Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 13 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Комментарии по статье 13 ТК РФ

 

1. Действие законов, иных нормативных правовых актов в пространстве связывается с их распространением на территории (в ее пределах). Эти пределы обусловлены федеративным устройством государства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории России. Исключением являются законы и акты, если в них предусмотрен другой порядок, т.е. установлены ограничения действия федерального закона в пространстве. Так, например, гл. 50 ТК, а также Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 22.08.2004) <*> распространяют свое действие на труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

--------------------------------

<*> ВСНД И ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551; N 26. Ст. 957; СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 220; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 3; N 33 (ч. 1). Ст. 3413; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 160; 2004 N 35. Ст. 3607.

 

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ распространяют свое действие в пределах территории соответствующих субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, не противоречащие ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, Постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (см. ч. 6 ст. 5 ТК). Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий, установленный ТК или иными федеральными законами, то, как следует из ч. 4 ст. 6 ТК, применяется ТК или иной федеральный закон.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не урегулированным федеральными законами, иными актами РФ. Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом, иным актом РФ. В случае принятия органами государственной власти субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов, в которых содержится более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральными законами и иными актами РФ, если это приводит к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то указанный уровень должен обеспечиваться, согласно ч. 2 ст. 6 ТК, за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

3. В ст. 423 ТК предусматривается действие на территории РФ законов и иных актов РФ, а также законодательных актов бывшего Союза ССР, которые должны быть приведены в соответствие с ТК. Указанные акты действуют в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" <*> и применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК.

--------------------------------

<*> ВСНД И ВС РФ. 1991. N 51. Ст. 1798.

 

Подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения ТК и применяемые на территории РФ, Постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Эти акты могут приниматься в пределах компетенции указанных органов согласно ст. 7 ТК.

4. Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации. При этом работодатель принимает указанные акты в пределах своей компетенции. При принятии этих актов работодатель учитывает мнение представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором. В то же время коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие указанных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения этого органа (см. ст. 8 ТК). Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приведен в ст. 372 ТК, а само принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа закреплено в ст. 371 ТК.

В ТК предусматриваются случаи, когда работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснования к нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников организации, либо направляет их иному представителю работников, если таковой избран работниками и наделен правом представлять их интересы (см. ст. ст. 29 - 31 ТК).

Так, например, правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт организации. Эти правила утверждаются работодателем, как указано в ст. 190 ТК, с учетом мнения представительного органа работников организации и обычно являются приложением к коллективному договору.

В других статьях ТК также устанавливается порядок принятия указанных локальных нормативных актов с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников или иного представителя работников (см. ст. ст. 73, 99, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162 и др.).