Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.12.2020 N АКПИ20-704

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 2020 г. N АКПИ20-704

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.И. о признании недействующим приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 июня 2003 г. N 620 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации",

установил:

приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 июня 2003 г. N 620 утверждена Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации.

Гражданин Б.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 июня 2003 г. N 620 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации", ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", нарушает его права и законные интересы, в том числе социальные гарантии на медицинское освидетельствование перед увольнением из таможенных органов.

Как указывает административный истец, в период с 1 марта 2012 г. по 22 мая 2019 г. он проходил службу в Центральной базовой таможне, занимая с 25 января 2017 г. по 22 мая 2019 г. должность начальника отдела боевой и специальной подготовки. Приказом Центральной базовой таможни от 22 мая 2019 г. N 943-к он уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с его заявлением от 13 мая 2019 г., однако позднее просил отозвать это заявление, сделав 22 мая 2019 г. запись на подлиннике приказа о том, что заявление об увольнении написано из-за давления, оказываемого на него начальником Центральной базовой таможни А., с приказом не согласен, положенные выплаты ему не произведены. Обжаловал увольнение в порядке гражданского судопроизводства.

По мнению административного истца, нарушена процедура увольнения работодателем в части ненаправления его в Центральную военно-врачебную комиссию Федеральной таможенной службы (далее также - ЦВВК ФТС России) для медицинского освидетельствования с целью определения категории годности к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент увольнения из Центральной базовой таможни. Работодатель применил приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее также ГТК России) от 4 июня 2003 г. N 620, где в пункте 9 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция) среди задач ЦВВК ГТК России не значится задача по определению категории годности граждан к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент их увольнения с военной службы (приравненной службы), которая содержится в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565. Кроме того, в Инструкции отсутствуют какие-либо задачи для ЦВВК ФТС России, в приложении 2 к Инструкции в графе "Категория граждан, подлежащих освидетельствованию" не значится категория "сотрудники таможенных органов на момент их увольнения из таможенных органов", в бланке направления на медицинское освидетельствование (приложение 3 к Инструкции) не значится причина направления на ЦВВК ГТК России "определение категории годности сотрудников на момент их увольнения из таможенных органов".

В суде административный истец Б.И. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует также статье 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В Положение о военно-врачебной экспертизе вносились многочисленные изменения, однако устаревший оспариваемый нормативный правовой акт не был отменен.

Представитель административного ответчика Федеральной таможенной службы России Т. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, применяется в части, не противоречащей Положению о военно-врачебной экспертизе, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) М. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию и был опубликован в установленном порядке.

Выслушав объяснения административного истца Б.И., представителей административного ответчика ФТС России Т., заинтересованного лица Минюста России М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 июня 2003 г. N 620 об утверждении Инструкции издан в соответствии с пунктом 12 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, наделявшего федеральные органы исполнительной власти полномочиями по определению порядка организации и проведения медицинского освидетельствования, а также требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу.

Оспариваемый нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 23 июля 2003 г., регистрационный номер 4915, опубликован в "Российской газете" 5 августа 2003 г.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе и признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе". Однако отмена вышестоящего нормативного правового акта, во исполнение которого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, издан оспариваемый нормативный правовой акт, не является основанием для признания такого нормативного правового акта недействующим, когда оспариваемый нормативный правовой акт соответствует законодательству в сфере охраны здоровья, о таможенном деле и не нарушает права граждан, состоящих на службе в таможенных органах.

Определяя условия поступления на службу в таможенные органы, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в пункте 4 статьи 6 предусматривает, что требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, которым утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, устанавливающее в пункте 2, что порядок создания военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Инструкция применяется в части, не противоречащей Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, и регламентирует организационные вопросы прохождения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, а также определяет систему функционирования военно-врачебных комиссий.

Определяя правовое положение ЦВВК ГТК России как высшего органа военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, Инструкция одной из задач данного органа называет вынесение и пересмотр заключений ВВК о категории годности к службе в таможенных органах Российской Федерации граждан, проходивших службу в таможенных органах на момент увольнения (абзац 12 пункта 9).

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статье 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" являются несостоятельными. Согласно части 9 данной статьи прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая основания для прекращения службы в таможенных органах, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в подпунктах 8, 9 пункта 2 статьи 48 предусматривает, что сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах, по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.

Основанием для направления сотрудника на ВВК, согласно пункту 2 статьи 38 данного Федерального закона, является непрерывное нахождение в отпуске по болезни в течение четырех месяцев, за исключением отпуска по болезни в связи с ранением (контузией) или увечьем, полученными в связи с исполнением им должностных обязанностей; по истечении указанного срока сотрудник таможенного органа направляется на освидетельствование врачебной комиссией для решения вопроса о его годности к дальнейшей службе.

Сотрудник (по его желанию) может быть направлен на освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию при увольнении со службы в таможенных органах.

Абзац второй пункта 74 Положения о военно-врачебной экспертизе предусматривает, что граждане, проходившие приравненную службу в учреждениях, освидетельствуются на момент увольнения заочно (по документам) независимо от причин и времени увольнения.

Доводы Б.И. о том, что в приложении 2 к Инструкции в графе "Категория граждан, подлежащих освидетельствованию" не значится категория "сотрудники таможенных органов на момент их увольнения из таможенных органов", в бланке направления на медицинское освидетельствование (приложение 3 к Инструкции) не значится причина направления на ЦВВК ГТК России "определение категории годности сотрудников на момент их увольнения из таможенных органов", не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку административный истец, по сути, ставит вопрос об изменении правового регулирования. Между тем внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти относится к исключительной компетенции данного органа и не входит в полномочия суда при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б.И. о признании недействующим приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 июня 2003 г. N 620 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