Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2008 N КАС08-135 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.02.2008 N ГКПИ07-1259, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 19.07.2005 N 231"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2008 г. N КАС08-135

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хабаева Игоря Александровича о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступления, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 19 июля 2005 года N 231

по кассационной жалобе Хабаева И.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2008 года, которым заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Катыкова Д.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 19 июля 2005 года N 231 утверждена Инструкция об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Государственная регистрация указанного нормативного правового акта осуществлена Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2005 года, регистрационный номер 6947, опубликован в "Российской газете" N 195 2 сентября 2005 года, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 36, 5 сентября 2005 года.

Пунктом 12 приложения N 3 названной Инструкции предусмотрено, что лицо, оформляемое на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, должно ответить на вопрос о привлечении к уголовной ответственности (когда, за что).

Хабаев И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции, указав, что он противоречит действующему законодательству, нарушает его право на личную тайну.

В соответствии с оспариваемым положением он (Хабаев И.А.) должен указать в анкете, когда и за что привлекался к уголовной ответственности. Работодатель и другие лица, через которых будет проходить анкета, будут осведомлены об имевшем факте привлечения его к уголовной ответственности. Согласно части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В силу требований статьи 150 ГК РФ и части 8 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" данные о прежних судимостях являются конфиденциальной информацией, которая должна сохраняться в тайне.

Судом постановлено решение, которым в удовлетворении заявленного требования отказано. В кассационной жалобе Хабаев И.А. просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права. Полагает ошибочным вывод суда о том, что сведения о судимости либо привлечении к уголовной ответственности не относятся к сфере частной жизни лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявления Хабаеву И.А., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые им положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах полномочий, предоставленных Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и не нарушают права граждан.

Проанализировав положения Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", суд сделал обоснованный вывод о том, что для определенной категории лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, установлен механизм контроля (выдача соответствующих заключений).

Работники, имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, или которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Пунктом 3 статьи 10 названного Федерального закона Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков уполномочена выдавать заключения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, в том числе, совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Из Приказа усматривается, что им организована работа по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание оспариваемого положения пункта 12 приложения N 3 должно оцениваться исходя из содержания всего нормативного правового акта, регулирующего порядок оформления и выдачи указанных заключений.

Наличие у гражданина снятой или погашенной судимости не может являться основанием для отказа в выдаче заключения, оспариваемое положение во взаимосвязи с другими положениями нормативного правового акта не содержит положений о необходимости указания сведений о наличии у работника непогашенной или неснятой судимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 892 в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" утверждены Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Пунктом 3 этих Правил определено, что допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, а также включение в трудовой договор (контракт) взаимных обязательств администрации организации и лица, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Гражданин заполняет анкету добровольно, самостоятельно решает, указывать ему или нет запрашиваемые сведения о себе.

Из объяснений представителя Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Катыкова Д.В. в судебном заседании кассационной инстанции усматривается, что анкета - приложение N 3 к Инструкции выдается гражданину совместно с Приказом от 19 июля N 231 и утвержденной этим Приказом Инструкцией, поэтому нет оснований полагать, что пункт 12 приложения N 3 обязывает указывать данные о снятой и погашенной судимости.

Учитывая изложенное нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что оспариваемое положение предусматривает указание в анкете снятой и погашенной судимости.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемая норма не конкретизирована и может быть истолкована по-разному, ошибочен и не может служить поводом к отмене решения суда.

Суд обоснованно не согласился с доводом заявителя о нарушении оспариваемой нормой его прав на неприкосновенность частной жизни и личную тайну, указав, что сведения о судимости либо привлечении к уголовной ответственности не относятся к сфере частной жизни. Положения статьи 150 ГК РФ, на которую ссылается Хабаев И.А. в обоснование своих доводов, к рассматриваемым в данном деле правоотношениям неприменимы.

Неосновательна ссылка в кассационной жалобе на противоречие пункта 12 приложения N 3 Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами (часть 3 статьи 10).

Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хабаева И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.В.ХОМЧИК