Приказ Роструда от 17.12.2021 N 393
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2021 г. N 393
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА НА 2022 ГОД
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 284-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2022 год согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.
Руководитель
М.Ю.ИВАНКОВ
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 17.12.2021 г. N 393
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, НА 2022 ГОД
I. Общие положения
1. Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2022 год (далее - Программа профилактики рисков причинения вреда) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 284-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, в целях организации проведения в 2022 году мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Программа профилактики рисков причинения вреда определяет цели и задачи проведения профилактических мероприятий, содержит анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристику проблем, на решение которых направлена Программа профилактики рисков причинения вреда, определяет перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, а также показатели результативности и эффективности профилактических мероприятий.
II. Цели и задачи реализации
Программы профилактики рисков причинения вреда
3. Реализация Программы профилактики рисков причинения вреда преследует достижение следующих целей:
- предупреждение нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, путем создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения;
- предотвращение или снижение риска причинения вреда и уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, формирование модели социально ответственного, добросовестного правового поведения работодателей, минимизация потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований;
- повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
4. Задачами реализации Программы профилактики рисков причинения вреда являются:
- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников при осуществлении государственного контроля;
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности.
III. Анализ текущего состояния федерального государственного
контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, описание текущего развития профилактической
деятельности, характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа профилактики рисков причинения вреда
5. В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 (далее - Положение о контроле) предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, гострудинспекции) в рамках возложенных на них полномочий.
Согласно пункту 8 Положения о контроле объектом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового, права являются:
а) деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2020 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было проведено 69 895 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 53,2% меньше, чем в 2019 году.
Основаниями для проведения проверок являлись:
- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 6 478, что составляет 9,2% от общего количества проведенных проверок;
- заявления (обращения) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) - 47 949, что составляет 68,6% от общего количества проведенных проверок;
- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 8 753, что составляет 12,5% от общего количества проведенных проверок;
- приказы (распоряжения) руководителя гострудинспекции, изданные в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 3 177, что составляет 4,5% от общего количества проведенных проверок.
В 2020 году наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходился на организации, осуществляющие деятельность в сфере:
- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 14,2%;
- строительства - 12,7%;
- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 11,5%;
- обрабатывающего производства - 8,5%;
- образования - 5,0%;
- транспорта - 4,8%;
- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 4,8%;
- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 3,5%;
- добыча полезных ископаемых - 2,2%;
- других видов экономической деятельности - 32,5%.
Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке в 2020 году было проведено 3 523 проверки или 5,0% от общего количества проведенных проверок, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составляют 95,0% от общего количества проведенных проверок.
В ходе проведенных в 2020 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 178,2 тысяч нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Общее количество выявленных в 2020 году нарушений составило 57,7% от количества нарушений, выявленных в 2019 году. В среднем в ходе одной проверки в 2020 году было выявлено 2,5 нарушения, что практически осталось на уровне показателя 2019 года (было 2,3).
Анализ результатов надзорной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:
- износ и старение на ряде предприятий основных производственных фондов;
- не в полном объеме финансирование работодателями мероприятий по охране труда (в т.ч. проведения необходимых обучений и проверок знаний в учебных центрах руководителей и работников по обучению безопасным методам и приемам работ на высоте);
- нестабильное финансовое состояние организаций (отсутствие заказов и прекращение работы предприятий, применение процедур банкротства);
- непринятие работодателями действенных мер воздействия к нарушителям требований трудового законодательства.
На фоне социально-экономических потрясений, невозможности прогнозирования спроса и предложений, политико-экономических санкций, финансово-экономические причины являются лидирующими среди причин нарушений со стороны работодателя требований трудового законодательства.
В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в ходе проведенных в 2020 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве работодателям было выдано более 37,1 тысяч обязательных для исполнения предписаний, что составило 53,3% от уровня 2019 года.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло снижение на 69,5% количества случаев привлечения к административной ответственности в виде штрафа лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.
В 2020 году сохраняется тенденция высокого количества привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, в виде предупреждения.
Так в 2020 году государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок были приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений на 34 044 виновных лица, включая субъекты малого предпринимательства - 4 265, что составляет 12,5% от общего количества вынесенных предупреждений, и субъекты среднего предпринимательства - 980.
