Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 15.12.2010 N ГКПИ10-1368 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 7, 8 и 11 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1368

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующими пунктов 7, 8 и 11 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - Положение),

установил:

в соответствии с пунктом 7 Положения гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 8 данного Положения гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

Пункт 11 Положения определяет, что документы, указанные в пункте 7 названного Положения, представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 7, 8 и 11 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. В связи с информацией о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственного служащего в территориальном органе Роспотребнадзора Б. направил документы для участия в конкурсе, но его не допустили к участию в конкурсе, поскольку документы поступили в территориальный орган после окончания даты их приема. Отказ в допуске к участию в конкурсе он обжаловал в судебном порядке, но суд отказал в удовлетворении его требований. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству, регулирующему вопросы прохождения государственной гражданской службы. Содержащиеся в оспариваемых пунктах Положения требования ограничивают право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы представлением документов, при этом право заявителя в отличие от гражданского служащего направлять документы, в том числе и по почте в государственный орган для участия в конкурсе, нормативным правовым актом не предусматривается, что нарушает право заявителя на равный доступ к государственной гражданской службе.

Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации представил в суд письменные возражения и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" в статье 22 предусматривает, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 3 февраля 2005 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 6, 7 февраля 2005 г.

Положением определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Пунктом 7 Положения определено, какие документы должен представить в государственный орган гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

При этом подпунктом "в" этого пункта определено, что гражданин должен представить копию паспорта или заменяющего его документа, а соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс.

Пункт 7 Положения не обязывает гражданина лично представлять в государственный орган указанные документы и предполагает возможность представить эти документы по почте.

Согласно пункту 8 Положения государственный гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

В данном пункте Положения речь идет о гражданине Российской Федерации, который уже состоит на государственной гражданской службе и изъявил желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Данный гражданский служащий при поступлении на гражданскую службу уже представил документы, указанные в пункте 7 Положения, и ему нет необходимости представлять в государственный орган, где он состоит на службе, соответствующие необходимые документы, которые ему помогает получить кадровая служба. Эти документы проверены и приобщены к личному делу гражданского служащего наряду с другими документами, указанными в пункте 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609.

Пункт 11 Положения определяет срок, в течение которого документы необходимые для участия гражданина в конкурсе, должны быть представлены в государственный орган. Данным пунктом названы основания для отказа гражданину в приеме данных документов. В то же время при несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Таким образом, для гражданина Российской Федерации, желающего участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, для сбора и представления в государственный орган необходимых документов Положением установлен срок 30 дней со дня объявления об их приеме. Этот срок позволяет гражданину, живущему в любом населенном пункте Российской Федерации, участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности в другом населенном пункте. Отказ в приеме документов не лишает гражданина права на обращение в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации равный доступ к государственной службе (статья 32). И означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", статьями 3 и 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба является видом государственной службы Российской Федерации и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации; к числу основных принципов гражданской службы относятся приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, профессионализм и компетентность гражданских служащих.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, регламентирующему правовые основы прохождения государственной гражданской службы, и не нарушают права граждан на равный доступ к государственной службе.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании частично недействующими пунктов 7, 8 и 11 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