Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Роструда от 17.01.2022 N 46-ПР

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 17 января 2022 г. N 46-ПР

Федеральная служба по труду и занятости, во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного Межведомственной рабочей группой по вопросу восстановления рынка труда (протокол N 16 от 3 декабря 2021 года), направляет Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации для использования в работе.

Д.А.ВАСИЛЬЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТЕНЕВОЙ

ЗАНЯТОСТИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (пункт 2 раздела 1 протокола от 3 декабря 2021 г. N 16), в целях организации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на территории субъекта Российской Федерации.

2. Для координации действий по снижению теневой занятости в субъекте Российской Федерации создается межведомственная комиссия по противодействию теневой занятости и легализации трудовых отношений (далее - Комиссия) с привлечением органов власти субъекта Российской Федерации, представителей органов прокуратуры, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, государственных внебюджетных фондов, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, а также иных заинтересованных структур.

Возможно возложение указанных функций на действующий коллегиальный орган в субъекте Российской Федерации с соответствующим расширением необходимого круга участников.

3. В целях реализации Плана мероприятий в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации создаются муниципальные рабочие группы (далее - рабочая группа).

4. Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и утверждение Комиссией плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъекте Российской Федерации (далее - План мероприятий), а также дальнейшую актуализацию Плана мероприятий (при необходимости).

В План мероприятий включаются меры, направленные на профилактику, выявление и пресечение фактов осуществления трудовой деятельности с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, включая в том числе проведение информационно-разъяснительной работы с работодателями и гражданами по вопросам реализации Плана мероприятий.

5. На основе установленного Минтрудом России ежегодного целевого показателя по выявлению теневой занятости в субъекте Российской Федерации (далее - Целевой показатель) решением Комиссии устанавливаются соответствующие целевые показатели для органов власти, входящих в состав Комиссии и рабочих групп муниципальных образований. Комиссия обеспечивает мониторинг достижения Целевого показателя.

6. Возможный основной функционал Комиссии:

определение основных отраслей, для которых в наибольшей степени возможен риск возникновения теневой занятости в субъекте Российской Федерации, например: торговля, услуги (клининг, охрана, бытовые, транспортные, гостиничные, авторемонт и др.), общественное питание, строительство, сельское хозяйство;

выявление на территории субъекта Российской Федерации хозяйствующих субъектов с признаками теневой занятости, используя информацию из различных источников, в том числе данные: Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственной инспекции труда, заявления и обращения граждан;

координация деятельности членов Комиссии для реализации утвержденного Плана мероприятий и достижению установленного Целевого показателя;

инициирование совместных профилактических мероприятий в местах массовой торговали, ремонта и техобслуживания транспортных средств, строительных площадок и др. в целях выявления граждан, работающих без оформления трудовых отношений, договоров ГПХ, либо без оформления соответствующего статуса (ИП, самозанятость);

организация межведомственного обмена данными о возможных факторах риска наличия теневой занятости с использованием:

- информации Отделения Пенсионного фонда РФ о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы, а также о плательщиках, представляющих отчетность с нулевыми начислениями по заработной плате, имеющих задолженность по уплате страховых взносов;

- информации Регионального отделения Фонда социального страхования о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы, имеющих задолженность по уплате страховых взносов;

- информации Управления Федеральной налоговой службы о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы, а также о хозяйствующих субъектах, не исполняющих обязанность по исчислению и перечислению НДФЛ;

- информации территориальных органов социальной защиты и центров занятости населения о работодателях, выплачивающих заниженную заработную плату и т.д.;

проведение анализа и сопоставления получаемой информации, направление соответствующих данных в рабочие группы для принятия соответствующих мер и организации адресной работы с работодателями;

заслушивание на заседании Комиссии руководителей и представителей хозяйствующих субъектов в соответствии с критериями и признаками возможных рисков наличия теневой занятости;

формирование плана мероприятий, направленных на обеспечение пропагандистской деятельности с целью формирования негативного отношения общества к теневой занятости, особенно в молодежной среде, информирование широких слоев общественности и работодателей о негативных последствиях существования нелегальных трудовых отношений;

контроль за деятельностью рабочих групп в рамках реализации утвержденного Плана мероприятий и достижения установленного Целевого показателя;

обеспечение мониторинга работы субъекта Российской Федерации по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений, проведения сверки данных по хозяйствующим субъектам и лицам, полученным по результатам проведенной работы.

