Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Роструда от 07.05.2020 N 1349-ТЗ "О направлении Методических рекомендаций по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 7 мая 2020 г. N 1349-ТЗ

Во исполнение поручения Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова от 4 мая 2020 года N 74 Федеральная служба по труду и занятости направляет Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 634) (далее - Временные правила, Методические рекомендации).

Методические рекомендации доработаны с учетом опыта практической работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы службы занятости), по признанию граждан безработными в дистанционном режиме, анализа представленных органами службы занятости предложений по совершенствованию положений Временных правил, позиций Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рекомендуем органам службы занятости населения в работе по регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, руководствоваться данными Методическими рекомендациями взамен ранее направленных (письмо Роструда от 30 апреля 2020 года N 676-ПР).

М.Ю.ИВАНКОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЛУЖБЫ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ

РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ

И В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ, А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ

В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации определяют правила работы государственных учреждений службы занятости населения (далее - центры занятости населения), осуществляющих дистанционный режим работы, в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 (далее - Временные правила).

2. В период действия Временных правил статья 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный приказом Минтруда России от 13 ноября 2012 г. N 524н, и Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н, применяются с учетом особенностей, установленных Временными правилами.

3. Документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в центры занятости населения заявителями не предоставляются.

Сведения, содержащиеся в указанных документах, центры занятости населения получают в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), а также информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - ИАС ОБВ "Работа в России").

4. Подбор гражданину подходящей работы осуществляется центром занятости населения с учетом ограничений, введенных на территории субъекта Российской Федерации на период распространения коронавирусной инфекции, в том числе на транспортное перемещение граждан на территории проживания (пребывания) гражданина, а также с учетом возможности организации собеседования работодателей с гражданином в нерабочие дни.

5. Введение на период распространения коронавирусной инфекции режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации либо иных ограничений на территории Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации и/или территории проживания (пребывания) гражданина признаются уважительной причиной неявки в центр занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных (в случае необходимости явки).

Предоставление гражданами документов, подтверждающих наличие указанных уважительных причин, не требуется.

II. Порядок представления гражданином заявления

о предоставлении государственной услуги по содействию

в поиске подходящей работы

6. Заявление в электронной форме и резюме (документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую информацию, требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу) подается гражданином с использованием подсистемы "Личный кабинет соискателя" ИАС ОБВ "Работа в России" (далее - Личный кабинет соискателя) и (или) личного кабинета Единого портала.

Заявления в электронной форме, представленные через Единый портал, отображаются в Личном кабинете центра занятости населения субъекта Российской Федерации в ИАС "Работа в России" (далее - Личный кабинет службы занятости) и обрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями. Гражданину, представившему заявление в электронной форме с использованием Единого портала, автоматически посредством электронной почты направляется уведомление о необходимости взаимодействия с центром занятости населения посредством ИАС ОБВ "Работа в России". Личное посещение гражданином центра занятости населения не требуется.

В случае личного посещения гражданином центра занятости населения в целях содействия в поиске подходящей работы работник центра занятости населения помогает заявителю оформить заявление в электронной форме с использованием Личного кабинета соискателя.

При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) работник центра занятости населения оказывает гражданину содействие по ее подтверждению на основании взаимодействия с соответствующими организациями, в том числе с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и обеспечения в дальнейшем дистанционного режима работы с гражданином.

7. Гражданин, уволенный после 1 марта 2020 г. и имеющий ребенка в возрасте до 18 лет, факт рождения которого зарегистрирован компетентным органом иностранного государства, вместе с заявлением в электронной форме представляет в центр занятости населения документы (электронные образы документов и (или) документы в электронной форме), подтверждающие факт рождения ребенка и его регистрации компетентным органом иностранного государства.

Гражданин, уволенный после 1 марта 2020 г. и являющийся усыновителем, приемным родителем или опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 18 лет, вместе с заявлением в электронной форме представляет в центр занятости населения документы (электронные образы документов и (или) документы в электронной форме), подтверждающие факт усыновления ребенка, проживания ребенка в приемной семье или установления опеки (попечительства) над ребенком.

Уведомление такому гражданину о предоставлении указанных документов направляется работником центра занятости населения, осуществляющим обработку заявления, с использованием подсистемы "Личный кабинет органа службы занятости населения субъекта Российской Федерации" ИАС ОБВ "Работа в России" путем перевода заявления в статус "Сведений недостаточно" с указанием в поле "Комментарии" точных наименований необходимых сведений и адреса электронной почты для направления.

8. Вход в Личный кабинет соискателя осуществляется гражданином с использованием подтвержденной учетной записи в ЕСИА.

9. Перечень сведений, указываемых гражданином в заявлении в электронной форме и используемых центром занятости населения для регистрации гражданина в целях содействия в поиске подходящей работы, приведены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

10. В случае, если в заявлении в электронной форме гражданином не указаны сведения о том, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", то такое заявление не принимается, с уведомлением гражданина в автоматическом режиме о невозможности принять заявления.

11. В случае успешной подачи заявления в электронной форме в Личном кабинете соискателя по данному заявлению указывается статус "Принято".

Новое заявление в электронной форме может быть подано гражданином только после рассмотрения (принятия центром занятости решения) и (или) отзыва гражданином ранее поданного заявления в электронной форме.

