Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р (ред. от 17.01.2024)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 декабря 2021 г. N 3581-р

1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее - Программа).

2. Федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Минтруд России отчета о ходе реализации мероприятий Программы ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом.

3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.

4. Минтруду России осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы с представлением доклада в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года.

6. Минтруду России утвердить до 31 марта 2022 г. показатели реализации Программы по субъектам Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 14 декабря 2021 г. N 3581-р

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.

Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:

системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;

создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;

реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;

совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;

совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.

Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 г. N Пр-1096.

II. Положение молодежи на рынке труда

Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15 - 24 года. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 54 процентов до 49,8 процента, а в группе 15 - 24 года с 29,6 до 26,7 процента, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского значения - 58,4 процента в 2020 году.

При этом наиболее высок уровень занятости в возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет (в 2017 - 2020 годах он более чем в 1,44 и 1,41 раза соответственно превышал среднероссийский уровень занятости населения). За счет этого уровень занятости в целом в возрастной группе 15 - 34 лет выше среднероссийского уровня занятости населения. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эти возрастные группы (минимальные уровни - 4,8 процента в возрастной группе 15 - 19 лет и 48 процентов в возрастной группе 20 - 24 года).

Анализ отраслевой структуры занятости населения, сложившейся за 2017 - 2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (29,1 процента всех занятых в этом виде деятельности), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27,8 процента), деятельность финансовая и страховая (26,7 процента), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23,6 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,7 процента).

В молодежном сегменте рабочей силы доминируют занятые в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (19,9 процента всех занятых в возрасте 15 - 29 лет), обрабатывающих производствах (12,7 процента), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (8,6 процента).

В 2017 - 2020 годах наблюдалась тенденция снижения доли молодежи среди занятых в неформальном секторе (23,5 процента в 2017 году, 21 процент - в 2019 году и 19,7 процента - в 2020 году). Численность занятых в неформальном секторе среди молодежи сократилась по всем возрастным группам - 15 - 19 лет на 31 тыс. человек, или на 16,7 процента, и 20 - 29 лет на 556 тыс. человек, или на 17,5 процента.

Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 24 года почти в 3 раза выше среднероссийского уровня безработицы населения, в то время как в возрастной группе 15 - 34 лет он превышает среднероссийский уровень безработицы менее чем в 1,5 раза. В 2020 году уровень безработицы среди молодежи достиг 8,6 процента, а в возрастной группе 15 - 24 года - 17,3 процента по отношению к среднероссийскому уровню 5,8 процента.

Традиционно наиболее высокий уровень безработицы был характерен для молодежной группы 15 - 19 лет. Если до 2019 года он непрерывно снижался (с 28,4 процента - в 2017 году до 24,7 процента - в 2019 году), то в 2020 году увеличился до 27,2 процента. Заметно вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 14,4 до 16,2 процента). Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25 - 29 лет (рост с 5,6 до 7,4 процента), 30 - 34 года (рост с 4,4 процента до 6 процентов).

В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти и составил 27,5 процента, в возрастных группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.

К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:

ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;

относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;

отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;

несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;

наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;

низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;

отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;

неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;

несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.

Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.

Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.

III. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.

Основными задачами Программы являются:

содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, упрощение трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);

содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы);

организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";

развитие цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России");

содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, определение понятия "наставник" и порядка осуществления наставничества, мониторинг уровня безработицы молодежи, проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи).

В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.

IV. Этапы реализации Программы

Программа разработана на период до 2030 года.

Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:

развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;

реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;

совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.

Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.

Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.

V. Управление реализацией Программы

Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий Программы.

План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.

Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 2.

VI. Ожидаемые результаты

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

повышение вовлеченности молодежи в занятость;

снижение уровня безработицы среди молодежи;

повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;

снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.

