Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N ГКПИ09-1317 "Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 1 пункта 2 Инструкции о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, проходящим военную службу по контракту, утвержденной Приказом МЧС РФ от 17.02.2005 N 83"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. N ГКПИ09-1317

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Я.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующими пунктов 1 - 3 Инструкции о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 февраля 2005 г. N 83,

установил:

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 февраля 2005 г. N 83 утверждена Инструкция о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, проходящим военную службу по контракту в г. г. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) (далее - надбавка) производится в увеличенных размерах (абзац 1): рядовому и младшему начальствующему составу, солдатам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам - до 200 процентов оклада по должности (воинской должности) (абзац 2); среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам - до 160 процентов оклада по должности (воинской должности) (абзац 3); высшему начальствующему составу и высшим офицерам - до 130 процентов оклада по должности (воинской должности) (абзац 4).

Согласно пункту 2 Инструкции размер надбавки в увеличенных размерах определяется дифференцированно, в зависимости от среднемесячной суммы расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также затрат по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы (абзац 1). Увеличенный размер надбавки устанавливается с учетом размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы), установленной (абзац 2): сотруднику - в соответствии с Приказом МЧС России от 31.12.2004 N 642 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2005 г., регистрационный N 6322) (абзац 3); военнослужащему - в соответствии с Приказом МЧС России от 31.12.2004 N 635 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2005 г., регистрационный N 6323) (абзац 4).

Увеличенный размер надбавки устанавливается Приказом командира (начальника) воинской части с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника и военнослужащего (пункт 3).

Н., являющийся сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими следующие положения Инструкции: абзац 3 пункта 1 в части слова "до"; абзацы 1 - 3 пункта 2; пункт 3 в части слов "с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника".

В заявлении указано, что оспариваемые предписания Инструкции не соответствуют Федеральному закону "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", Постановлению Правительства Российской Федерации "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" и ограничивают право Н. на получение в полном размере ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.

В судебном заседании Н. поддержал свое заявление и просил о его удовлетворении.

Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Е. и К., представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, Инструкция в оспариваемой части не противоречит законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требования заявителя удовлетворить в части оспаривания абзаца 1 пункта 2 Инструкции, суд находит заявление Н. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон), определяя денежное довольствие сотрудников перечисленных в нем федеральных органов исполнительной власти, в том числе сотрудников Государственной противопожарной службы, включает в его структуру дополнительные выплаты (пункт 1 статьи 1). Согласно пункту 8 статьи 1 Закона, действующему в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в частности, из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Таким образом, Законом непосредственно определены критерии, в зависимости от которых дифференцируется размер указанной ежемесячной надбавки - состав сотрудников и местность прохождения службы. Возможность разграничения размера надбавки по иным основаниям в отношении сотрудников одного состава, проходящих службу в одной местности, Законом не предусмотрена.

Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", которым предусмотрена для отдельных категорий сотрудников (военнослужащих) выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения ими службы.

Данная надбавка установлена за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за сложность, напряженность, специальный режим работы), следовательно, носит компенсационный, а не стимулирующий характер. Такой же вывод вытекает и из абзаца второго пункта 8 статьи 1 Закона во взаимосвязи с преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым одновременно изменена сущность ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и определены основания, влияющие на ее установление, в целях компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам федеральных органов исполнительной власти в натуральной форме.

Размер компенсационной надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, зависит от объективных данных, характеризующих соответствующие условия службы определенного состава сотрудников. Руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти наделен полномочиями по установлению размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и порядка ее выплаты, но не правом введения дополнительных критериев, влияющих на размер надбавки.

Приведенные правовые позиции отражены также в судебных Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в решении Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2009 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-2247.

Вопреки этому оспариваемый заявителем абзац 1 пункта 2 Инструкции предписывает при установлении размера надбавки учитывать дополнительные, не предусмотренные Законом критерии, а именно, среднемесячную сумму расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси); а также затраты по уплате налогов на землю и имущество физических лиц.

При этом размер надбавки должен определяться на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы. Тем самым фактически закреплено предписание о возможности определения размера надбавки в зависимости от степени мотивированности рапорта сотрудника о расходах на проезд в общественном транспорте и затратах по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, что также не может быть признано законным.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного абзац 1 пункта 2 Инструкции подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для признания абзацев 2, 3 пункта 2 Инструкции недействующими не имеется, поскольку указание на то, что увеличенный размер надбавки сотруднику устанавливается с учетом размера ежемесячной надбавки, предусмотренной Приказом МЧС России от 31 декабря 2004 г. N 642, никакому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Названным Приказом в Приказ МЧС России от 20 мая 2002 г. N 250 "О выплате сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы" были внесены изменения, увеличивающие предельный размер надбавки с 1 января 2005 г. с 70 до 120 процентов должностного оклада сотрудника.

Нельзя согласиться и с доводом заявителя о незаконности пункта 1 Инструкции в части установления сотрудникам (среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам) надбавки в размере до 160 процентов оклада по должности. Оспаривая данное предписание, заявитель ссылается на то, что наличие в тексте нормы предлога "до" позволяет неправомерно уменьшать сотрудникам выплату надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая должна устанавливаться в твердом размере - 160 процентов. Между тем такое утверждение не согласуется с содержанием пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", предусматривающего, что указанная надбавка устанавливается среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам, проходящим службу в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградских областях, в размере до 160 процентов оклада по должности.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 порядок выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, включая определение ее конкретного размера, устанавливается соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти. Реализуя данное полномочие, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе был закрепить в Инструкции, что увеличенный размер надбавки устанавливается приказом командира (начальника) воинской части с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника и военнослужащего. Таким образом, довод заявителя о незаконности пункта 3 Инструкции в оспариваемой части также является необоснованным.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Н. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 пункта 2 Инструкции о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 февраля 2005 г. N 83, в части, позволяющей определять размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в зависимости от среднемесячной суммы расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также затрат по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