12. В любой момент после подачи заявления в электронной форме и до момента принятия центром занятости населения решения по указанному заявлению гражданин вправе отозвать заявление в электронной форме. Отзыв заявления в электронной форме считается отказом гражданина от предоставления государственной услуги, признания безработным и получения пособия по безработице.

В случае успешного отзыва заявления в электронной форме в Личном кабинете соискателя по данному заявлению указывается статус "Заявление отозвано".

После отзыва заявления в электронной форме гражданин имеет право направить новое заявление в электронной форме.

13. После подачи заявления в электронной форме и до момента принятия центром занятости населения решения по указанному заявлению гражданин вправе дополнить и (или) изменить сведения, указанные в заявлении в электронной форме.

В целях внесения в заявление в электронной форме дополнений и (или) изменений гражданин обращается в центр занятости населения по каналам телефонной связи, а центр занятости населения с использованием подсистемы "Личный кабинет органа службы занятости населения субъекта Российской Федерации" ИАС ОБВ "Работа в России" (далее - Личный кабинет центра занятости населения) переводит соответствующее заявление в электронной форме в статус "Дозаполнение/редактирование сведений". В этом случае в поле "Комментарий" указывается, что заявление переведено в данный статус по инициативе гражданина, а также гражданин информируется о том, что 11-дневный срок принятия решения о признании его безработным и назначении пособия будет отсчитываться со дня представления откорректированного заявления.

После завершения гражданином дополнения и (или) изменения сведений в заявлении в электронной форме в Личном кабинете соискателя по данному заявлению вновь присваивается статус "Принято", при этом исчисление 11-дневного срока принятия решения о признании гражданина безработным и назначении пособия начинается со дня присвоения статуса.

14. Заявление в электронной форме рассматривается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее дня, следующего за днем подачи заявления в электронной форме (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней).

15. Получение заявления в электронной форме является основанием для принятия центром занятости населения решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, предоставления государственной услуги в части содействия гражданам в поиске подходящей работы и принятия решения о признании трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным.

16. В ходе рассмотрения заявления в электронной форме центр занятости населения может уведомить гражданина о необходимости дополнения и (или) корректировки сведений, указанных в заявлении в электронной форме, в том числе в случае выбора гражданином центра занятости населения, не расположенном по месту его жительства.

В этом случае в поле "Комментарии" указывается, какие данные и в каких полях заявления необходимо откорректировать, а также гражданин информируется о том, что решение по его заявлению будет принято центром занятости не позднее 11 дней со дня корректировки сведений.

Указанное уведомление с указанием причин (комментария) направляется гражданину посредством системы ИАС ОБВ "Работа в России" и отображается в Личном кабинете соискателя.

17. В случае, когда гражданину направлено уведомление о необходимости дополнения и (или) корректировки сведений, указанных в заявлении в электронной форме, в Личном кабинете соискателя по данному заявлению указывается статус "Дозаполнение/редактирование сведений".

После завершения гражданином дополнения и (или) корректировки сведений, указанных в заявлении в электронной форме, в Личном кабинете соискателя по данному заявлению вновь присваивается статус "Принято", при этом исчисление 11-дневного срока принятия решения о признании гражданина безработным и назначении пособия начинается со дня присвоения статуса.

18. Центры занятости населения не вправе требовать от гражданина представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в том числе в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния о рождении детей в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", в Министерстве внутренних дел Российской Федерации о месте жительства гражданина.

В целях принятия решения о признании гражданина безработным при отсутствии всех необходимых сведений в полученной информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия центр занятости населения может уведомить гражданина о необходимости представить дополнительные сведения в виде электронных образов документов, подтверждающие сведения, представленные гражданином в заявлении в электронной форме.

19. Указанное уведомление с указанием в комментарии причин, срока и способа представления (электронная почта) указанных документов направляется гражданину посредством системы ИАС ОБВ "Работа в России" и отображается в Личном кабинете соискателя.

20. В случае, когда гражданину направлено уведомление о необходимости представить дополнительные документы, в Личном кабинете соискателя по заявлению в электронной форме указывается статус "Сведений недостаточно".

Дополнительные документы представляются гражданином в электронной форме посредством направления в центр занятости населения электронных образов документов и (или) документов в электронной форме. Требование о предоставлении оригиналов документов и (или) о посещении гражданином центра занятости населения не допускается.

После представления гражданином дополнительных документов в Личном кабинете соискателя по заявлению в электронной форме вновь присваивается статус "Принято".

21. В случае достаточности сведений, указанных в заявлении в электронной форме, в том числе с учетом дополнительных документов, предоставленных гражданином, центр занятости населения принимает решение о регистрации гражданина в целях содействия в поиске подходящей работы.

По завершении регистрации гражданина в целях содействия в поиске подходящей работы заявление в электронной форме в Личном кабинете соискателя переводится в статус "Зарегистрировано".

Датой представления гражданином заявления в электронной форме считается дата направления соответствующего заявления и присвоения ему статуса "Принято" (далее - представление заявления в электронной форме). Указанная дата присваивается системой ИАС ОБВ "Работа в России" автоматически и остается неизменной весь период работы по заявлению.

Срок принятия центром занятости населения решения о признании гражданина безработным и решения о назначении пособия по безработице отсчитывается со дня представления заявления в электронной форме если изменений в заявление не вносилось, или с даты внесения изменений (п. 13 настоящих Методических рекомендаций).

