Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Указ Президента РФ от 06.12.2022 N 886

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ЗАМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ,

ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ

ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" и частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

2. Установить, что при упразднении органов публичной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сформированных до 30 сентября 2022 г. и продолжающих осуществлять публичные функции до завершения формирования органов публичной власти указанных республик и областей в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплаты лицам, замещавшим должности в этих органах, осуществляются в размерах и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, согласованными с Правительством Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации в месячный срок определить источники финансирования выплат, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа.

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти до 1 июня 2023 г. обеспечить создание в их территориальных органах, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений или определить должностных лиц, ответственных за работу по профилактике таких правонарушений, а также обеспечить формирование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

5. Руководителям федеральных государственных органов (за исключением федеральных органов исполнительной власти, названных в пункте 4 настоящего Указа) до 1 июня 2023 г. обеспечить создание в их подразделениях, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений или определить должностных лиц, ответственных за работу по профилактике таких правонарушений, а также обеспечить формирование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

6. Рекомендовать временно исполняющим обязанности высших должностных лиц Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области создать органы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

6 декабря 2022 года

N 886

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 6 декабря 2022 г. N 886

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ДОЛЖНОСТЕЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ

И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. Настоящим Положением определяются особенности замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе применения ограничений, запретов и требований, связанных с замещением указанных должностей.

2. Указами Президента Российской Федерации могут быть установлены иные особенности замещения государственных должностей и должностей государственной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

3. Государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы замещаются гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации (далее - гражданин) может замещать государственную или муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы при отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, а в случае наличия гражданства Украины также при условии подачи в соответствии с законодательством Российской Федерации заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.

5. Гражданин не может претендовать на замещение государственной или муниципальной должности, замещать государственную или муниципальную должность, не может быть принят на государственную или муниципальную службу, государственный или муниципальный служащий не может находиться на государственной или муниципальной службе в случае:

а) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда Российской Федерации, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, вступившим в законную силу;

б) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения полномочий (должностных обязанностей), по приговору суда Российской Федерации, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, вступившему в законную силу, а также наличия судимости, не снятой или не погашенной в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Донецкой Народной Республики или законодательством Луганской Народной Республики;

в) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне, если исполнение полномочий (должностных обязанностей) по должности, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой должности связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

г) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при назначении на должность.

6. Гражданин не может быть принят на государственную или муниципальную службу, государственный или муниципальный служащий не может находиться на государственной или муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную или муниципальную службу либо ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

7. Лицу, замещающему государственную или муниципальную должность, государственному служащему, муниципальному служащему запрещается:

а) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, органе местного самоуправления, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, органе местного самоуправления, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) на основании разрешения, полученного в соответствии с законодательством о противодействии коррупции;

вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);

иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;

б) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе или органе местного самоуправления, в котором такое лицо, такой служащий замещают должность, если иное не предусмотрено федеральными законами;

в) получать в связи с исполнением полномочий (должностных обязанностей) вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, государственным служащим, муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации и муниципальной собственностью и передаются по акту в государственный орган, орган местного самоуправления, в котором такое лицо, такой служащий замещают должность. Лицо, служащий, сдавшие подарок, полученный ими в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, могут его выкупить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) выезжать в связи с исполнением полномочий (должностных обязанностей) за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления с государственными органами или органами местного самоуправления иностранных государств, международными или иностранными организациями;

д) использовать в целях, не связанных с исполнением полномочий (должностных обязанностей), средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное и муниципальное имущество, а также передавать их другим лицам;

е) разглашать или использовать в целях, не связанных с исполнением полномочий (должностных обязанностей), сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением полномочий (должностных обязанностей);

ж) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении органов публичной власти Российской Федерации, их руководителей, если это не относится к его полномочиям (не входит в должностные обязанности);

з) принимать без разрешения, полученного в соответствии с законодательством Российской Федерации, награды, почетные и специальные звания (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;

и) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

к) прекращать исполнение полномочий (должностных обязанностей) в целях урегулирования служебного спора;

л) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

8. Лицу, замещающему государственную или муниципальную должность, за исключением случаев исполнения полномочий без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), запрещается:

а) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

б) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9. Государственный служащий, муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

10. Государственному служащему, муниципальному служащему запрещается:

а) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

б) заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, без разрешения, полученного в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

11. Лица, замещавшие должности в органах публичной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сформированных до 30 сентября 2022 г. и продолжающих осуществлять публичные функции до завершения формирования органов публичной власти указанных республик и областей в соответствии с законодательством Российской Федерации, до 1 января 2026 г. имеют преимущественное право на поступление на государственную и муниципальную службу в органы публичной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также в органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях этих субъектов Российской Федерации.