За 2020 год государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 98,7 тыс. виновных лиц.
6. В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2020 году Рострудом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований:
- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при обращении представителей контролируемых лиц в Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения
7. В рамках профилактической деятельности Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в 2022 году планируется проведение следующих профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
8. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
В рамках профилактики рисков причинения вреда Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством размещения соответствующих сведений:
- на официальном сайте Роструда;
- через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии);
- в средствах массовой информации.
Профилактическое мероприятие в виде информирования предполагает размещение большого количества информационных материалов, что позволяет достичь такого эффекта, как повышение правовой грамотности контролируемых лиц, формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица.
В связи с тем, что размещаемая на официальном сайте Роструда информация является общедоступной, у всех контролируемых лиц появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвратить возможные нарушения обязательных требований.
9. В соответствии с пунктом 18 Положения о контроле обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении данного профилактического мероприятия Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации проводится анализ и обобщение следующей информации:
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых как с взаимодействием с контролируемыми лицами, так и без такого взаимодействия, включая случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, данные Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, других учетных регистров и систем;
- результаты рассмотрения поступивших в Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации обращений граждан, организаций, информации от иных органов власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований;
- результаты обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) Роструда и его должностных лиц, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
- результаты аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований и (или) проведении мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Полученная информация проверяется на логичность и непротиворечивость, группируется соответственно структурным единицам будущего доклада о правоприменительной практике, обрабатывается статистическими методами в сравнении с плановыми показателями и аналогичными показателями прошлого года.
По итогам обобщения правоприменительной практики подготавливается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом практики территориальных органов.
Утвержденный доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Роструда.
Профилактическое мероприятие в виде обобщения правоприменительной практики является эффективным, так как позволяет контролируемым лицам получить доступную и сводную информацию о сложившейся практике применения обязательных требований, выявляемых нарушениях, возможные результаты обжалования решений контрольных (надзорных) органов.
10. В соответствии с пунктом 21 Положения о контроле предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, указанных в пункте 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, должностными лицами Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, выявившим данные основания, формируется мотивированное представление (служебная записка) с описанием обстоятельств и предложением об объявлении предостережения, на основании которого контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявление предостережения как профилактическое мероприятие является достаточно эффективным, так как контролируемое лицо может получить информацию (не в рамках контрольного (надзорного) мероприятия) об имеющихся и возможных у него нарушениях, а самое главное, устранить нарушения или причины, которые могут привести к таким нарушениям.
Проведение данного профилактического мероприятия позволяет контролируемым лицам предупредить или прекратить совершение нарушений обязательных требований, получить информацию о наличии признаков возможных нарушениях, которые ими могут быть совершены, и исключить их. При этом контрольный (надзорный) орган при проведении данного вида профилактических мероприятий может достичь эффекта в виде снижения количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации, а также снижения нагрузки на контрольные (надзорные) органы и расходов на контрольную (надзорную) деятельность.
11. В соответствии с пунктом 25 Положения о контроле должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии с положениями статьи 50 Закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляться должностными лицами Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по обращениям контролируемых лиц, их представителей:
1) в устной форме:
- по телефону,
- посредством видео-конференц-связи,
- на личном приеме,
- в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
2) в письменной форме.
Должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);
б) порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) гарантии и защита прав контролируемых лиц;
г) эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
д) исполнение решений контрольных (надзорных) органов.
Использование консультирования, как вида профилактического мероприятия, имеет ряд преимуществ, среди которых удобство получения информации в связи с возможностью использования различных способов: телефон, видео-конференц-связь, личный прием, возможность получения информации в любое время, а также экономия времени.
12. В соответствии с пунктом 31 Положения о контроле профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Роструда или государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.
В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
- об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска;
- об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
- о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит является эффективным способом выявления факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определения способов устранения или снижения рисков и их реализация.
13. Информация об основаниях для проведения каждого вида профилактического мероприятия, а также эффективность проведения каждого вида профилактического мероприятия, ожидаемый результат от его проведения представлены в Таблице N 1.
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2022 год представлен в приложении N 1 к Программе профилактики рисков причинения вреда.