Приложение N 1

к Долгосрочной программе

содействия занятости молодежи

на период до 2030 года

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ

ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Наименование мероприятия

Вид документа

Ожидаемый результат

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Цель - создание условий для реализации профессионального,

трудового и предпринимательского потенциала молодежи

I. Содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

1.

Профессиональная ориентация обучающихся 6 - 11-х классов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

доклад в Правительство Российской Федерации

охват профориентационными мероприятиями не менее 1,5 млн. обучающихся в 2024 году

31 января 2025 г.,

далее - ежегодно

Минпросвещения России,

Фонд Гуманитарных Проектов,

Минтруд России,

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

2.

Оптимизация процедуры трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

доклад в Правительство Российской Федерации

увеличение численности трудоустроенных подростков

15 февраля 2024 г.

Минтруд России,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации,

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

3.

Содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на базе структурных подразделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" и молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды"

отчет в Минтруд России

организация временной трудовой занятости

30 декабря 2024 г.,

далее - ежегодно

исполнительные органы субъектов Российской Федерации,

Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых",

молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды"

4.

Подготовка и направление методических рекомендаций исполнительным органам субъектов Российской Федерации по определению перечня работ, рекомендуемых для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей-инвалидов

методические рекомендации

методические рекомендации исполнительным органам субъектов Российской Федерации по определению перечня работ, рекомендуемых для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей-инвалидов

1 июня 2024 г.,

далее - ежегодно

Минтруд России,

Минпросвещения России,

Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых",

Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей",

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России",

молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды",

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

5.

Содействие в обеспечении занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан, в том числе в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа

отчет в Минтруд России

организация обучения и содействие трудоустройству необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан

30 марта 2024 г.,

далее - ежегодно

Минпросвещения России,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

II. Содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи,

испытывающей трудности в поиске работы

6.

Содействие в повышении конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью

доклад в Правительство Российской Федерации

расширение возможностей для трудоустройства

1 февраля 2024 г.,

далее - ежегодно

Минтруд России,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

7.

Содействие адресному сопровождению в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятости в рамках жизненных ситуаций, в том числе адаптация инвалидов при трудоустройстве

отчет в Минтруд России

сокращение к 2030 году в 2 раза доли лиц в возрасте до 30 лет, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных

31 января 2024 г.,

далее - ежегодно

исполнительные органы субъектов Российской Федерации,

автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций"

8.

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий молодежи, а также женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"

доклад в Правительство Российской Федерации

предоставление возможности получения новой специальности

1 февраля 2024 г., 1 февраля 2025 г.

Минтруд России,

Роструд,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций",

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет",

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации",

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования"

9.

Проработка предложений по созданию условий для трудоустройства молодежи, получающей пенсию по потере кормильца и (или) по инвалидности, через студенческие отряды

доклад в Правительство Российской Федерации

реализация возможности трудоустройства через студенческие отряды

30 июня 2024 г.

Минтруд России,

Минобрнауки России,

молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды",

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

10.

Содействие молодежи, находящейся в местах лишения свободы, отбывающей наказания, не связанные с изоляцией от общества, в получении образования и обеспечении ее занятости, а также молодежи, освобожденной из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в отношении которой применяется пенитенциарная, исполнительная или постпенитенциарная пробация, в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации

доклад в Правительство Российской Федерации

обеспечение занятости молодежи, находящейся в местах лишения свободы, отбывающей наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также освобожденной из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, реализация мероприятий индивидуальной программы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении молодежи, к которой применяется пенитенциарная, исполнительная или постпенитенциарная пробация

30 декабря 2025 г.,

далее - ежегодно

ФСИН России,

Минпросвещения России,

Минюст России,

Минтруд России,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций",

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

III. Организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций

11.

Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

обеспечение соответствия структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов, посредством формирования и распределения общего объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации

30 марта 2024 г.,

далее - ежегодно

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

12.