III. Порядок регистрации заявлений в электронной

форме, а также получения сведений, необходимых для принятия

решения о регистрации граждан в целях поиска подходящей

работы и в качестве безработных и решения о назначении

пособия по безработице

22. В целях регистрации и рассмотрения заявлений в электронной форме в ИАС ОБВ "Работа в России" ведется реестр заявлений в электронной форме (далее - Реестр заявлений), а также формируются личные карточки граждан, подавших заявление в электронной форме (далее - Карточки соискателей).

23. Реестр заявлений содержит перечень поступивших заявлений в электронной форме с указанием присвоенного номера, даты регистрации и этапа (статуса) рассмотрения заявления в электронной форме (приложение N 3 к Методическим рекомендациям).

24. Карточки соискателей содержат сведения, предоставленные гражданами в заявлении в электронной форме, а также сведения, полученные ИАС ОБВ "Работа в России" в автоматическом режиме в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

25. Создание, ведение и обновление информации в Реестре заявлений и в Карточках соискателей осуществляется средствами ИАС ОБВ "Работа России" в автоматическом режиме.

26. Карточка соискателя формируется автоматически после представления заявления в электронной форме и обновляется по мере получения сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в случае внесения изменений и (или) дополнений в заявление в электронной форме и (или) представления гражданином дополнительных документов.

В целях получения сведений, необходимых для принятия центром занятости населения решения о признании гражданина безработным:

26.1. в срок не позднее одного рабочего следующего за днем представления заявления в электронной форме в автоматическом режиме ИАС ОБВ "Работа в России" направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации через единую систему межведомственного электронного взаимодействия запросы на получение следующих сведений в отношении гражданина:

а) сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (за период с начала календарного года и до даты представления заявления в электронной форме) <1>;

--------------------------------

<1> Сервис возвращает сведения (записи) из электронной трудовой книжки гражданина о дате приема на работу, о дате перевода на другую должность, о дате и причинах увольнения.

б) сведения о факте осуществления трудовой деятельности (за 12 месяцев до месяца, предшествующего месяцу представления заявления в электронной форме) <2>;

--------------------------------

<2> Сервис возвращает информацию о наличии в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о факте осуществления гражданином трудовой деятельности в соответствующем календарном месяце, в случае, если гражданин проработал в отчетном месяце хотя бы один день.

в) сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы (за 12 месяцев до календарного квартала, предшествующего месяцу представления заявления в электронной форме) <3>.

--------------------------------

<3> Сервис возвращает информацию из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации о размере доходов гражданина, на которые были начислены страховые взносы. Поскольку информация формируется раз в квартал, то выгрузка данных осуществляется за период начиная с календарного квартала перед месяцем подачи заявления в электронной форме (то есть для заявлений, поданных в апреле - июне 2020 г., информация представляется за октябрь - декабрь 2019 г. и ранее, а информация за январь - март 2020 г. будет представляться по заявлениям, поданным в июле - сентябре 2020 г.).

26.2. В срок не позднее одного рабочего следующего за днем представления заявления в электронной форме в автоматическом режиме ИАС ОБВ "Работа в России" направляет с 1 июня 2020 г. через единую систему межведомственного электронного взаимодействия запросы на получение следующих сведений в отношении гражданина в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния:

а) сведения о государственной регистрации рождения детей <4>.

--------------------------------

<4> В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается Центром занятости населения в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".

26.3. В срок не позднее одного рабочего следующего за днем представления заявления в электронной форме в автоматическом режиме ИАС ОБВ "Работа в России" направляет с 1 июня 2020 г. через единую систему межведомственного электронного взаимодействия запросы на получение следующих сведений в отношении гражданина в Министерство внутренних дел Российской Федерации:

а) сведения о регистрации гражданина по месту жительства;

б) сведения о действительности паспорта гражданина.

27. ИАС ОБВ "Работа в России" обеспечивает прием сведений, указанных в пункте 26 Методических рекомендаций. Обработка данных сведений работником центра занятости населения проводится в соответствии с алгоритмом обработки сведений, приведенным в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

28. Сведения, указанные в пункте 26 Методических рекомендаций, в автоматическом режиме вносятся в Карточку соискателя.

IV. Порядок рассмотрения заявлений в электронной форме

и принятия решения о регистрации граждан в целях поиска

подходящей работы и в качестве безработных и решения

о назначении пособия по безработице

29. Представление заявления в электронной форме является основанием для принятия центром занятости населения решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы и регистрации в качестве безработного (далее - постановка гражданина на регистрационный учет) и принятия решения о назначении пособия по безработице.

30. Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости населения на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, сведений, содержащихся в Карточке соискателя, а также сведений, содержащихся в дополнительных документах, представленных гражданином.

31. Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным и решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме на основе сведений, полученных центром занятости населения с использованием ИАС ОБВ "Работа России" (далее - сведения, необходимые для постановки гражданина на регистрационный учет).

32. До введения в действие сервиса межведомственного информационного взаимодействия в автоматическом режиме между ИАС ОБВ "Работа России" и информационными системами центров занятости населения сведения, необходимые для постановки гражданина на регистрационный учет, центры занятости населения получают с использованием Личного кабинета центра занятости населения.