7. Возможный функционал рабочей группы:

выявление на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов с признаками теневой занятости;

проведение профилактических визитов в хозяйствующие субъекты, в которых выявлены признаки теневой занятости с возможностью привлечения сотрудников соответствующих муниципальных структур, представителей региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

проведение профилактических визитов, направленных на выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность без соответствующего оформления;

приглашение руководителя хозяйствующего субъекта с признаками теневых трудовых отношений на заседание муниципальной рабочей группы;

заслушивание руководителя хозяйствующего субъекта с признаками теневой занятости, предложение руководителю хозяйствующего субъекта самостоятельно (добровольно) в определенный срок оформить трудовые отношения работников, а в случае выявления фактов искусственного занижения уровня заработной платы (выплаты части заработной платы "в конверте") провести необходимые изменения в системы трудовых отношений и оплаты труда данного хозяйствующего субъекта;

проведение сверки данных, полученных в результате ведения индивидуального учета закрепляемости на рабочих местах работников, с которыми оформлены трудовые отношения в ходе реализации мер по снижению теневой занятости:

- обязанность работодателя считается исполненной в случае наличия отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

- в случае отказа работодателя оформить трудовые отношения в установленный срок или в случае их длительного не оформления, документы передаются в Комиссию, которая на основе протокольного решения направляет соответствующие материалы в Государственную инспекцию труда (ГИТ) для принятия мер инспекторского реагирования.

8. Для обеспечения работы Комиссии и рабочей группы целесообразно установить признаки теневой занятости, характерные для рынка труда субъекта Российской Федерации. Одновременно с этим рекомендуется использовать следующие признаки:

а) Несоответствие заявленной в ФНС России численности работников объему услуг / наличию онлайн-касс.

Получение от налоговых органов сведений об организациях, у которых заключены государственные/муниципальные контракты на объемы предоставляемых услуг (человеко-часы, нормы обслуживания), не соответствующие численности работников, указанных в отчетности в налоговые органы.

Получение от налоговых органов сведений о лицах, работающих на онлайн-кассах, по которым предприятиями не производились отчисления в государственные фонды.

б) Несовпадение информации ЦЗН и ПФР о трудовой деятельности гражданина.

Получение информации от ЦЗН о работодателях, с расхождениями по внесению записей в трудовые книжки работников о периоде работы, при отсутствии сведений о страховом стаже работника в органах ПФР.

б) Оказание услуг гражданином, не имеющим соответствующего статуса.

Мониторинг объявлений в СМИ, на "платформах" об оказании услуг на предмет наличия у исполнителя услуг статуса ИП или самозанятого.

в) Массовые обращения за социальными пособиями работников одной организации, с низким доходом.

Низкий доход членов семьи претендующих на социальные пособия, занятых в определенной организации, когда обращение работников данной организации носит массовый характер. Особенно при указании работы на неполную ставку. Запрашиваются документы по режиму работы организации (магазина, гостиницы и т.д.), графики работы, штатное расписание.

г) Не заключение трудовых договоров / заключение договоров на неполный день при установлении факта полной занятости.

В ходе проведения внеплановых проверок установление фактов незаключенных трудовых договоров или заключение их на неполную ставку при фактической занятости в течение рабочего дня (общепит, торговля, гостиничный бизнес, автомойки, автомобильный сервис и др.).

д) Наличие объемов работ, не соответствующих заявленной численности ЛПХ.