Взаимодействие органов службы занятости субъектов Российской Федерации, центров карьеры образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах законодательства в социально-трудовой сфере

отчет в Минтруд России

повышение информированности обучающихся об основах законодательства в социально-трудовой сфере

1 февраля 2024 г.,

далее - ежегодно

исполнительные органы субъектов Российской Федерации,

Минобрнауки России,

Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России",

Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей"

13.

Совершенствование деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, установление порядка деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций

методические рекомендации Минобрнауки России и Минпросвещения России для образовательных организаций

созданы условия для содействия трудоустройству в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования

31 января 2024 г.

Минобрнауки России,

Минпросвещения России,

Минтруд России,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций",

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

14.

Обучение по основным программам профессионального обучения на бесплатной основе участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления трудовой деятельности в составе таких отрядов

доклад в Правительство Российской Федерации

обучение не менее 50 тыс. человек ежегодно

31 января 2025 г.,

далее - ежегодно

Минобрнауки России,

молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды"

15.

Расширение практики привлечения студенческих отрядов к организации занятости студентов образовательных организаций высшего образования и обучающихся в общеобразовательных организациях в составе трудовых отрядов подростков в периоды каникул в различные отрасли экономики, в том числе строительство, отдых и оздоровление детей и молодежи, медицина, транспорт, сельское хозяйство, туризм

доклад в Правительство Российской Федерации

трудоустройство не менее 50 тыс. человек ежегодно

31 января 2025 г.,

далее - ежегодно

Минобрнауки России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды"

16.

Реализация программы по содействию занятости студентов в качестве наставников в рамках проекта "Сириус.Лето"

доклад в Правительство Российской Федерации

снижение рисков незанятости молодежи

31 января 2024 г.,

далее - ежегодно

Минобрнауки России

IV. Развитие цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи

17.

Формирование аналитических и публичных сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"

не менее 2 млн. посещений публичных сервисов по рынку труда к 2024 году,

не менее 6 млн. посещений публичных сервисов по рынку труда к 2030 году

развитие подсистемы мониторинга трудоустройства (занятости) выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций

отчет в Минтруд России

31 января 2024 г.,

далее - ежегодно

Роструд,

Минпросвещения России,

Минобрнауки России,

Рособрнадзор,

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций"

создание и развитие подсистемы анализа стоимости квалификаций "Биржа навыков"

отчет в Минтруд России

30 декабря 2024 г.,

далее - ежегодно

Роструд,

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций",

автономная некоммерческая организация "Университет Национальной технологической инициативы 2035"

18.

Совершенствование механизмов прохождения, учета и организации практической подготовки в части развития, апробации и обеспечения функционирования на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" подсистемы по осуществлению в электронном виде процедур организации и прохождения производственной практики, предоставление возможности записи на производственную практику в электронном виде в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал)

доклад в Правительство Российской Федерации

организация 100 процентов практических подготовок в образовательных организациях (за исключением образовательных организаций, подведомственных Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минюсту России, ФСБ России, ФТС России) к 2025 году с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"

30 декабря 2024 г.,

далее - ежегодно

Минтруд России,

Роструд,

Минобрнауки России,

Минпросвещения России,

Минцифры России,

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации,

Ассоциация частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России

19.

Развитие, апробация и обеспечение функционирования на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" и на едином портале процедур целевого обучения

доклад в Правительство Российской Федерации

предоставление возможности размещения предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" и на едином портале, а также обеспечение возможности подачи заявления на целевое обучение на едином портале

30 декабря 2024 г.

Минтруд России,

Роструд,

Минобрнауки России,

Минпросвещения России,

Минцифры России

V. Содействие профессиональному развитию молодых работников

20.

Реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства

приказ Росмолодежи

вовлечение не менее 150 тыс. человек в реализацию всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства к 2030 году

1 марта 2024 г.

Росмолодежь,

Минобрнауки России,

Минпросвещения России,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

отчет в Минтруд России

1 марта 2024 г.

1 марта 2025 г.