12. Замещение гражданами должностей государственной и муниципальной службы и заключение с ними служебных контрактов (контрактов), трудовых договоров на неопределенный срок или срочных служебных контрактов (контрактов), срочных трудовых договоров на срок от одного года до пяти лет в порядке, предусмотренном федеральными законами о видах государственной службы и о муниципальной службе, осуществляются при условии соответствия граждан квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для замещения таких должностей.

13. С гражданами, претендующими на замещение должностей государственной и муниципальной службы, не соответствующими квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для замещения таких должностей, могут заключаться срочные служебные контракты (контракты), срочные трудовые договоры на срок не более одного года (с возможностью их повторного заключения не более двух раз).

14. До 1 января 2026 г. по решению представителя нанимателя (работодателя) при назначении граждан на должности государственной и муниципальной службы конкурс может не проводиться.

15. Вопросы о назначении граждан на должности государственной и муниципальной службы без проведения конкурса рассматриваются с учетом рекомендаций кадровой комиссии, формируемой в соответствии с правовым актом федерального государственного органа, высшего должностного лица (временно исполняющего обязанности высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Формирование и деятельность указанной комиссии осуществляются на основании методических рекомендаций, утверждаемых Минтрудом России.

16. Требования к кандидатам на выборах всех уровней на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области устанавливаются законодательством Российской Федерации о выборах.

II. Особенности соблюдения требований

о противодействии коррупции

17. Государственные и муниципальные служащие обязаны уведомлять в соответствии с законодательством о противодействии коррупции представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

18. Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие обязаны принимать в соответствии с законодательством о противодействии коррупции меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

19. С 1 января 2024 г. на граждан, претендующих на замещение государственных должностей, должностей федеральной государственной службы, лиц, замещающих государственные должности, и федеральных государственных служащих распространяются предусмотренные законодательством о противодействии коррупции требования о представлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

20. С 1 января 2024 г. на лиц, замещающих государственные должности, и федеральных государственных служащих распространяются предусмотренные законодательством о противодействии коррупции требования о представлении сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

21. На лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей распространяется установленный законодательством о противодействии коррупции запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

22. Запрет, предусмотренный пунктом 21 настоящего Положения, не распространяется на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, счета (вклады, наличные денежные средства, ценности) которых были открыты (размещены, хранились) до 30 сентября 2022 г. в иностранных банках, расположенных на территории Украины, в случае невозможности соблюдения такого запрета по не зависящим от них причинам.

III. Особенности допуска к государственной тайне

23. Замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, для исполнения полномочий (должностных обязанностей) по которым требуется допуск к государственной тайне, осуществляется без доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Доступ лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме по результатам проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий.

24. В случае выявления при проведении проверочных мероприятий оснований для отказа в допуске к государственной тайне полномочия лица, замещающего государственную или муниципальную должность, подлежат прекращению, государственный или муниципальный служащий подлежит увольнению, либо такое лицо, такой служащий могут быть переведены с их согласия на иные должности, для исполнения полномочий (должностных обязанностей) по которым допуск к государственной тайне не требуется, либо в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы, замещение должности может быть продолжено без исполнения полномочий (должностных обязанностей), связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну.

25. Решение о допуске к государственной тайне гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы в подразделении федерального государственного органа, расположенном на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, либо федерального государственного служащего, замещающего такую должность, принимается руководителем федерального государственного органа на основании заключения органа федеральной службы безопасности о целесообразности допуска к государственной тайне.

26. Решение о допуске к государственной тайне гражданина, претендующего на замещение государственной должности Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, муниципальной должности, должности государственной службы этого субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, либо лица, замещающего такую должность, принимается высшим должностным лицом (временно исполняющим обязанности высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации или его заместителем на основании заключения органа федеральной службы безопасности о целесообразности допуска к государственной тайне.

27. При наличии заключения органа федеральной службы безопасности о нецелесообразности допуска или о целесообразности прекращения допуска к государственной тайне исполнение полномочий (должностных обязанностей), связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, не допускается, а должностными лицами, указанными в пунктах 25 и 26 настоящего Положения, принимаются решения об отказе в допуске к государственной тайне либо о прекращении допуска к государственной тайне.