Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 05.04.2010 N ГКПИ10-3 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.6 приложения к Приказу ФСИН РФ от 15.10.2009 N 415 О внесении изменений в Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 N 624"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. N ГКПИ10-3

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Е.Ю., Б.Е.В., П. о признании частично недействующим пункта 3.6 приложения к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Приказ ФСИН России от 13.11.2008 N 624",

установил:

пунктом 3.6 приложения к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 15 октября 2009 г. N 415 пункт 11 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624, изложен в следующей редакции: "11. Гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25 процентов.

В случаях, когда гражданский персонал занят на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени, оплата труда производится в виде доплаты за фактически отработанное время.".

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2009 г., регистрационный номер 15261, опубликован в "Российской газете" от 2 декабря 2009 г.

Б.Е.Ю., Б.Е.В., П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей в части, предусматривающей для гражданского персонала лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 25 процентов при условии занятости на работах с такими лицами 50 процентов и более рабочего времени, а при занятости менее 50 процентов рабочего времени - доплату за фактически отработанное время.

Свои требования заявители мотивировали тем, что относятся к гражданскому персоналу федерального бюджетного учреждения, специально созданного для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, оспариваемые нормативные положения противоречат пункту 2 части 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вводят не предусмотренные этим Законом ограничения на установление 25-процентной надбавки к должностному окладу, вследствие чего снижается размер оплаты их труда при работе с осужденными, больными туберкулезом, менее 50 процентов рабочего времени.

Заявители в судебное заседание, о котором извещены надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Федеральная служба исполнения наказаний в своих возражениях указала на то, что порядок выплаты и размер надбавки к должностным окладам работников, оказывающих противотуберкулезную помощь, определены не названным заявителями Законом, устанавливающим надбавку за работу с инфекционными больными, а специальным Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", во исполнение которого издан оспариваемый нормативный правовой акт.

Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний Ш., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", закрепляющей социальные гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, предусмотрено, что порядок предоставления таких гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого Федерального закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России и ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 утвержден согласованный с Министерством труда и социального развития Российской Федерации Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.

Пунктом 3 первого столбца раздела 5 этого Перечня к числу должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, отнесены сотрудники и работники всех служб, независимо от занимаемой должности, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующие с больными активной формой туберкулеза, у которых контакт с больными активным туберкулезом составляет более 50% процентов рабочего времени. Согласно пункту 3 второго столбца того же раздела указанное положение распространяется на лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы, специально созданные для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 введены с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Подпунктом "в" пункта 2 этого Постановления предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, до 1 сентября 2008 г. утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.

Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Пунктом 11 этого Приказа (в редакции оспариваемого заявителями Приказа от 15 октября 2009 г. N 415) предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 25 процентов гражданскому персоналу, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени, а также доплата за фактически отработанное время гражданскому персоналу, занятому на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени.

Размеры указанных выплат, определенные оспариваемым Приказом, соответствуют размерам выплат компенсационного характера, установленным вышеприведенными нормативными актами, принятыми в развитие статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", предусматривающей меры социальной поддержки работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.

Надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, предусмотренная пунктом 2 части первой статьи 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, на которые ссылаются заявители в обоснование своих требований, имеет иную правовую природу. Данная надбавка не относится к выплатам компенсационного характера, предусмотренным для работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, установлена персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных.

Правомерность выделения из инфекционных больных в отдельную категорию больных туберкулезом и установление работникам учреждений, созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, увеличения должностного оклада в иных размерах в зависимости от режима учреждения и количества осужденных, отбывающих в них наказание, подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N ГКПИ02-522, 523, 529, которым проверена законность Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, предусматривающего такую дифференциацию.

Увеличение должностных окладов работникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, в том числе работникам учреждений, созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, в размерах, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 (в ред. Приказа от 15 октября 2009 г. N 415).

Оспариваемые заявителями изменения, внесенные в пункт 11 указанной Инструкции, не отменяют и не умаляют закрепленные законодательством права работников лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и не противоречат статье 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также изданному в его развитие постановлению Правительства Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Б.Е.Ю., Б.Е.В., П. о признании частично недействующим пункта 3.6 приложения к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Приказ ФСИН России от 13.11.2008 N 624" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