Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 05.01.1999 N ГКПИ98-714 "Об отказе в удовлетворении жалобы на подпункт в раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 января 1999 г. N ГКПИ 98-714

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в лице

судьи Верховного Суда РФ                             - Федина А.И.
при секретаре                                   - Емельяновой М.А.
с участием прокурора                              - Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михеевой Е.И. на Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10,

установил:

Михеева Е.И. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на подпункт "в" раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (с последующими дополнениями и изменениями) и введенного в действие с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет".

В судебное заседание Михеева Е.И., будучи извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.

Заслушав объяснения представителей Правительства РФ Белякина В.Г., Акишина А.П. и Глущенко И.Я., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу необоснованной, Верховный Суд РФ находит, что жалоба Михеевой Е.И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно обжалованному Михеевой Е.И. положению Списка N 2 право выхода на пенсию на льготных условиях (при наличии других обстоятельств) предусмотрено, в частности, за младшим и средним медицинским персоналом, занятым в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.

По мнению Михеевой Е.И., такая льгота должна быть предусмотрена в отношении среднего и младшего медицинского персонала, занятого как в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях, так и в организационных структурах, не являющихся учреждениями здравоохранения и социального обеспечения либо не состоящих в составе таких учреждений.

В частности, Михеева Е.И. ссылается на то, что около 7 лет она работала в должностях среднего медицинского персонала в лечебно - трудовых мастерских при психоневрологическом диспансере и непосредственно обслуживала больных, страдающих психическими расстройствами, однако лечебно - трудовые мастерские (где работала заявительница) не имели статуса учреждения здравоохранения и социального обеспечения и не входили в состав таких учреждений на правах структурного подразделения, в связи с чем в силу приведенного выше пп. "в" раздела XXIV Списка N 2 ее (заявительницы) работа в лечебно - трудовых мастерских (использующих труд больных, страдающих психическими расстройствами) необоснованно не отнесена к работам с тяжелыми условиями труда, позволяющим в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" уходу на пенсию на льготных условиях.

В обоснование жалобы Михеева Е.И. сослалась также на несоответствие обжалуемого положения нормативного акта ч. II пункта "б" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".

Между тем согласно пункту б) ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст. 10 Закона (гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам).

Как следует из приведенной нормы Закона, никаких критериев для отнесения тех или иных работ к работам с тяжелыми условиями труда законодателем не предусмотрено.

В отличие от ранее действовавшего Закона Союза ССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (ст. 9 этого Закона), предусматривавшего, что список производств, цехов, профессий и должностей (по которому рабочие и служащие, занятые на работах с тяжелыми условиями труда, имели право на пенсию по старости на льготных условиях) должен утверждаться Советом Министров СССР, ныне действующий Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" (ст. 12 Закона) такую конкретную обязанность по составлению и утверждению подобных списков на Правительство Российской Федерации не возложило, однако пунктом 3 Постановления "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совету Министров РСФСР поручено было обеспечить принятие необходимых нормативных актов в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

При таком положении Совет Министров РСФСР вправе был распорядиться о применении на территории России утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 в части списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

То обстоятельство, что в данном списке в подпункте "в" раздела XXIV право на пенсию по возрасту (старости) установлено за работниками (младшим и средним медицинским персоналом), занятыми лишь в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка и не предусмотрено такого права за такими же лицами, якобы обслуживающими психических больных в других организационных структурах (предприятиях), не относящихся к указанным выше учреждениям либо не входящих в состав таких учреждений в качестве структурных подразделений, не может свидетельствовать о нарушении каких-либо установленных законом прав Михеевой Е.И., работавшей (как это следует из ее жалобы) в лечебно - трудовых мастерских, не являющихся учреждениями, перечисленными в пп. "в" раздела XXIV Списка N 2 и не входящих в состав таких учреждений, поскольку такое право за заявительницей не закреплено законом.

Поэтому введение в действие на территории России утвержденного Кабинетом Министров СССР Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, являлось правом, а не обязанностью Совета Министров РСФСР. Следовательно, Совет Министров РСФСР вправе был и не вносить какие-либо изменения и дополнения в пп. "в" раздела XXIV Списка N 2.

Как пояснили в судебном заседании представители Правительства РФ, расширение списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в настоящее время также невозможно в связи с отсутствием в стране соответствующих средств.

Поскольку Михеева Е.И. не представила суду доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что законом за ней предусмотрено право на обязательное включение выполняемой ею работы в лечебно - трудовых мастерских, не входящих в состав указанных в пп. "в" раздела XXIV Списка N 2 учреждений и не являющихся таким учреждением, суд приходит к выводу о необоснованности поданной в суд жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ

решил:

Михеевой Евгении Ильиничне отказать в удовлетворении жалобы на подпункт "в" раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих прав на льготное пенсионное обеспечение" (с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года N 497 и от 9 августа 1991 года N 591) и введенного в действие с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет".

Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.И.ФЕДИН