Таблица N 1
Вид профилактического мероприятия (далее - ПМ) |
Основания для проведения ПМ (примеры проблем, которые позволит решить проведение ПМ) |
Эффективность проведения ПМ, ожидаемый результат проведения ПМ |
Информирование |
1) правовая неграмотность контролируемых лиц; 2) отсутствие единообразной и актуальной информации у контролируемых лиц, приводящей к нарушению обязательных требований (далее - ОТ); 3) недостаточная информированность контролируемых лиц |
1) формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица; 2) у контролируемого лица появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвращать возможные нарушения обязательных требований; 3) повышение правовой грамотности контролируемого лица |
Обобщение правоприменительной практики |
1) правовая неграмотность контролируемых лиц; 2) отсутствие единообразной и актуальной информации у контролируемых лиц, приводящей к нарушению обязательных требований (далее - ОТ); 3) недостаточная информированность контролируемых лиц; 4) отсутствие единообразных подходов к применению контрольными (надзорными) органами обязательных требований; 5) наличии пробелов в законодательстве о федеральном государственном контроле (надзоре); 6) обязательные требования теряют актуальность в связи с изменением законодательства |
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом обязательных требований законодательства о федеральном государственном контроле (надзоре); 2) выявление типовых нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений; 3) подготовка предложений об актуализации обязательных требований; 4) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) |
Объявление предостережения |
1) наличие сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований; 2) наличие сведений о признаках нарушений обязательных требований; 3) наличие сведений об отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
1) предупреждение совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований; 2) информирование контролируемых лиц о возможных нарушениях, которые ими могут быть совершены; 3) снижение количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации; 4) снижение нагрузки на контрольные (надзорные) органы, а также расходов на контрольную (надзорную) деятельность; 5) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований |
Консультирование |
Наличие у контролируемых лиц вопросов, связанных с: 1) организацией и осуществлением государственного контроля (надзора); б) порядком организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) гарантий и защиты прав контролируемых лиц; г) эффективными средствами и методами соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям; д) исполнением решений контрольных (надзорных) органов |
1) оперативное получение контролируемыми лицами информации об осуществлении государственного контроля (надзора); 2) экономия времени на поиск информации; 3) исключение нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) со стороны контролируемых лиц; 4) повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности |
Профилактический визит |
Обязательные профилактические визиты проводятся если: а) объекты контроля отнесены к категориям высокого и значительного риска; б) контролируемые лица приступают к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом |
1) информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска; 2) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований; 3) снижение количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации; 4) снижение нагрузки на контрольные (надзорные) органы, а также расходов на контрольную (надзорную) деятельность; 5) контрольный (надзорный) орган может получать информацию о явной непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или о причинении такого вреда (ущерба), а также оперативно принимать решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия |
V. Показатели результативности и эффективности Программы
профилактики рисков причинения вреда
14. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий включает оценку удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которая осуществляется посредством социологического исследования, опросов, изучения мнения работодателей.
Оценка результативности и эффективности профилактических мероприятий осуществляется Рострудом посредством проведения опроса представителей контролируемых лиц по следующим направлениям:
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц при проведении Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации контрольно-надзорных мероприятий;
- понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование всеми участниками контрольно-надзорной деятельности;
- снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
- четкое дифференцирование случаев, в которых целесообразно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки;
- вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации;
- повышение уровня доверия контролируемых лиц к Роструду и государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда представлены в приложении N 2 к Программе профилактики рисков причинения вреда.
