Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2011 N ГКПИ11-1567 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 540 и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н в части исключения из ЕКС должности врача-интерна"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2011 г. N ГКПИ11-1567

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.С.В. о признании недействующими Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 540 "Об отмене Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 3 марта 2010 г. N 122 "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", в части исключения из ЕКС должности врача-интерна,

установил:

Гражданка П.С.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Приказа Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 540 "Об отмене Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 3 марта 2010 г. N 122 "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и Приказа Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", в части исключения из ЕКС должности врача-интерна. Как указывает П.С.В., она работала в ГУ РК "Патологоанатомическое бюро" в должности врача-интерна патологоанатома с 1 сентября 2010 г. по 31 августа 2011 г., но работодатель не внес записи в ее трудовую книжку и не произвел оплату ее труда. Заявитель считает, что оспариваемые Приказы противоречат действующему законодательству, в частности, Федеральному закону "О высшем и послевузовском образовании", Закону Российской Федерации "Об образовании", Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и нарушают ее права на оплату труда врача-интерна.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Б.Л., П.С.М., Е., Министерства юстиции Российской Федерации Б.В. возражали против удовлетворения заявленных требований.

П.С.В. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителей Минздравсоцразвития России Б.Л., П.С.М., Е., Минюста России Б.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации квалификационные справочники должностей, профессий и специальностей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" полномочия по разработке и утверждению Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих были возложены на Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России осуществляет полномочия по принятию Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный номер 18247, опубликован в "Российской газете" от 27 сентября 2010 г.

Доводы П.С.В. о том, что Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", в части исключения из ЕКС должности врача-интерна, противоречит федеральному законодательству, являются несостоятельными.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которыми послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (пункт 2 статьи 25 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Получение послевузовского профессионального образования предусмотрено Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования (пункт 7 статьи 6). Такой формой является интернатура как первичная годичная послевузовская подготовка для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования. Лица, обучающиеся в интернатуре медицинских высших учебных заведений, согласно пункту 1 статьи 18 названного Федерального закона являются слушателями учреждений системы послевузовского профессионального образования. По окончании интернатуры слушателям присваивается квалификация врача-специалиста.

В соответствии с пунктом 2 подраздела 1 "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС, утвержденного Приказом Миндзравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. N 869, содержал квалификационную характеристику должности "врач-интерн", которая была исключена из ЕКС Приказом N 541н. Исключение квалификационной характеристики должности "врач-интерн" произведено не произвольно, а с учетом норм, содержащиеся в пункте 2 статьи 25 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункте 7 статьи 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании".

Миндзравсоцразвития России, осуществляя полномочия по принятию ЕКС, правомерно Приказом от 23 июля 2010 г. N 540 отменил свои Приказы от 6 ноября 2009 г. N 869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 3 марта 2010 г. N 122 "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

Ссылки заявителя на Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденное Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Данный нормативный правовой акт бывшего Союза ССР применяется только в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "Об образовании" и Федеральному закону "О высшем и послевузовском образовании".

В статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 предусмотрено, что врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Вместе с тем, данная норма не свидетельствует о том, что ЕКС должен содержать квалификационную характеристику должности "врач-интерн", поскольку изменились правовые основы интернатуры.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь 194, 195, 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.С.В. о признании недействующими Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 540 "Об отмене Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 3 марта 2010 г. N 122 "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", в части исключения из ЕКС должности врача-интерна, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