Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2008 N КАС08-233 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 03.03.2008 N ГКПИ08-19, которым удовлетворено заявление о признании частично недействующими абзаца 2 пункта 2 и абзаца 3 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 31.05.2005 N 397"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июня 2008 г. N КАС08-233

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Пирожкова В.Н.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и абзаца 3 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 31.05.2005 N 397 "О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы",

по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2008 года, которым удовлетворено заявленное требование.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Федеральной службы исполнения наказаний Дохненко Д.А. и Янгазина Д.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31.05.2005 N 397 "О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы" утверждена Инструкция о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (далее - Инструкция).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2005 года N 6701 и официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 25, 20.06.2005, "Российской газете", N 131, 21.06.2005.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам уголовно-исполнительной системы, содержащимся за счет бюджетного финансирования, устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы и производится в пределах денежных средств, выделенных Федеральной службе исполнения наказаний.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Инструкции при установлении надбавки необходимо объективно и всесторонне учитывать уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд.

Абзацем 3 пункта 2 Инструкции предусмотрено, что сотрудникам, принятым на службу и зачисленным в кадры уголовно-исполнительной системы, надбавка может быть установлена с момента присвоения первого специального звания в размере до 50 процентов с возможным повышением через 3 месяца.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 в части слов "уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе" и абзац 3 пункта 2 в части слов "в размере до 50 процентов с возможным повышением через 3 месяца" Инструкции по тем основаниям, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и нарушают его право на получение денежного довольствия в объеме, установленном федеральным законодательством, так как устанавливают дополнительные условия установления надбавки.

Решением Верховного Суда РФ от 3 марта 2008 года заявление М. удовлетворено.

В кассационной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. При этом в кассационной жалобе указывается, что условия выплаты надбавки, установленные абзацами 2, 3 пункта 2 Инструкции, являются не дополнительными, а основополагающими, неприменение которых ведет к уравнительной системе оплаты труда и противоречит смыслу данной выплаты.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Суд первой инстанции обоснованно сослался в решении на пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", согласно которому денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Из содержания данной нормы следует, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы относится к дополнительным выплатам, которые составляют структуру денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Как следует из ст. 144 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года.

Действующей редакцией абзаца 2 пункта 8 указанного Федерального закона установлено, что дополнительные выплаты сотрудникам состоят из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Таким образом, в отличие от ранее действующей редакции, с 1 января 2005 года абзацем пункта 8 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" установлена не только возможность выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, но и основания ее установления.

Этим же пунктом определено, что Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47 установлены повышенные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы для сотрудников, в т.ч. уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в г. Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, максимальные размеры которых определены в зависимости от должности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно указал, что к условиям назначения ежемесячной надбавки Федеральным законом отнесены состав сотрудников и местности прохождения службы.

В этой связи суд первой инстанции правильно исходил из того, что несмотря на сохранение прежнего названия данной надбавки, поменялось ее назначение и одновременно были определены критерии для ее выплаты. Введение дополнительных критериев, таких как уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы по отношению к служащим одного состава, проходящим службу в одной местности, Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" не предусмотрено.

Также ни указанный Федеральный закон, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47 не ставят возможность установления, уменьшения или прекращения выплаты данной надбавки в зависимости от стажа службы.

Оспариваемый (в части) нормативный правовой акт был принят, как следует из его преамбулы, во исполнение Федеральных законов от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также абзац 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ определяют, что целью увеличенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы в натуральной форме.

Это же подтверждается и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".

Абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ устанавливает, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Суд правильно отметил в решении, что законодатель, отменяя для всех категорий служащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий служащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.

Таким образом, каких-либо разграничений в выплате данной надбавки по иным, кроме установленных абзацем 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", не предусмотрено.

При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда о том, что оспоренные положения абзацев 2, 3 пункта 2 Инструкции противоречат абзацу 2 пункта 8 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона, в связи с чем подлежат признанию недействующими.

В кассационной жалобе ФСИН России указала, что понятие состав сотрудников включает в себя перечень должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, для каждой из которых предусмотрена должностная инструкция. Данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности решения, поскольку суд правильно исходил из того, что должность (как критерий) должна учитываться, поскольку это понятие входит в состав понятия состав сотрудников.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.Н.ПИРОЖКОВ