Приложение N 1
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, на 2022, утвержденной
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от 17 декабря 2021 г. N 393
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА НА 2022 ГОД
N |
Наименование мероприятия |
Содержание мероприятия |
Сроки реализации мероприятия |
Ответственное за реализацию мероприятия структурное подразделение и (или) должностное лицо |
1. |
Информирование |
Размещение на официальном сайте сети "Интернет" и актуализация: - текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о сроках и порядке их вступления в силу; - перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; - руководства по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; - перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - утвержденных проверочных листов для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; - исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; - сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения/изменения |
Управление осуществления федерального надзора в сфере труда, территориальные органы Роструда |
Размещение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2023 год |
В течение 5 рабочих дней со дня утверждения программы профилактики |
Управление осуществления федерального надзора в сфере труда |
||
Размещение доклада о правоприменительной практике по результатам осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Не позднее 1 июня 2022 года |
Управление осуществления федерального надзора в сфере труда |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Подготовка доклада о правоприменительной практике по результатам осуществления государственного контроля (надзора) (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Не позднее 1 июня 2022 года |
Управления осуществления федерального надзора в сфере труда |
3. |
Объявление предостережения |
Направление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Не позднее 30 дней со дня появления оснований, предусмотренных действующим законодательством |
Управления осуществления федерального надзора в сфере труда, территориальные органы Роструда |
4. |
Консультирование |
Проведение консультаций по вопросам: - организации и осуществления государственного контроля (надзора); - порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий; - гарантий и защиты прав контролируемых лиц; - эффективных средств и методов соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям; - исполнения решений контрольных (надзорных) органов. |
Постоянно по мере обращения контролируемых лиц и их представителей; - при личном обращении, по телефону за консультированием по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) - 15 минут с момента соединения с оператором; - при письменном обращении за получением разъяснений - 30 дней с момента регистрации заявления о получении разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора); - при направлении заявления через официальный сайт Роструда или сайты территориальных органов Роструда - 30 дней с момента регистрации заявления в электронном виде |
Управления осуществления федерального надзора в сфере труда, территориальные органы Роструда |
5. |
Профилактический визит |
Проведение профилактического визита: 1. обязательного в отношении: - объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска; - контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом; 2. по инициативе контролируемого лица |
1. в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья или смертельным исходом: - по мере получения информации от других контрольных (надзорных) органов о факте начала деятельности; - на следующий календарный год после начала деятельности 2. в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска: - ежегодно; 3. в случае инициативы контролируемого лица: - не позднее 30 календарных дней с момента поступления обращения контролируемого лица |
Управление осуществления федерального надзора в сфере труда, территориальные органы Роструда |
Приложение N 2
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, на 2022, утвержденной
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от "__" _______ 2021 г. N ___
ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ
ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ
ТРУДОВОГО ПРАВА НА 2022 ГОД
N |
Наименование показателя |
Обоснование |
Источник информации |
1 |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
Показатели устанавливаются по всем видам проводимых профилактических мероприятий |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
2 |
Доля профилактических мероприятий от общего объема контрольной (надзорной) деятельности, % |
Рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий к общему количеству контрольных (надзорных) мероприятий за год |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
3 |
Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Показатель устанавливается за отчетный период на основании данных учета, так как в отношении одного субъекта могут быть проведены различные профилактические мероприятия |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
4 |
Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
5 |
Предотвращенный ущерб в результате проведения профилактических мероприятий |
Показатель устанавливается в млн руб. Применяется, если возможно обеспечение прекращения дальнейшего причинения вреда (ущерба) и ликвидации последствий таких нарушений в денежном выражении |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
6 |
Охват целевой аудитории (граждан и (или) подконтрольных (поднадзорных) субъектов), контактировавшей с профилактическими материалами |
Устанавливаются показатели, характеризующие количественные параметры ознакомления граждан и (или) подконтрольных (поднадзорных) субъектов с профилактическими материалами |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
7 |
Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, как вида профилактического мероприятия, ед. |
Устанавливаются показатели, характеризующие количественные параметры предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, как вида профилактического мероприятия |
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий |
8 |
Количество проведенных профилактических визитов, ед. |
Устанавливаются показатели, характеризующие количественные параметры данного вида профилактического мероприятия |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
9 |
Количество проведенных консультирований, ед. |
Устанавливаются показатели, характеризующие количественные параметры данного вида профилактического мероприятия |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
10 |
Средняя продолжительность одного профилактического мероприятия |
Определяется на основании данных учета по тем видам мероприятий, которые имеют длительный характер |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |
11 |
Сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий и при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей, % |
показатель определяется по отношению к показателю количества контрольных (надзорных) мероприятий предыдущего года, в случае увеличения в текущем году количества профилактических мероприятий по сравнению с предыдущим |
Организованная система учета в контрольном (надзорном) органе, в том числе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, АСУ КНД, иные формы учета профилактических мероприятий |