Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 22.01.2014 N АКПИ13-1208 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 января 2014 г. N АКПИ13-1208

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Е. о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н,

установил:

в соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих для занятия должности врач-терапевт участковый требуется наличие сертификата специалиста по специальности "Терапия".

Гражданин К.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 1 статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и нарушают его трудовые права.

В суде К.Е. поддержал заявленные требования и пояснил, что профессиональная компетенция врача общей практики полностью перекрывает профессиональную компетенцию врача-терапевта участкового. Однако оспариваемые положения нормативного правового акта признают сертификат специалиста по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" ненадлежащим документом для оказания врачом первичной медико-санитарной помощи гражданам в должности врача-терапевта участкового.

Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации А., З., Министерства юстиции Российской Федерации К.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы компетентным органом государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав врачей.

Выслушав объяснения К.Е., представителей Минздрава России А., З., Минюста России К.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Квалификационные справочники должностей, профессий и специальностей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" полномочия по разработке и утверждению Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих были возложены на Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, которое в настоящее время утратило силу, Минздравсоцразвития России осуществляло полномочия по принятию Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, компетенцией утверждать Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих наделен Минтруд России (пункт 5.2.3).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный номер 18247, опубликован в "Российской газете" от 27 сентября 2010 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 65 устанавливает перечень документов, которые при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю. Так, согласно абзацу шестому части 1 данной статьи при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, такое лицо предъявляет работодателю документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста.

Доводы заявителя о тождестве профессий "врач терапевт" и "врач общей практики (семейный врач)" основаны на неправильном толковании действующих нормативных правовых актов и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Из содержания части 4 статьи 33 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается такими специалистами, как врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи).

Медицинская деятельность в соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Согласно данному Перечню медицинскую деятельность составляют самостоятельные работы (услуги) по общей врачебной практике (семейной медицине) и терапии.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н утверждена номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, которая предусматривает как две самостоятельные врачебные специальности специальность "Общая врачебная практика (семейная медицина)" и специальность "Терапия". Каждая из специальностей номенклатуры имеет основные признаки специальности: свои предмет и методы изучения, отличительные признаки специальности, программы обучения.

Квалификационные требования по специальности "Терапия" содержат требования к уровню профессионального образования (высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"), к послевузовскому профессиональному образованию или дополнительному образованию (интернатура или ординатура по специальности "Терапия", или профессиональная переподготовка по специальности "Терапия" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина"), должности, которые может занимать специалист, получивший специальность "Терапия".

Различия в квалификационных требованиях, предъявляемых к врачу общей практики (семейному врачу) и врачу терапевту, основаны на профессиональных функциях врача-специалиста, которые учитываются при разработке программ послевузовского (интернатура, ординатура) и дополнительного (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) профессионального образования.

Из содержания разделов "Должностные обязанности" и "Должен знать" квалификационных характеристик должностей "врач общей практики (семейный врач)" и "врач-терапевт" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих следует, что имеются существенные различия в этих должностях.

Ссылки заявителя на приказ Минздравсоцразвития России от 17 января 2005 г. N 84 "О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)", приказ Минздрава России от 3 декабря 2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" и иные нормативные правовые акты не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет их на соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию (пересмотренную) от 3 мая 1996 г., которая предусматривает каждому право на труд, право на профессиональную подготовку. Оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат данным нормам.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь 194, 195, 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К.Е. о признании частично недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