Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарии по статье 1 ТК РФ

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи определены три основополагающие цели и основные задачи трудового законодательства.

В современных условиях важное значение приобретают гарантии трудовых прав и свобод граждан. Закрепленные в Конституции (ст. 37 и др.), эти права и свободы дополняются и конкретизируются в нормах трудового законодательства, направленных на достижение первой цели, указанной в комментируемой статье: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Общие государственные гарантии трудовых прав и свобод установлены во многих нормах ТК, в частности при заключении, изменении, прекращении трудового договора, оплате и охране труда и др. Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите (лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, женщин и работников с семейными обязанностями), установлены специальные гарантии.

Второй целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда. На достижение этой цели направлены нормы ТК о рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, профессиональной подготовке и повышении квалификации и др. Особенно важную роль в создании благоприятных условий труда играют нормы ТК, обеспечивающие безопасность труда и соблюдение нормативных требований по охране труда (см. разд. X ТК).

В качестве третьей цели законодательно закреплена защита прав и интересов работников и работодателей. Нормы по защите прав и интересов работников, а также рассмотрения трудовых споров получили свое закрепление в разд. XIII ТК. В качестве основных способов такой защиты выделены: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами и самозащита работниками трудовых прав (см. гл. 57 - 59). Работник может также обратиться в органы по рассмотрению трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам организации и суд) при возникновении индивидуального трудового спора (см. гл. 60 ТК). Работники (их представители) могут прибегнуть к защите коллективных интересов и трудовых прав, используя формы социального партнерства и коллективные трудовые споры (см. ст. 27, гл. 61 ТК).

Работодатель, защищая свои права и законные интересы, может привлекать работника, совершившего дисциплинарный проступок, к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения работника, а в случае нанесения им ущерба имуществу работодателя - к материальной ответственности (см. гл. 29, 30, 37, 39 ТК). Работодатели свободны в подборе работников с точки зрения их деловых качеств и подготовке работников необходимой им квалификации и др. (см. разд. III, IX ТК). Работодатели вправе объединяться в соответствующие союзы (ассоциации) для защиты своих интересов на всех уровнях социального партнерства за рамками конкретных организаций (ст. ст. 26, 33 - 34 ТК, Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает две основные задачи трудового законодательства, от решения которых во многом зависит достижение целей, установленных в ч. 1 комментируемой статьи. Решение одной из указанных задач должно создавать необходимые правовые условия (предпосылки) для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Решению данной задачи более всего способствует правовая основа социального партнерства, создающая условия для его развития. Взаимодействие социальных партнеров, в котором заинтересовано государство, ориентировано на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса, стремление учесть и обеспечить согласование различных, а порой противоречивых интересов социальных партнеров с использованием установленных правил и процедурных норм. Система взаимодействия сторон социального партнерства, их представителей согласно ст. 23 ТК направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

3. Другой основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Указанные отношения составляют предмет регулирования трудового права. Трудовым отношениям, возникающим между работником и работодателем, придается главенствующее значение в предмете трудового права и комментируемом ТК (см. ст. 15). Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, являются производными от трудовых отношений и применительно к ним по времени своего возникновения, развития и прекращения могут предшествовать трудовым отношениям либо сопутствовать им, а в некоторых случаях и сменять трудовые отношения. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, различаются характером прав и обязанностей, как правило, сторонами этих отношений, основаниями их возникновения и прекращения.

Сопутствующими трудовым отношениям являются отношения по организации труда и управлению трудом. Они возникают между работниками и работодателем (их представителями) одновременно с формированием коллектива работников и прекращаются с ликвидацией организации. Отношения по организации труда и управлению трудом получают свое развитие в области управленческой и правоприменительной деятельности. Нормы об участии работников в управлении организацией, установленные ст. 53 ТК (см. комментарий к ст. 52), направлены на индивидуальное участие работника (например, внесение предложений работодателю по совершенствованию деятельности организации, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации) или участие работников в управлении организацией (например, выборы на общем собрании (конференции) представителей в КТС в порядке, установленном ст. 384 ТК, и др.). В основном участие работников в управлении организацией осуществляется через их представителей (представительные органы), традиционно ими являются профессиональные союзы. Иные представители избираются работниками в случаях и порядке, предусмотренных ТК (см. комментарий к ст. ст. 29 - 31).

Формы участия работников в управлении организацией согласно ст. 53 ТК определяются ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

К предшествующим трудовым отношениям относятся отношения по трудоустройству, возникающие для содействия в обеспечении граждан работой в условиях функционирования рынка труда, в том числе с помощью государственной службы занятости. Для некоторых категорий граждан (несовершеннолетних лиц, не достигших 18 лет, инвалидов и др.) законом предусмотрена квота рабочих мест. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др. В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях - профсоюзы.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя обычно сопутствуют трудовым отношениям. Они могут и предшествовать трудовым отношениям, если профессиональная подготовка или повышение квалификации осуществляются до возникновения трудовых отношений. В этом случае стороны этих отношений - работодатель и работник - заключают ученический договор или договор (соглашение) о направлении работника на соответствующую форму профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (см. комментарий к ст. ст. 196 - 208).

Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений сопутствуют трудовым отношениям. Правовую основу для развития этих отношений составляет разд. II ТК, посвященный социальному партнерству в сфере труда (см. комментарий к ст. ст. 23 - 53). Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров возникают по инициативе любой из сторон: работников или работодателя (работодателей) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. комментарий к ст. ст. 25, 29 - 34). Указанные отношения направлены на установление условий и оплаты труда работников, охрану и безопасность труда, занятость, социальную защиту работников и другие важные условия, а также на осуществление контроля за выполнением коллективного договора либо соглашений. ТК установлены и другие формы социального партнерства (см. комментарий к ст. 27), в связи с чем могут возникать отношения по социальному партнерству между указанными представителями сторон о взаимных консультациях (переговорах) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, по участию работников, их представителей в управлении организацией и др.

Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях сопутствуют трудовым отношениям. Эти отношения возникают между работниками и профсоюзами с работодателем, представителем которого обычно является руководитель организации. Работников во всех случаях представляют только профессиональные союзы. Эти отношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства. Решения, касающиеся указанных вопросов, работодатель принимает, как это следует из ст. 371 ТК, с учетом мнения профсоюзного органа. В ТК предусмотрен ряд случаев, когда работодатель принимает решение с учетом мнения профсоюзного органа, а также установлено, что в предусмотренных ТК случаях работодатель перед принятием локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение выборного профсоюзного органа (см. комментарий к ст. 372). Помимо этого, в ТК предусмотрено участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. комментарий к ст. 373).

Указанные отношения являются "длящимися", они возникают с момента избрания профсоюзного комитета и продолжаются до прекращения его полномочий. Следует иметь в виду, что права профсоюзов определены ТК, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 29.06.2004) <*>, а также могут получить свое развитие в коллективных договорах и соглашениях.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 7. Ст. 745; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711.

 

Отношение по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда впервые выделено как самостоятельное отношение, но оно тем не менее всегда рассматривалось не в качестве самостоятельного, а как элемент трудового отношения (см. ст. ст. 232 - 249 ТК).

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) сопутствуют трудовым отношениям. Они возникают между работодателем (его представителями, обычно руководителем организации) и соответствующими государственными органами надзора и контроля либо работодателем (его представителями, руководителем организации) и профсоюзами, создаваемыми ими профсоюзными инспекциями труда (см. комментарий к ст. ст. 220, 229, 230, 353 - 370). Указанные отношения возникают в ходе реализации государственными органами надзора и контроля, прежде всего федеральной инспекцией труда, своих полномочий в области государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Отношения по надзору и контролю могут возникать до начала деятельности организации лишь в области предупредительного надзора на этапе проектирования и ввода в эксплуатацию производственных объектов. В этом случае они могут предшествовать трудовым отношениям. На профсоюзах, их органах и создаваемых ими профсоюзных инспекциях труда лежит общественный (профсоюзный) контроль, при котором применяются соответствующие (общественные) формы и методы.

Вытекающими из трудовых являются отношения по разрешению трудовых споров, которые в зависимости от того, между кем возникает спор (стороны спора) и по поводу чего спор возникает (предмет спора), подразделяются на индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры. Трудовой спор может возникнуть между отдельным работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства, соглашений, коллективного договора, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда). Это индивидуальный трудовой спор, который рассматривается в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: в создаваемой в организации КТС и суде. Основанием возникновения отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обращение заинтересованного работника с заявлением (иском) в КТС или суд, если работник и работодатель не урегулировали путем переговоров возникшее между ними разногласие. Как неурегулированное разногласие, оно может перерасти в индивидуальный трудовой спор с момента обращения работника в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения этих споров регулируется ТК (см. комментарий к ст. ст. 381 - 390), а в суде порядок их рассмотрения установлен гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (см. комментарий к ст. ст. 391 - 397). Эти отношения могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от предмета спора (например, исковые требования: граждан об отказе в заключении трудового договора - предшествуют трудовым отношениям; работников об отстранении от работы, выполнения трудовой функции - сопутствуют трудовым отношениям; лиц, уволенных с работы, о восстановлении на работе - следуют за трудовыми отношениями).

Коллективные трудовые споры между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях.

Коллективные трудовые споры разрешаются на основе примирительных процедур: в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже и, в крайнем случае, путем проведения забастовки, когда стороны вновь, используя примирительные процедуры, ищут выход на соглашение. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен ТК (см. комментарий к ст. ст. 398 - 418). Отношения по разрешению коллективных трудовых споров всегда являются сопутствующими трудовым отношениям.