33. Постановка граждан на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие граждан с регистрационного учета осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, полученных с использованием Личного кабинета центра занятости населения.

34. Личный кабинет центра занятости населения предоставляет доступ к Реестру заявлений и Карточкам соискателей, указавших соответствующий центр занятости населения в заявлении в электронной форме.

35. Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы граждан, относящихся к категории инвалидов, осуществляется при наличии в центре занятости населения выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), полученной центром занятости населения в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

36. При отсутствии в центре занятости населения выписки из ИПРА работник центра занятости населения осуществляет ее запрос у федерального учреждения медико-социальной экспертизы, представляющего выписку в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 872н "Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" и от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".

37. В случае отсутствия в выписке из ИПРА сведений, необходимых для подбора рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, либо при отсутствии у органов службы занятости населения доступа к системе межведомственного информационного взаимодействия у гражданина может быть запрошена электронная копия ИПРА путем направления электронного образа ИПРА по электронной почте.

38. Постановка гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, а также принятие решения о назначении пособия по безработице осуществляется центром занятости населения в следующем порядке:

1) проверка (модерация) заявления в электронной форме;

2) постановка гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

3) предоставление гражданину государственной услуги в части содействия в поиске подходящей работы;

4) постановка гражданина на регистрационный учет в качестве безработного и принятие решения о назначении пособия по безработице;

5) перерегистрация гражданина в качестве безработного.

39. Проверка (модерация) заявления в электронной форме осуществляется центром занятости населения с использованием средств Личного кабинета центра занятости населения не позднее дня, следующего за днем подачи заявления в электронной форме (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней) и включает следующие административные процедуры (действия):

1) авторизация в личном кабинете центра занятости населения;

2) открытие Реестра заявлений и выбор Карточки соискателя;

3) проверка корректности выбора центра занятости населения по месту жительства гражданина;

4) проверка полноты и корректности сведений, указанных в заявлении в электронной форме, и сведений, необходимых для постановки гражданина на регистрационный учет;

5) проверка полноты и корректности сведений об образовании, квалификации и иных сведений, необходимых для поиска подходящей работы;

6) принятие решения об одобрении сведений и постановке гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы либо о необходимости корректировки сведений:

в случае, если центр занятости населения не располагается в субъекте Российской Федерации, указанном гражданином в заявлении в электронной форме (работник центра занятости населения переводит заявление в электронной форме в статус "Дозаполнение/редактирование сведений" с комментарием "Центр занятости населения не относится к указанном субъекту Российской Федерации. Необходимо указать субъект Российской Федерации, в котором Вы зарегистрированы по месту жительства. Решение по Вашему заявлению будет принято центром занятости соответствующего субъекта Российской Федерации не позднее 11 дня со дня корректировки Вами сведений.");

в случае, если центр занятости населения, указанный в заявлении в электронной форме, не расположен по месту жительства гражданина, но располагается в субъекте Российской Федерации, указанном гражданином в заявлении в электронной форме (работник центра занятости населения вносит в Карточку соискателя сведения о центре занятости населения по месту жительства гражданина);

в случае, если сведений, указанных в заявлении в электронной форме, сведений, необходимых для постановки гражданина на регистрационный учет, и сведений, указанных в резюме, недостаточно и (или) существует необходимость их корректировки (работник центра занятости населения с использованием средств Личного кабинета центра занятости населения направляет гражданину уведомление о необходимости дополнения и (или) корректировки сведений, указанных в заявлении в электронной форме), гражданину предоставляется возможность внести изменения и (или) дополнения в заявление в электронной форме и повторно направить заявление).

40. Постановка гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется центром занятости населения не позднее дня, следующего за днем представления заявления в электронной форме (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней) и включает следующие административные процедуры (действия):

внесение центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в представленных гражданами документах, а также даты регистрации заявления в электронной форме, являющейся датой постановки на регистрационный учет;

внесение центром занятости населения в Карточку соискателя сведений о постановке гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

уведомление гражданина с использованием средств Личного кабинета соискателя о том, что он зарегистрирован в целях поиска подходящей работы в центре занятости населения.

41. Постановка гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется центром занятости населения на основании сведений, указанных в Карточке соискателя:

сведения подтвержденной учетной записи ЕСИА гражданина (содержат паспортные данные гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего);

сведения о трудовой деятельности застрахованного лица, полученные из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (содержат сведения, аналогичные сведениям из трудовой книжки гражданина или документа, ее заменяющего, из трудовых договоров и служебных контрактов, а также сведения, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке);

заявление в электронной форме (содержит сведения об образовании, о квалификации, об обучении, об ученых степенях и ученых званиях гражданина, а также сведения, подтверждающие отнесение гражданина к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации");

сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, полученные из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (содержат сведения о ежемесячном заработке гражданина и используются в случае отсутствия сведений о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы)).