Обработка земельных участков большой площади, и (или) выращивания и (или) выпаса стада большого количества животных.

Выявление наемных работников в ЛПХ проводится в рамках взаимодействия с главами сельских муниципальных образований и внебюджетными фондами.

е) Заявляемые вакансии ниже минимальной заработной платы.

Анализ информации, поступившей из различных источников, и выявление работодателей, заявивших вакансии с заработной платой ниже МРОТ, или заработной платой существенно ниже чем по соответствующим профессионально-квалификационным группам работников в субъекте Российской Федерации, дальнейшее направление списков на рассмотрение в рабочую группу по снижению теневой занятости.

ж) Уплачиваются страховые взносы с заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте;

з) Произошло значительное снижение среднесписочной численности работников по сравнению с предыдущим годом с учетом финансово-хозяственной деятельности и экономической ситуации у работодателя;

и) Несоответствие количества транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров (маршрутные автобусы, такси), грузов и численности работников согласно представленным сведениям о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и/или расчетам сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ;

к) Имеются заказы или подрядные работы, оформленные на самозанятых граждан или ИП, которые ранее были работниками данного работодателя.

9. Для выявления рисков наличия неформальной занятости в хозяйствующих субъектах целесообразно использовать следующие факторы, свидетельствующие о наличии трудовых отношений с работником:

- устойчивый и стабильный характер этих отношений;

- подчиненность и зависимость труда;

- выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;

- наличие дополнительных гарантий работнику, помимо установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения;

- интегрированность работника в организационную структуру работодателя;

- признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;

- оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;

- осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов;

- предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем, за исключением предоставления в аренду неиспользуемого имущества и оборудования;

- оформленный постоянный пропуск на территорию работодателя;

- журнал регистрации прихода-ухода работников на работу;

- документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку;

- договор о полной материальной ответственности работника;

- расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств;

- путевые листы, заявки на перевозку груза;

- акты о выполненных работах;

- журнал посетителей;

- документы по охране труда.

10. В субъекте Российской Федерации рекомендуется создание телефона "горячей линии" (электронного адреса, аккаунта в социальных сетях и др.), размещение в зданиях администраций, ЦЗН "почты доверия" для граждан, которые могут сообщить о фактах нарушения оформления трудовых отношений в хозяйствующих субъектах, а также "телефона доверия" для работодателей, сообщающих о фактах недобросовестной конкуренции в отрасли, допускаемой хозяйствующими субъектами с использованием механизмов "теневой" занятости. Необходима организация информирования о наличии данных ресурсов и популяризация их использования.

13. В субъекте Российской Федерации необходима организация мониторинга региональных и местных средств массовой информации и рекрутинговых площадок с целью получения информации о количестве объявлений по найму с разделением по сферам деятельности (ремонтные работы, строительство, репетиторские услуги и обучение, перевозки и т.п.) для дальнейшей организации проверок инспекцией труда или прокуратурой в зависимости от выявленной информации.

14. Уполномоченный орган инициирует проработку возможности стимулирования работодателей к снижению теневой занятости путем проработки критериев отбора предприятий и индивидуальных предпринимателей для оказания государственной поддержки за счет средств регионального бюджета, в том числе: уровень заработной платы выше средней заработной платы в регионе, участие в отраслевых хартиях по противодействию теневой занятости.

15. Уполномоченный орган обеспечивает представление в Роструд данных мониторинга легализации теневой занятости в субъекте Российской Федерации по форме и в сроки, установленные Рострудом.

16. Уполномоченный орган обеспечивает проведение регулярной сверки данных с территориальными органами Федеральной налоговой службы с целью подтверждения факта начисления налогов и сборов по легализованным лицам, а также направления акта сверки (содержащего, в том числе информацию о количестве граждан, по которым подтверждено начисление установленных налогов и сборов из общего количества легализованных граждан в отчетном периоде) в Роструд по установленной форме.