21.

Подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи

доклад в Правительство Российской Федерации

развитие новых форм занятости для молодежи

30 декабря 2024 г.

Минтруд России,

Роструд,

ФНС России,

автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",

Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России"

22.

Создание условий для профессиональной ориентации молодежи в субъектах Российской Федерации, в том числе включая направления "Больше, чем работа" молодежной программы "Больше, чем путешествие"

доклад в Правительство Российской Федерации

охват не менее 10 тыс. человек ежегодно программой промышленного туризма

31 января 2024 г.,

далее - ежегодно

Росмолодежь,

Минпромторг России,

Минэкономразвития России,

Минпросвещения России,

Минобрнауки России,

автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",

Фонд Гуманитарных Проектов,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

23.

Стимулирование трудовой мобильности молодежи на приоритетные территории Дальнего Востока и Арктики из других субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

повышение информированности молодежи о возможности трудоустройства и переезда на приоритетные территории Дальнего Востока и Арктики из других субъектов Российской Федерации

31 января 2024 г.,

далее - ежегодно

Минвостокразвития России,

Минтруд России,

Роструд,

автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

24.

Установление правовых оснований для осуществления наставнической деятельности в Российской Федерации

проект федерального закона

определение понятий "наставник" и (или) "наставничество"

30 декабря 2025 г.

Минпросвещения России,

Минобрнауки России,

Минтруд России,

Минздрав России,

Минкультуры России,

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет просвещения",

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России",

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций"

25.

Мониторинг уровня безработицы молодежи (в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации)

отчет в Минтруд России

формирование квартальных оценок показателей занятости молодежи

I квартал - до 30 мая 2024 г.,

далее - ежегодно,

II квартал - до 30 августа 2024 г.,

далее - ежегодно,

III квартал - до 30 ноября 2024 г.,

далее - ежегодно,

IV квартал (за год) - до 29 марта 2024 г.,

далее - ежегодно

Росстат

26.

Проработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" в части уточнения понятия "молодой специалист" и закрепления понятия "молодой работник"

проект федерального закона

повышение мотивации молодых граждан к активному построению карьеры, создание равных условий для получения мер поддержки, устранение излишних барьеров при трудоустройстве

30 июня 2024 г.

Минтруд России,

Минэкономразвития России,

Минобрнауки России,

Росмолодежь,

Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей",

Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России",

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

27.

Проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи и организация их тиражирования

доклад в Правительство Российской Федерации

обмен опытом по трудоустройству молодежи

31 января 2024 г.,

далее - ежегодно

Минтруд России,

Минпросвещения России,

Минобрнауки России,

Минпромторг России,

Росмолодежь,

автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций",

автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Приложение N 2

к Долгосрочной программе

содействия занятости молодежи

на период до 2030 года

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

МОЛОДЕЖИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

2020 год

2024 год

2027 год

2030 год

1.

Доля трудоустроенных (занятых) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в течение первого года после окончания обучения в общей численности выпускников таких образовательных организаций, за исключением продолживших получение образования, осуществляющих уход за ребенком <*>

процентов

57

60

70

80

2.

Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет

процентов

10,7 <**>

8,5

6,5

5

3.

Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет

процентов

17,3 <**>

11

9,5

8

4.

Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, участвовавших в профориентационных мероприятиях в рамках проекта "Билет в будущее" и (или) во временных работах, в общей численности несовершеннолетних граждан этого возраста <***>

процентов

5,9

15

23

35

--------------------------------

<*> Доля трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общей численности выпускников этих образовательных организаций в течение следующего года после окончания обучения, по данным подсистемы единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".

<**> Данные по итогам выборочного обследования рабочей силы.

<***> Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, участвовавших в профориентационных мероприятиях в рамках проекта "Билет в будущее" в X году и (или) временно трудоустроенных в свободное от учебы время органами службы занятости населения в X году, в общей численности несовершеннолетних граждан этого возраста.