны России.

6. На работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, также распространяются общие нормы трудового законодательства, но при этом следует учитывать как рассмотренные выше особенности, касающиеся гражданского персонала в Вооруженных Силах РФ, так и иные особенности условий труда, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Следует в первую очередь в отношении указанной категории работников руководствоваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в ред. от 22.08.2004) <*>, который вступил в силу с 1 января 2004 г. Часть 3 ст. 1 этого Федерального закона прямо указывает, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом. Прежде всего, в соответствии с этим Законом на альтернативную гражданскую службу направляются только лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет в установленном для них порядке. Помимо указанных половозрастных ограничений, Закон учитывает и специфические условия жизни коренных малочисленных народов. В соответствии с ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона они направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Закон предусматривает, что при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (ч. 5 ст. 4).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607.

 

Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев, с ними заключается срочный трудовой договор. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в 3-дневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения срочного трудового договора работодателя с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

Необходимо подчеркнуть следующие особенности этого срочного трудового договора, связанные с тем, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня);

- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Временные периоды, когда гражданин в указанных случаях не выполнял работу, соответственно исключаются из срока трудового договора.