42. Предоставление гражданину государственной услуги в части содействия в поиске подходящей работы осуществляется центром занятости населения с использованием средств Личного кабинета центра занятости населения не позднее 11 дней с даты представления заявления в электронной форме и включает следующие административные процедуры (действия):

анализ сведений о гражданине, внесенных в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц;

формирование двух предложений подходящей работы при наличии в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, для замещения которых работодатель согласен на проведение собеседования в электронной форме и которые являются подходящими для гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы;

согласование с работодателем с использованием средств подсистемы "Личный кабинет работодателя" ИАС ОБВ "Работа в России" (далее - Личный кабинет работодателя) кандидатуры гражданина в целях проведения собеседования в дистанционном режиме;

уведомление гражданина с использованием средств Личного кабинета соискателя о сформированных предложениях подходящей работы и необходимости в течение 3 дней пройти в дистанционном режиме собеседование с работодателями;

уведомление работодателя с использованием Личного кабинета работодателя о направлении гражданина в целях проведения собеседования в дистанционном режиме;

принятие решения об отсутствии вариантов подходящей работы и рассмотрении вопроса о признании гражданина безработным.

43. Сведения о дате и результатах проведенного в дистанционном режиме собеседования:

вносятся работодателем в Карточку соискателя с использованием средств Личного кабинета работодателя;

вносятся центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

44. Постановка гражданина на регистрационный учет в качестве безработного и принятие решения о назначении пособия по безработице осуществляется центром занятости населения не позднее 11 дней с даты представления заявления в электронной форме (в том числе с учетом срока, указанного в пункте 17 Методических рекомендаций) и включает следующие административные процедуры (действия):

проверка полноты и достаточности сведений, указанных в заявлении в электронной форме, и сведений, содержащихся в Карточке соискателя; принятие решения о признании гражданина безработным и решения о назначении пособия по безработице;

внесение сведений о признании гражданина безработным в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц;

внесение сведений о признании гражданина безработным и решения о назначении пособия по безработице в Карточку соискателя;

уведомление заявителя о признании безработным и принятии решения о назначении пособия по безработице (уведомление направляется гражданину с использованием средств личного кабинета центра занятости населения).

45. Постановка гражданина на регистрационный учет в качестве безработного осуществляется центром занятости населения на основании сведений, указанных в Карточке соискателя:

сведения подтвержденной учетной записи ЕСИА гражданина (содержат паспортные данные гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего);

сведения о трудовой деятельности застрахованного лица, полученные из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (содержат сведения, аналогичные сведениям из трудовой книжки гражданина или документа, ее заменяющего, из трудовых договоров и служебных контрактов, а также сведения, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке);

заявление в электронной форме (содержит сведения об образовании, о квалификации, об обучении, об ученых степенях и ученых званиях гражданина, а также сведения, подтверждающие отнесение гражданина к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"),

сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, полученные из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (содержат сведения о ежемесячном заработке за запрашиваемый период);

сведения о государственной регистрации рождения детей (в случае, если гражданин уволен и признан безработным начиная с 1 марта 2020 г. (за исключением случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации) и имеет детей в возрасте до 18 лет, в том числе приемных, усыновленных, а также находящихся под опекой (попечительством).

46. Достоверность сведений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) определяется центром занятости населения посредством сравнения таких сведений с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://egrul.nalog.ru/index.html и https://npd.nalog.ru/check-status/).

Достоверность сведений об образовании, квалификации, ученых степенях и ученых званиях определяется центром занятости населения посредством сравнения таких сведений с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (htpps://минобразования-реестр.рф).

47. Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется ежемесячно на 30-й день с даты признания гражданина безработным либо с даты предыдущей перерегистрации в качестве безработного без личного посещения гражданином центра занятости населения.

Дата перерегистрации гражданина в качестве безработного определяется ИАС ОБВ "Работа в России" автоматически сразу после внесения в Карточку соискателя сведений о признании гражданина безработным.

В случае, если дата перерегистрации гражданина, определенная ИАС ОБВ "Работа в России" в автоматическом режиме, приходится на выходной или праздничный нерабочий день, действия, необходимые для перерегистрации гражданина в качестве безработного, выполняются центром занятости населения в ближайший следующий за ним рабочий день.

48. В целях перерегистрации гражданина в качестве безработного ИАС ОБВ "Работа в России" обеспечивает в автоматическом режиме направление и обработку запросов на получение сведений, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 26.1 и в пункте 26.3 Методических рекомендаций, и внесение соответствующих сведений в Карточку соискателя.

49. Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется центром занятости населения и включает следующие административные процедуры (действия):

проверка наличия оснований для снятия гражданина с учета в качестве безработного и прекращения (приостановления) выплаты пособия о безработице;

принятие решения о перерегистрации гражданина в качестве безработного/снятия гражданина с регистрационного учета;

в случае принятия решения о снятии с регистрационного учета - уведомление заявителя о снятии гражданина с регистрационного учета (уведомление направляется гражданину с использованием средств Личного кабинета центра занятости населения путем изменения статуса заявления с указанием в комментариях причины снятия с учета).

50. Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется центром занятости населения на основании сведений, указанных в Карточке соискателя, иных сведений, полученных центром занятости населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также посредством проверки сведений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и сведений о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://egrul.nalog.ru/index.html и https://npd.nalog.ru/check- status/).

51. В случае, если при перерегистрации гражданина в качестве безработного выявляются противоречия между сведениями, на основании которых было принято решение о признании гражданина безработным и о назначении пособия по безработице, и сведениями, полученными центром занятости населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием ИАС ОБВ "Работа в России", центр занятости населения осуществляет перерасчет ранее назначенного пособия по безработице, а также, в случае необходимости, удержание или предпринимает действия, необходимые для взыскания денежных средств, выплаченных гражданину на основании недостоверных сведений.

52. Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется центром занятости населения в следующих случаях:

признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

прохождение гражданином профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по направлению центра занятости населения с выплатой стипендии;

переезд, переселение гражданина в другую местность;

получение сведений, подтверждающих попытку получения либо получение гражданином пособия по безработице обманным путем;

осуждение гражданина к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказ гражданина от посредничества центра занятости населения, выраженному в электронной форме через личный кабинет соискателя (отзыв заявления);

смерть безработного гражданина.

53. Сведения о дате и причине снятия безработных граждан с регистрационного учета вносятся центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

54. Центр занятости населения не позднее 1 рабочего дня со дня снятия гражданина с регистрационного учета вносит сведения о принятии указанного решения в Карточку соискателя.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по организации работы государственных

учреждений службы занятости населения

в период действия Временных правил

регистрации граждан в целях поиска

подходящей работы и в качестве

безработных, а также осуществления

социальных выплат гражданам, признанным

в установленном порядке безработными

ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЗАЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА

N п/п

Вид сведений

Источник сведений

Форма ввода/отображения

Форма на Интернет-портале "Работа в России"

1

Фамилия, имя, отчество гражданина

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

2

Пол

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

3

Дата рождения

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

4

Гражданство

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

5

Серия паспорта

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

6

Номер паспорта

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

7

Дата выдачи паспорта

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

8

Кем выдан паспорт

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

9

ИНН

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

10

СНИЛС

ЕСИА

Заполняется автоматически

Основная страница

11

Адрес места жительства

11.1

субъект РФ

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

11.2

район, населенный пункт, улица

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

11.3

дом, корпус, строение

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

11.4

квартира

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

12

Телефон для оперативной связи

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

13

Адрес электронной почты для оперативной связи

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

14

Образование

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

14.1

вид образования

Выбор гражданином

Предустановленные значения

Резюме

14.2

наименование образовательной организации

Выбор гражданином

Предустановленные значения

Резюме

14.3

год окончания

Заполняется гражданином

Дата

Резюме

14.4

квалификация (специальность)

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

14.5

номер диплома

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

14.6

серия диплома N

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

15

Дополнительные сведения о квалификации

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

16

Желаемая должность

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

17

Желаемая заработная плата

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

18

Пожелания к вакансии

Заполняется гражданином

Текст

Резюме

19

Место оказания услуги:

19.1

субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства

Выбор гражданином

Предустановленные значения

Основная страница

19.2

наименование центра занятости населения, расположенного на территории данного субъекта Российской Федерации, с которым гражданин желает осуществлять взаимодействие при получении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы

Выбор гражданином

Предустановленные значения

Основная страница

20

Декларация гражданина о социальном статусе:

20.1

отнесение к гражданам предпенсионного возраста

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

20.2

отнесение к инвалидам

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

20.3

отнесение к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или лицам из их числа

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

20.4

наличие ребенка (детей), отнесение к опекунам, усыновителям ребенка (детей) в возрасте до 18 лет

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

20.5

серия, номер, дата выдачи свидетельства (свидетельства) о рождении ребенка (детей)/решения (решений) об установлении опеки, об усыновлении ребенка (детей)

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

21

Сведения о работодателе по последнему месту работы:

21.1

Наименование организации/Ф.И.О. индивидуального предпринимателя/физического лица

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

21.2

дата увольнения

Заполняется гражданином

Дата

Основная страница

21.3

основание увольнения

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

21.4

номер приказа об увольнении

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

22

Декларация гражданина, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

23

Способ получения пособия по безработице

Выбор гражданином

Предустановленные значения

Основная страница

24

Сведения о расчетном счете:

24.1

наименование банка-получателя

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

24.2

БИК банка-получателя

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

24.3

ИНН банка-получателя

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

24.4

КПП банка получателя

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

24.5

корреспондентский счет банка-получателя

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

24.6

счет получателя

Заполняется гражданином

Текст

Основная страница

25

Согласие на обработку персональных данных их передачу в органы занятости населения

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

26

Декларация гражданина о том, что он предупрежден, что в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, центр занятости населения может отказать в постановке на регистрационный учет в качестве безработного

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

27

Декларация гражданина о том, что он предупрежден, что в случае получения обманным путем пособия по безработице (стипендии) центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, а соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы в целях принятия решения о возбуждении уголовного дела

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

28

Декларация гражданина о том, что он предупрежден, что в случае отказа в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера центром занятости населения может принято решение об отказе в признании безработным и выплате пособия по безработице

Выбор гражданином

Поле для установления "флажка"

Основная страница

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по организации работы государственных

учреждений службы занятости населения

в период действия Временных правил

регистрации граждан в целях поиска

подходящей работы и в качестве

безработных, а также осуществления

социальных выплат гражданам, признанным

в установленном порядке безработными

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АЛГОРИТМ

ОБРАБОТКИ СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГРАЖДАНИНОМ В ЗАЯВЛЕНИИ

В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И СВЕДЕНИЙ, ПОЛУЧАЕМЫХ ИАС ОБВ "РАБОТА

В РОССИИ" В РАМКАХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Справочно:

1. Сервис "Предоставление сведений о трудовой деятельности" сообщает информацию о всех записях в электронной трудовой книжке гражданина начиная с 1 января 2020 года (именно с этой даты в Российской Федерации введены электронные трудовые книжки).

