Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 20.02.2008 N ГКПИ07-1734 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта б пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1734

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части, утверждающей применение позиции 21303010, содержащей условие "занятые в производствах", относительно позиции 2130301а-14031 "Машинисты по моторным испытаниям топлива" подраздела 3 раздела XII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10,

установил:

согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда (далее - Список N 2), утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании (с учетом последующего уточнения) подпункта "б" пункта 1 указанного Постановления недействующим в части, утверждающей применение позиции 21303010, содержащей условие "занятые в производствах", относительно позиции 2130301а-14031 "Машинисты по моторным испытаниям топлива" подраздела 3 раздела XII Списка N 2, ссылаясь на то, что данная норма в оспариваемой части противоречит подпункту 2 пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающему досрочное назначение трудовой пенсии всем лицам, работавшим во вредных и тяжелых условиях труда. Заявитель указал на то, что 8 лет работал машинистом по моторному испытанию топлива на Махачкалинской перевалочной нефтебазе, имеет страховой стаж более 25 лет, однако в досрочном назначении трудовой пенсии ему было отказано на основании подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537, утвердившего Список N 2 в той части, которая необоснованно исключает не связанную с производством и переработкой нефти работу по профессиям, указанным в этом списке.

С., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, причин неявки суду не сообщил.

Представители заинтересованного лица Таболина И.В. и Белякин В.Г. заявленное требование не признали, мотивируя свои возражения тем, что Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий приняло решение о применении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в том числе в оспариваемой заявителем части, ставящей право машинистов по моторным испытаниям на досрочное назначение трудовой пенсии в зависимость от производства, в котором такие работники были заняты.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Таболиной И.В. и Белякина В.Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 1 декабря 2007 г.) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 названного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Приведенные законоположения, как видно из их содержания, не определяют виды работ и критерии их отнесения к работам с тяжелыми условиями труда, дающим при определенных условиях право на назначение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от 18 июля 2002 г. N 537 сохранило действие Списков N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в том числе в части, ставящей отнесение работы машинистов по моторным испытаниям топлива к работам с тяжелыми условиями труда в зависимость от того, в каких производствах они заняты.

В позиции 21303010 подраздела 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" раздела XII Списка N 2 определены производства, занятость в которых рабочих, руководителей и специалистов, перечисленных в данном подразделе, включая машинистов по моторным испытаниям топлива (позиция 2130301а-14031), является условием отнесения выполняемых ими работ к работам с вредными и тяжелыми условиями труда.

Принцип взаимосвязи видов деятельности с производствами, в которых осуществляется соответствующая профессиональная деятельность, в том числе относительно машинистов по моторным испытаниям топлива, не противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по смыслу которого такая взаимосвязь предполагается, поскольку основанием для досрочного назначения трудовой пенсии признается не работа по определенной специальности, профессии, должности, а работа с вредными условиями труда.

Условия труда лиц, работающих по одним и тем же специальностям (профессиям, должностям), могут существенно отличаться по степени неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов и зависят от того, в каком производстве выполняются соответствующие работы. В частности, работа по специальности слесаря-ремонтника (позиция 2130301а-18547 Списка N 2) в производстве и переработке нефти не равнозначна работе по такой же специальности, например, в производстве мебели, сельскохозяйственном производстве, и существенно отличается по условиям труда. Именно поэтому в пункте 2 статьи 27 указанного Федерального закона Правительству Российской Федерации делегировано право утверждать списки не только соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей, но и производств.

Следовательно, Правительство Российской Федерации, сохраняя действие Списка N 2 в части, связывающей работу машинистов по моторным испытаниям топлива с их занятостью в определенных видах производства, действовало в соответствии с требованиями закона и в пределах предоставленных ему полномочий.

При таком положении согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать. Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