Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 33 ТК РФ. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Части третья - четвертая утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ.

Комментарии по статье 33 ТК РФ

 

1. Правовым основанием представительских полномочий работодателей являются ТК, Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" <*>, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.

 

Комментируемая статья регламентирует представительство работодателей применительно к уровням системы социального партнерства (см. ст. 26 ТК и комментарий к ней).

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора в организации представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

2. В целях обеспечения законности представительства со стороны лиц, уполномоченных руководителем организации, необходимо издание в соответствии со ст. 8 ТК локального нормативного акта - приказа (распоряжения) об уполномочии персонально конкретного лица на соответствующее представительство.

3. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в силу приказа руководителя или устава организации) руководителем соответствующего обособленного структурного подразделения, который действует от имени юридического лица.

4. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, а также прекращаются полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего, которые и представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

5. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, а также по поводу решения иных вопросов, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

В развитие положений ТК Государственная Дума 30 октября 2002 г. приняла Федеральный закон "Об объединениях работодателей" (далее - Закон), вступивший в силу 30 ноября 2002 г. (день официального его опубликования в "Российской газете"), обеспечивающий реализацию одного из важнейших принципов и прав в сфере труда - свободу ассоциаций, право на объединение как работников, так и работодателей, которые закреплены в международно-правовых нормах и в Конституции (ст. 30).

6. В п. 1 ст. 3 указанного Закона уточнено понятие объединения работодателей, содержащееся в ч. 3 комментируемой статьи. Согласно указанной норме, "Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц)".

Работодатели вправе (на добровольной основе) создавать свои объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления и других органов.

7. Цель их создания - обеспечивать представительство законных интересов и защиту прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Значимость Закона заключается в обеспечении государственного содействия и реализации права работодателей на объединение как необходимого условия для развития социального партнерства, непосредственного их участия в формировании и проведении согласованной политики в сфере труда на основе установленного законом порядка взаимоотношений субъектов социального партнерства.

8. Закон определяет правовое положение, виды объединений работодателей, порядок и условия их создания, принципы деятельности.

В нем разграничены и четко определены права и обязанности членов объединения работодателей, а также права и обязанности объединений работодателей и вопросы их реорганизации и ликвидации.

Согласно ст. 4 Закона объединения могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам и при условии, что их деятельность охватывает установленные Законом переделы территории. Так, например, для общероссийского объединения работодателей предусмотрено, что его деятельность должна осуществляться на территории, охватывающей более половины субъектов РФ, а для территориального отраслевого объединения работодателей важно, чтобы пределы его деятельности составляли не менее половины одного муниципального образования. В Законе названо восемь видов соответствующих объединений работодателей.

9. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства, одной из форм которого выступают соглашения, заключаемые между полномочными представителями работников и объединениями работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (см. комментарий к ст. 45 ТК).

10. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы, в которых устанавливаются структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения, а также порядок принятия ими решений. В анализируемом Законе разграничены права и обязанности работодателей - членов создаваемых ими объединений и права и обязанности самих объединений как самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации.

11. Поскольку согласно комментируемой статье при заключении соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, представителями работодателей являются их объединения, Закон в числе прав объединения указывает прежде всего на их полномочия по формированию согласованной позиции членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также по обеспечению ее реализации во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объединения имеют право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений; проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и получать в этих целях необходимую от них информацию по основным направлениям социально-экономической политики.

12. Права объединений тесно связаны с их соответствующими обязанностями как стороны социального партнерства. Так, согласно ст. 14 Закона объединение работодателей обязано вести коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями в порядке, установленном федеральными законами; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся работодателей; предоставлять своим членам тексты соглашений, заключенных объединением работодателей; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей предусмотренных в них обязательств, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей.

13. Разграничивая права и обязанности членов объединения работодателей и права и обязанности самих объединений (ст. ст. 7, 8, 13 и 14 Закона), Закон одновременно предусматривает необходимость их взаимодействия при осуществлении социально-партнерской деятельности. Так, члены объединения работодателей имеют право участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения.

В свою очередь объединения обязаны содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективными договорами, заключенными работодателями - членами объединения работодателей. Объединения обязаны оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовое отношение и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных споров.

14. В Законе четко разграничена ответственность членов объединения работодателей и особенно объединений в целом за нарушение обязательств, предусмотренных соглашениями.

Так, за нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением работодателей, наступает ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями. При этом прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от соответствующей ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашениям, заключенным в период членства работодателя в указанном объединении (ч. 4 ст. 48 ТК). Если же работодатель вступает в объединение работодателей в период действия соглашений, уже заключенных этим объединением, то он несет ответственность за нарушение или невыполнение предусмотренных в них обязательств в соответствии с законодательством РФ, указанными соглашениями (ст. 9 Закона).

Ответственность объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений регулируется ст. 15 Закона. Согласно этой статье объединение работодателей несет ответственность за указанные неправомерные действия в порядке, предусмотренном законодательством РФ, соглашениями. При этом важно обратить внимание на то, что объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, т.е. членов объединения работодателей (ст. 7 Закона), в том числе по их обязательствам, предусмотренным в заключенных ими соглашениях.