Если сервис сообщает об отсутствии сведений, это означает, что статус трудовых отношений гражданина с 1 января 2020 года не менялся (то есть с 1 января 2020 гражданин не увольнялся, не трудоустраивался, не менял должность и т.д.) и/или работодатель не сообщил и/или не успел сообщить об изменении статуса трудовых отношений с гражданином.

2. Сервис "Сведения о факте осуществления трудовой деятельности" сообщает информацию о трудовой деятельности гражданина в отчетном месяце.

Сервис формирует данные помесячно: если в течение календарного месяца гражданин осуществлял деятельность хоть один день в отчетном месяце, то за соответствующий календарный месяц сервис возвращает значение "Работал". И наоборот: если в течение календарного месяца гражданин не осуществлял деятельность, то за соответствующий календарный месяц сервис сообщает значение "Не работал".

Сервис сообщает за соответствующий календарный месяц значение "Не работал", если за календарный месяц работодатель не представил в ПФР сведения.

Необходимо учитывать, что обновление данных происходит в соответствии со сроками, установленными законодательством для представления отчетности: отчеты поступают в ПФР не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. То есть данные за апрель 2020 года появятся в сервисе только после 15 мая 2020 г. До 15 мая 2020 г. ответ на запрос за апрель 2020 года возможно будет "Не работал".

3. Сервис "Передача сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы" сообщает информацию о размере заработной платы гражданина и/или иного дохода, на которые начислены страховые взносы. Вместе с размером доходов сообщается и информация о работодателе или лице, производившем выплаты (реквизиты юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица).

Сервис предоставляет данные помесячно: если в течение календарного месяца у гражданина были доходы, на которые начислены и уплачены страховые взносы, то предоставляется информация за соответствующий календарный месяц. Если таких доходов не было и/или работодатель не представил данные в налоговые органы или ФНС не передал данные в ПФР, то за соответствующий месяц система сообщает нулевое значение.

В случае если система после обращения через СМЭВ в отношении данного вида сведений выдает статус "Сведения отсутствуют", это означает, что у гражданина за весь период отсутствовали доходы, на которые начислены и уплачены страховые взносы, или что данные по гражданину за весь период не представлялись работодателями в налоговые органы или ФНС России не передал сведения в ПФР.

Необходимо учитывать, что обновление данных происходит со сроками, установленными законодательством для представления отчетности: данные формируются поквартально и появляются не ранее, чем квартал, следующий за отчетным кварталом. То есть данные за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года появились в апреле 2020 г., а данные за январь, февраль и март 2020 года появятся в сервисе только в июне 2020 г.

Период запроса

Варианты ответа

Предлагаемое системой решение

Рекомендации для центра занятости населения

Шаг 1 (выполняется только для заявлений в электронной форме, в которых указана дата увольнения не ранее 01.01.2020)

Удостоверение факта увольнения

Система запрашивает сервис "Предоставление сведений о трудовой деятельности" (возвращается полная выписка ЭТК)

С 1 января 2020 года по дату представления заявления в электронной форме <5>

1.1

Последняя запись - уволен в марте 2020 и позднее для заявлений, поданных в период до 30 июня 2020 года

Признать гражданина безработным, назначить максимальное пособие по безработице

При рассмотрении заявления в электронной форме учитывать причины увольнения. Максимальное пособие по безработице назначать только на период апреля - июня месяца.

В случае наличия детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, усыновленных и находящихся под опекой (попечительством)

1.2

Последняя запись - уволен в марте 2020 и позднее для заявлений, поданных в период после 30 июня 2020 года

Переход к Шагу 2

1.3

Последняя запись - уволен до 1 марта 2020 года

Переход к Шагу 2

1.4

Последняя запись - принят на работу, изменение должности

Отказать в признании гражданина безработным

1.5

Сведения отсутствуют (означает, что статус трудовых отношений с 1 января 2020 года не изменился)

Переход к Шагу 2

Шаг 2

Удостоверение факта занятости

Система запрашивает сервис "Сведения о факте осуществления трудовой деятельности" (возвращается ответ: по месяцам "Да" - факт занятости в месяце был/"Нет" - факта занятости не было) <6>

За 12 месяцев до месяца, предшествующего месяцу, в котором представлено заявление в электронной форме

2.1

В любом месяце, следующем за датой увольнения, указанной в заявлении в электронной форме, статус "Работал"

Отказать в признании гражданина безработным

2.2

Во все месяцы, следующие за датой увольнения, указанной в заявлении в электронной форме, статус "Не работал"

Признать гражданина безработным, проверить возможность расчета среднего заработка гражданина по последнему месту работы (Шаг 3)

2.3

Если дата увольнения приходится на месяц подачи заявления или предыдущий месяц, и при этом данные сервиса за текущий и предыдущий месяц имеют статус "Не работал"

Запросить у гражданина дополнительные сведения, подтверждающие факт увольнения с последнего места работы

Шаг 3

Проверка суммарного стажа

Из запроса "Сведения о факте осуществления трудовой деятельности"

За 12 месяцев до месяца, предшествующего месяцу, в котором представлено заявление в электронной форме

3.1

Суммарно за срок 6 месяцев и более статус "Работал" <7>

Признать гражданина безработным, произвести расчет среднего заработка гражданина по последнему месту работы (Шаг 4)

3.2

Суммарно статус "Работал" за срок менее 6 месяцев

Признать гражданина безработным, назначить минимальное пособие по безработице

Шаг 4

Расчет среднего заработка

Система запрашивает сервис "Передача сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы" (возвращает ответ: по месяцам юридическое лицо (ИНН, КПП), сумма зарплаты, на которую начислены страховые взносы)

За год до календарного квартала, предшествующего месяцу, в котором представлено заявление в электронной форме

4.1

Сведения имеются

Признать гражданина безработным, рассчитать размер пособия по безработице на основе сведений о среднем заработке, рассчитанном на основе данных Пенсионного фонда Российской Федерации

4.2

Сведения отсутствуют (означает, что у гражданина за указанный период отсутствует официальный доход либо сведения о заработной плате работодателем не представлены в ФНС России)

Признать гражданина безработным, назначить минимальное пособие по безработице

Решение принимается по совокупности информации сервисов ПФР "Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования" и "Сведения о факте осуществления трудовой деятельности"

Шаг 5

Первая перерегистрация в качестве безработного

Система запрашивает сервис "Предоставление сведений о трудовой деятельности" (возвращается полная выписка ЭТК)

С 1 января 2020 года по день, в котором проводится перерегистрация

5.1

Отсутствие изменений записей с даты предыдущего запроса

Перерегистрировать гражданина в качестве безработного

Проинформировать гражданина о принятом решении

5.2

Последняя запись - принят на работу, датирована датой после даты признания безработным

Принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем

Проинформировать гражданина о принятом решении и о причинах такого решения

Система запрашивает сервис "Сведения о факте осуществления трудовой деятельности" (возвращается ответ: по месяцам "Работал" - факт занятости в месяце был/"Не работал" - факта занятости не было)

Начиная с месяца, в котором представлено заявление в электронной форме, по месяц, предшествующий месяцу, в котором проводится перерегистрация

5.3

В месяце подачи заявления в электронной форме, или в последующих месяцах - "Работал"

Принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем

Проинформировать гражданина о принятом решении и о причинах такого решения

Шаг 6

Последующие перерегистрации в качестве безработного

6.1

Отсутствие изменений записей в даты предыдущего запроса

Перерегистрировать гражданина в качестве безработного

Проинформировать гражданина о принятом решении и о причинах такого решения

Система запрашивает сервис "Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования" (возвращается полная выписка ЭТК)

С 1 января 2020 года по 30 день с даты предыдущей перерегистрации

6.2

Последняя запись - принят на работу, датирована датой после даты признания безработным

Принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем

Проинформировать гражданина о принятом решении и о причинах такого решения, о праве взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, передаче соответствующих материалов в правоохранительные органы

Система запрашивает сервис "Сведения о факте осуществления трудовой деятельности" (возвращается ответ: по месяцам "Работал" - факт занятости в месяце был/"Не работал" - факта занятости не было)

Начиная с месяца, в котором представлено заявление в электронной форме, по месяц, предшествующий месяцу, в котором проводится перерегистрация

6.3

В месяце подачи заявления в электронной форме или в последующих месяцах - "Работал"

Принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем

Проинформировать гражданина о принятом решении и о причинах такого решения, о праве взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, передаче соответствующих материалов в правоохранительные органы

--------------------------------

<5> До 8 апреля 2020 г. работодателем подавались сведения на 15 число месяца, следующего за месяцем увольнения работника. С 8 апреля - ежедневно.

<6> В соответствии с действующим законодательством работодатель представляет сведения до 15 числа каждого месяца, но по факту сведения могут быть представлены позже, поэтому сведения за месяц, в котором подано заявление, и предыдущий, требуют дополнительной проверки и подтверждения.

<7> Вступает в силу с момента внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по организации работы государственных

учреждений службы занятости населения

в период действия Временных правил

регистрации граждан в целях поиска

подходящей работы и в качестве

безработных, а также осуществления

социальных выплат гражданам, признанным

в установленном порядке безработными

СТАТУСЫ,

ПРИСВАИВАЕМЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯМ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И ОТРАЖАЮЩИЕСЯ

В КАРТОЧКЕ СОИСКАТЕЛЯ, В ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ СОИСКАТЕЛЯ

И В ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

N

Статус заявления в электронной форме

Пункт методических рекомендаций

1

Принято

пункты 11, 13, 17, 20, 21

2

Дозаполнение/редактирование сведений

пункты 13, 17, 39

3

Зарегистрировано

пункт 21

4

Сведений недостаточно

пункты 7, 20

5

Предложены вакансии

уведомление гражданина с использованием средств Личного кабинета соискателя о сформированных предложениях подходящей работы и необходимости в течение 3 дней пройти в дистанционном режиме собеседование с работодателями

6

Назначено пособие

внесение сведений о признании гражданина безработным и решения о назначении пособия по безработице в Карточку соискателя

7

Отказано в пособии

в случае принятия решения об отказе в признании безработным заявление в электронной форме переводится в статус "Отказано в пособии" (пункт 54)

8

Трудоустроен

пункт 43

9

Заявление отозвано

пункт 12